Какой ребенок не любит смотреть мультики? Помимо развлечения и обучения ребенка мультфильмы, откровенно говоря, «развязывают» руки вечно занятым взрослым. Малыш занят и доволен, мама может смело посвятить пол часика своим делам. Скажете, что время нынче такое, приходится чем-то жертвовать. Давайте тогда разбираться в масштабах жертвы.
Если усаживать ребенка перед телевизором, то пусть он смотрит качественную продукцию анимации. Засилье Запада отражается и на развлекательном контенте, который предлагается нашим детям. Не будем консерваторами. Попробуем максимально объективно оценить плюсы и минусы мультиков, которые предлагает индустрия развлечений. На ринге два соперника. Встречаем, советские мультфильмы против современных.
Советская анимация: плюсы и минусы
Мультики прошлых лет у людей моего поколения ассоциируются с добрым и красивым. В советское время строгие цензоры очень тщательно изучали каждый кадр, который претендовал на внимание детской аудитории. Воспитательная направленность отражалась в каждом мультипликационном произведении. Речь сказочных героев внятная и правильная, негромкая, музыка соответствующая сюжету. Мультфильм выпускался с маниакальной точностью, аналогичной пуску ракеты в открытый космос. И, тем не менее, современные критики нашли, что Волк из «Ну, погоди!» просто злостный разрушитель детской психики — курит, подлец, ведет себя неприлично. Но отрицательный герой и должен обладать не самыми правильными чертами характера. К сожалению, дети ежедневно видят курящих взрослых. Не думаю, что запрет на старинный мультфильм как-то поможет в борьбе с курением среди подрастающего поколения.
Винни-Пух, который так нравился мамам, совершенно не интересен их отпрыскам. Случай распространенный. Почему? Потому что нет ярких красок, юмор не совсем детский, и уж тем более не современный. Не нравится? Не смотрите. Да, в Польше диснеевский вариант этого мультика запретили по очень серьезной причине: Винни, как выяснилось, существо без определенных половых признаков. Мне казалось что он, скорее мальчик, чем девочка. И не только я так думала. Интересно было бы посмотреть на медвежонка с ярко выраженными этими самыми признаками. Сомневаюсь, что в «улучшенном» виде рейтинг персонажа поднялся бы в глазах цензоров.
Чебурашка. Ну чем не прелесть? Очаровательный «пушистик», может, несколько глуповат, но сюжет у Успенского замечательный. Есть уже история Чебурашки на новый лад, с упоминанием модных гаджетов и с учетом тенденций развития нашего общества. Не читали еще о том, как друзья Чебурашки требуют у мэра Дружкова отдельное жилье для своего бездомного приятеля? Про пионеров, которые мелькают в кадре, придется долго рассказывать, но это элемент истории. Ничего страшного, даже познавательно.
Наши дети привыкли к динамичной и яркой картинке. Старые советские мультики этим параметрам не всегда соответствуют.
Казалось бы, это минус. А готова ли неокрепшая психика на стадии формирования к часто мелькающим кадрам? Холериков со слабой нервной системой, возможно, не стоит нагружать подобным развлечением часто. Может таким деткам и стоит «дружить» с Чебурашкой?
Современные мультфильмы: польза и вред
Зачастую, когда смотришь современный мультфильм, не всегда можно определить воспитательное значение творения аниматоров. Согласна, детка должна просто развлечься и отдохнуть от нагрузки, которую получает в образовательных заведениях. Но хотелось бы без негатива.
Современные мультики иногда демонстрируют откровенную агрессию, жестокие драки, истерики, встречаются даже элементы шантажа, обмана, эротики…
Например, «Алеша Попович и Тугарин Змей». История закручена лихо и интересно. Но не для детей. Азартные игры, карточные долги. Актуально, но к чему пропаганда подобных развлечений среди детей?
Эстетическая сторона тоже иногда хромает: Шрека красавцем назвать сложно, хотя миленький, у Монстров Хай тоже не совсем естественная внешность, а глядя на Черепашек Ниндзя у многих происходит ломка представлений о классической красоте.
Жаргонные словечки, откровенные «обзывалки» — все это часто встречается в современных мультфильмах.
И, поверьте, ничем хорошим это не «аукивается». Малыши легко называют друг друга «какашками», «дураками» и «зелеными сосисками». И после этого мы запрещаем им ковыряться в носу? Дети стремятся подражать героям, которые им симпатичны. Подражать истеричной Забаве, например.
Не стоит недооценивать воспитательное значение анимации. Мультфильмы можно использовать аналогично сказкотерапии. Не будете же вы рассказывать своей крошке ужастики? А почему показывать можно?
Признаюсь, сама смотрю некоторые анимационные шедевры с удовольствием. Весело, даже смешно. Но мне, как человеку довольно взрослому, серьезная трансформация не грозит. А вот нашим детям сложнее: что мы пишем на белом листе, когда предлагаем не совсем подходящие по возрасту мультяшки?
Выход один — фильтровать с учетом возраста и особенностей характера ребенка. Но не будьте слишком строги, старайтесь мыслить в современном формате.
Не стоит надевать на своего ребенка бабушкины панталоны. Вы же не хотите растить «белую ворону»? Ребенок должен развиваться в соответствующем информационном пространстве. Не забывайте: ему жить в двадцатых годах уже двадцать первого века.
Но не все так плохо. Есть добрые и красивые мультики, например, «Мой маленький пони», «Пчелка Майя» или про Микки Мауса (последние в силу популярности пополняются новыми сериями, хотя любимы были еще предыдущим поколением). Очаровательные милые герои учат детей настоящей крепкой дружбе. Анимация качественная, сюжет достойный с точки зрения воспитания и эстетики. Отчего же против? Только «за».
Обиженный нами выше Шрек, умеет ценить друзей и семью. Ребенок воспринимает информацию, используя множественные анализаторы, поэтому яркая динамичная картинка скорее дойдет до сознания ребенка, чем относительно вялая анимация отдельных советских мультфильмов. Например, флегматичный «Ежик в тумане» навряд ли «зацепит» ребенка из поколения nеxt. Это нам с вами здорово поностальгировать, а они, шумные и звонкие, хотят в жизни побольше динамики, побольше драйва.
Самый популярный мультипликационный сериал среди детей любого возраста — «Маша и медведь». Критики в адрес маленькой взбалмошной героини высказано много. Если честно, мне мультфильм нравится, но доче своей не показываю – провоцирует на шалости, а моя малышка сама может подкинуть сценаристам парочку неплохих идей для следующей серии. Если вы против Маши, которая ничему хорошему не научит, давайте поговорим о Карлсоне. Он тоже показал тихому скромному Малышу, как можно кататься на люстре и обманывать родителей. Один — один. Если ваш ребенок готов конкурировать с известными героями, смотрите мультик всей семьей и дружно комментируйте поступки малолетней злоумышленницы.
Хотите «развивалки»? Покажите малышу «Приключения Даши путешественницы». Анимация средняя, но сюжет неплохой. Миловидная девочка в компании друзей преодолевает препятствия и параллельно учит детей цифрам, цветам, выполняет совместно со зрителями задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.
«Фиксики», «Барбоскины» — просто мультипликационная энциклопедия для малышей. Познавательно и современно.
Касательно мультфильмов про вампиров, трупы и монстров сказано достаточно, чтобы оценить пагубное влияние на детскую психику. «Монстры Хай», «Франкенвини», «Ад Данте» – список длинный. На все маленькие плюсы один жирный минус – много агрессии и жутких картинок, которые провоцируют негативные реакции у детей. Язык не поворачивается защищать даже самые дружелюбные говорящие трупы. И назовите меня застарелым консерватором, но нет и нет! Подростки могут претендовать на подобное искусство. В защиту скажу, что на «ужастиках» чаще всего указано возрастное ограничение.
Прежде, чем предлагать своему ноющему чаду мультфильмы, оцените последствия, пользу и возможный вред для психики. Внимательно слушайте, о чем говорит ребенок после просмотра, какие фантазии возникают в его головке, как меняется игра, как он спит, как меняется его настроение.
Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях, какие мультики смотрит ваш ребенок.