Вы уверены, что знаете обо всех своих правах, как пациента?
Давайте выясним это вместе.
Права пациента закреплены в Конституции РФ и начинают действовать с момента обращения в медицинское учреждение.
Итак, права, которые нужно знать всем.
- При обращении в любую государственную и даже частную клинику, когда того требует внештатная ситуация, пациент имеет право на уважительное и гуманное отношение к себе и на приём. Не может послужить отказом в приёме отсутствие медицинского страхового полиса, официальной работы или фиксированного места жительства.
- Право на добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства. Статьёй 20 федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ установлено, что без предварительного информированного добровольного согласия пациента врачи не имеют права на оказание ему медицинской помощи. (За ребёнка, не достигшего возраста 15 лет, согласие подписывают родители (законные представители)).
Гражданин не может согласиться на все медицинские вмешательства сразу, подписав один документ. В справке указывается конкретный вид врачебной помощи. Также пациент может в любой момент отказаться от предложенных ему медицинских услуг.
- Право выбрать или поменять лечащего врача и организацию.
Согласно статье 21 Закона гражданин вправе выбирать специалиста и медицинскую организацию по своему усмотрению.
Но здесь есть нюансы:
а) выбирать поликлинику или врачей для получения первичной помощи можно не чаще 1 раза в год (за исключением переезда или изменения места регистрации);
б) выбор врача возможен только с согласия самого медицинского специалиста. Как и пациент, врач вправе отказаться от больного.
- Кроме того, у пациента есть право на второе мнение и консилиум (ст. 48 закона).
Поэтому, если сомневаетесь в компетентности лечащего врача, обратитесь к нему или к руководству лечебного учреждения с предложением созвать консилиум.
Выполнить просьбу больного – обязанность врача. Отказать не имеют права.
- Право на выбор мест прохождение обследования и исследований. Пациент может выбрать обследование в одной клинике, а лечение в другой. Свои решения человек может обосновать, допустим, наличием качественного оборудования, квалифицированного персонала, системного или индивидуального подхода.
- На выбор стационара. Если ситуация складывается так, что гражданина необходимо отвезти на карете скорой помощи в больницу, человек вправе выбрать место пребывания самостоятельно, опираясь исключительно на свои пожелания. Отказать ему нельзя, так как это противоречит положению о соблюдении прав пациентов.
- Право на содержание в санитарно-гигиенических условиях. Нельзя определить человека в коридор или грязную палату, ссылаясь на отсутствие мест, ремонтные работы или загруженность уборщицы.
- Право знакомиться с медицинской документацией. По письменному запросу пациенту обязаны предоставлять всю собранную информацию о состоянии его здоровья или здоровья родственника (при наличии нотариально заверенной доверенности).
- Право на аудио-/видеозапись врача во время консультации, обследования или лечения, но при условии согласия самого врача.
- Право на соблюдение врачебной тайны, которую составляют сам факт обращения к врачу, а также информация о состоянии пациента, медицинских процедурах и манипуляциях.
- Право на возмещение ущерба при причинении вреда здоровью. Любой гражданин России и нерезидент страны, имеющий другое гражданство, могут потребовать возмещение ущерба, если доказано, что была оказана некачественная медицинская помощь.