Психоз — общий термин для обозначения ряда симптомов, связанных с потерей связи с объективной реальностью, включая галлюцинации и бред. Люди с психозами чувствуют, что их необычные переживания становятся реальны, но то, как они их понимают, сильно различается. Важно отметить, что степень, в которой они осознают, что их переживания связаны с болезнями, то есть насколько они обладают «проницательностью», влияет на их шансы на выздоровление, а меры, направленные на повышение осведомленности, дают большие надежды.
Рассмотрим (вымышленный, всем совпадения случайны) случай с Сашей, 25-летним молодым человеком, который начал слышать голос, говорящий с ним, и интерпретировал его как часть зловещей организации, решившей украсть его идеи. Его обеспокоенная мать обратилась за профессиональной помощью после того, как он не выходил из своей комнаты несколько дней подряд, и после отказа от лечения Саша в конечном итоге был помещен в психиатрическую больницу в соответствии с местным законодательством.
В одной из версий этой истории Саша продолжает утверждать, что с ним все в порядке, и он хочет пойти домой. Он все ещё «слышит голоса» и объясняет, что ответственные за него люди следовали за ним в больницу через Интернет. Когда его спрашивают о доказательствах, он просто говорит, что знает, что это правда. Он считает, что ему не нужны лекарства, которые, по его словам, могут содержать яд. Надеемся, что его психиатр поймет степень стресса и страха, которые испытывает Саша, и попытается найти способ завоевать его доверие, но он также придет к выводу, что понимание Сашей его болезни, его симптомов и его потребности в лечении полностью отсутствует.
Теперь иная ситуация, в которой у Саши есть хорошее понимание ситуации, Саша начинает задаваться вопросом, шутит ли его ум над ним. Он полагает, что, возможно, он ю «в стрессе» и из-за социальной и сенсорной изоляции у него возникают галлюцинации (даже если они кажутся реальными). Он признает, что он в плохом состоянии и нуждается в помощи. Хотя он не уверен, что можно что-то сделать, но в больнице он хотя бы чувствует себя в безопасности. Лекарства, кажется, делают его более спокойным, и он чувствует больше доверия к окружающим — он счастлив и продолжает их принимать. Теперь он задаётся вопросом о существовании "голоса". Оценка Сашей его ситуации и способность рассмотреть альтернативные объяснения его опыта приводит к тому, что его психиатр считает его более податливым к излечению.
Вот тут-то и возникает концепция клинического понимания — трудно понять, как преимущества и вред предлагаемого лечения могут быть взвешены, если вы в первую очередь не уверены, что заболели.
Я твердо верю, что восстановление или улучшение понимания является важной целью психотерапии, помогающей увеличить шансы на выздоровление пациента. Это должно быть в форме признания трудностей как первого шага в овладении ими.
PS: "Это же касается и приверженности в лечении зависимостей "