Найти тему
Александр Дедушка

в коллективной анимации обучения. (8) Спряжение глагола и два типа людей

Переходим к глаголу. Мы уже определяли людей-глаголов как людей-деятелей. Но сейчас нам предстоит еще одна очень сложная тема, которую по сложности можно сравнить только со склонением существительных – спряжение глагола. Что это такое применительно к миру людей?

Начать можно вновь с демонстрационной разминки, которую можно назвать «Здороваемся по-новому». Ребята в хаотичном порядке ходят в кругу и здороваются теми частями тела, которые называет учитель. Начинаем с традиционных рук, а дальше – коленки, ступни, пятки, носы, спины, уши, плечи, лопатки, локотки, затылки и даже «пятые точки». И уже после учитель спрашивает ребят, догадались ли они о теме, в которую им предстоит погрузиться в связи с изучением глаголов. Так происходит выход на спряжение.

Сначала, разумеется, теоретическая справка о том, что спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

Глаголы с окончаниями –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) относятся к I спряжению.

Глаголы с окончаниями –ишь, -ит, -им, - ите, -ат (-ят) относятся ко II спряжению.

Ребятам, конечно же, нужно помочь перед началом их «мозгового штурма» на тему разделения людей по двум видам спряжений. Итак, спрягаться – это соединяться в гармоничной форме, когда соединяемые части хорошо подходят друг к другу. Тогда спряжение - это органичное соединение чего-то с чем-то или кого-то с кем-то. Если это так, то отсюда логично вытекает вывод, что человек должен уметь гармонично спрягаться:

- с самим собой;

- с другими людьми;

- с окружающим миром в целом.

Органичность спряжения легко проверить на примере спряжения по принципу: правое - левое. Пусть ребята в парах поздороваются друг с другом как обычно – правыми руками, а затем, кто-то протянет вместо правой руки левую. Сразу почувствуется неорганичность подобного спряжения. Так может такое разделение на «право» и «лево» и есть первая подсказка к классификации двух видов спряжений?

Спрягаемся друг с другом
Спрягаемся друг с другом

Но у человека есть и гораздо более глубокие различия по принципу «правый-левый». Речь идет о двух полушариях его головного мозга. Известно, что правое полушарие отвечает за творческие и художественные способности человека, а левое – за мыслительно-логические. При этом правое полушарие мозга управляет левой стороной тела, а его левое полушарие – правой стороной. И это действительно важно знать, какой ты человек – лево- или правополушарный, ибо твое спряжение с самим собой, людьми и окружающим миром в значительной степени зависят от того, какие способности в тебе преобладают – мыслительные или художественные.

Можно провести небольшой тест на эту тему. Он состоит из трех этапов.

«Пальцы». Каждый ученик переплетает пальцы провой и левой рук между собой и смотрит, палец какой руки оказался сверху. Если палец правой, тот он записывает букву «П», если левой – «Л».

«Аплодисменты». Каждый хлопает в ладоши, изображая аплодисменты, и смотрит, какая рука (ладонь) при этом оказывается сверху – правая или левая. По результатам также записываются соответствующие буквы.

«Наполеон». Стать в позу «Наполеона», скрестив руки на груди и тоже посмотреть, какая рука окажется сверху. Результат также фиксируется.

Теперь время на небольшой предположительный анализ. Результат «ППП» говорит о ярко выраженном левополушарном преобладании, то есть о приоритете мыслительных способностей над творческими. Результат «ЛЛЛ» говорит о ярко выраженных правополушарных творческих способностях. Промежуточные результаты типа «ПЛП», «ППЛ», «ЛПЛ», «ЛПП» ориентируют на «смешанный» вариант, когда в человеке сочетаются и право- и левополушарные способности.

Впрочем, все это не более чем, некие подсказки. Каждый человек может самостоятельно сделать вывод о том, какие способности в нем преобладают, и на основании этого вывода сделать итоговый вывод о своем спряжении. К этому следует добавить одно очень важное следствие. Если спряжение это признак глагола, то два главных глагола, которые характеризуют спряжение художников и мыслителей – это «отображать» и «преображать». Художники отображают самих себя, людей и окружающих их мир в различных художественных образах. Это их тип спряжения с миром. Мыслители же стремятся осмыслить и преобразить окружающий их мир. Их спряжение с собой, людьми и миром – это спряжение преображения. Они активно влияют на окружающий их мир, фактически являясь фактором его развития в ту или иную сторону.

Подведем итог по двум типам спряжения людей:

Спряжение глагола и типы людей
Спряжение глагола и типы людей

В качестве итога работы по этой теме хорошо определиться в тем, люди какого типа преобладают в классе – I-го ли II-го спряжения. От этого может зависеть и общая атмосфера в коллективе, и особенности его деятельности и досуга.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь