«Унылая пора, очей очарованье...», - строки Пушкина, которые как нельзя кстати приходят на ум, когда рассматриваешь осенние пейзажи Алексея Саврасова. Откуда такая печаль и чувство тревожной безысходности? Ответ кроется в отношении художника к жизни, природе отношений между людьми и к самому себе.
Часто бывает так, что талантливый человек, будучи знаменитым и востребованных, умирает в больнице для бедных. Так случилось и с Саврасовым. Он никогда не отличался задорным оптимизмом. Всегда искал философский смысл в пейзажах. Его становление, как художника, пришлось на период рассвета романтизма и развития реализма в живописи. Он умело соединял оба стиля в своих картинах и воспитал не одно поколение художников.
Саврасов – выходец из небогатой семьи купца Кондратия Саврасова. Настоящая фамилия пишется через букву «о». Вопреки воле отца, он отправился учиться в Высшее художественное училище. После смерти матери ему пришлось оставить учебу, чтобы помочь семье. После он оплатил оставшийся курс обучения и стал профессиональным художником. В 24 года ему было присвоено звание Академика за картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума». Ее купил Третьяков за баснословные по тем временам деньги. Саврасову стали заказывать картины самые богатые люди Российской империи. Но он отказывается от них и отправляется в Москву преподавать.
Жизнь идет по заранее спланированному сюжету. Саврасов женится. Его избранницей становится учительница Софья Герц. В браке рождается трое детей. Художник продолжает работать, но в его картинах все больше прослеживается неуловимая печаль. Краски становятся более приглушенными, картины выглядят унылыми и лишенными стремления радоваться жизни. После работы над самым известным полотном «Грачи прилетели», Саврасов находится в постоянном поиске душевного покоя. Но не находит его.
Художник начинает злоупотреблять спиртным. Он и до этого не отличался особой трезвостью. Брак дает трещину, к 1871 году Саврасов уходит из семьи. В этом же году он представляет публике картину «Осень». В ней, в ее красках и сюжете он показывает всю унылость собственного существования. Жизнь потеряла смысл так же, как и композиционное решение картины. Неудобно стоящая ветряная мельница, дымок из трубы дома мельника, тусклые краски – все свидетельствует о невыразимой словами тоске. Даже птицы улетают на юг. Там нет печали и мир наполнен совсем другими красками.
После развода с Софьей Герц Саврасов пытается наладить жизнь с другими женщинами. Не получается. Его жизнь медленно угасает, как угасает природа перед зимним сном. Он больше не станет востребованным, богатым и знаменитым. Художник это прекрасно понимает. Поэтому выражает свои чувства и ощущения так, как умеет, через свои картины.
В последний раз перед увольнением из художественной академии он появится перед учениками в поношенной одежде, серых шерстяных носках и потрепанной временем обуви. Он скажет: «Извините, я очень болен». И уйдет. Он умрет в больнице для бедных. А в памяти потомков останутся только его наполненные грустью картины.