Сейчас пенсионеры, наряду со студентами, в меньшинстве среди российских предпринимателей. Редакция «Своего дела» нашла тех, кто начал бизнес в возрасте старше 55 лет, и выяснила, как они пришли к такой идее, чем это занятие лучше работы по найму и сколько удаётся зарабатывать
Обереги против трудностей
«Я много путешествую по миру. Когда еду в новый город, беру с собой материал и инструменты. Благодаря этому я сделала несколько тематических коллекций украшений: „Витражи готических соборов Парижа“, „Чешская рапсодия“, „Сказы Балтии“. Деньги от продажи своих работ на выставке помогают мне исполнять мечты», — говорит 64-летняя предпринимательница, основательница бренда украшений Rita-Rita Маргарита Фомина.
В её семье рукоделием занимались несколько поколений. Бабушка в годы блокады Ленинграда шила на заказ в обмен на хлеб. Мама, нейрохирург, в свободное время вязала. Сама Фомина вязала на заказ ещё в институте: подрабатывала после смерти отца.
В 1980–1990-е годы Маргарита работала на разных заводах в Санкт-Петербурге. Она занималась трибологией — изучением трения и износа узлов машин и механизмов. В девяностые предприятие осталось без сырья, исследования остановились, а сотрудников уволили. Чтобы заработать деньги, Фомина начала вязать на заказ.
В 1990-е годы, во время декрета, Фомина освоила декоративную обработку кожи, бисероплетение. Эти навыки помогли ей устроиться в школу преподавателем рукоделия. Тогда же Маргарита устроилась организатором в компанию, которая проводила за границей выставки работ русских мастеров.
39 лет
средний возраст предпринимателя в России
25–44 года
наиболее вовлечённая в предпринимательство возрастная группа
3 %
доля пенсионеров и студентов среди предпринимателей
Источник: Отчёт «Глобальный мониторинг предпринимательства за 2018–2019 годы»
На одной из ярмарок во Франции женщина увидела украшения, связанные крючком из тонкой серебряной проволоки. Вернувшись домой, она стала экспериментировать с этой техникой. Фомина использовала проволоку в нейлоновом чехле — прочный, неокисляющийся и не раздражающий кожу материал, — а также полудрагоценные камни, бисер и кристаллы. Получились украшения-трансформеры для шеи и кистей — изделия можно было скручивать и завязывать узлами.
В 2000 году Маргарита уволилась из компании: из-за смерти мужа постоянно ездить в командировки она больше не могла. Фомина устроилась в петербургскую Ремесленную палату начальником отраслевого отделения «Народные и художественные промыслы и ремёсла». Там она обучала мастеров, проводила семинары по юридической грамотности. Параллельно начала продавать свои изделия на выставках.
«После смерти мужа было очень трудно. Зарплата была маленькой. Я выживала благодаря рукоделию. Но работа мне нравилась, уходить оттуда не хотелось», — объяснила Маргарита. В 2006 году из-за проблем со здоровьем она уволилась. После этого Фомина устроилась учителем рукоделия в психоневрологический диспансер. Там она преподавала десять лет.
«Кто твой хозяин?»: как рисунки хной помогли художнице найти своё дело
Первую коллекцию украшений из проволоки, кристаллов и бисера Фомина сделала в 2008 году. Тогда же придумала название бренда — Rita-Rita. Покупатели нашлись через два года. Знакомая приобрела плетёное колье за 450 рублей.
Чтобы увеличить продажи, Фомина попросила детей завести аккаунты с фотографиями в социальных сетях. Ссылки она отправила знакомым. Благодаря этому у неё начали заказывать по несколько украшений в месяц. Ежемесячная выручка составляла от 10 до 20 тысяч рублей. С продвижением помогли предприниматели, с которыми Маргарита познакомилась в Ремесленной палате. Они выставляли изделия в своих ателье и кафе.
В 2016 году Маргарита Фомина уволилась из диспансера. Спустя пару лет, в 62 года, она зарегистрировалась как ИП и начала посвящать всё своё время развитию марки украшений.
«Когда у тебя есть начальство, многие идеи не удаётся воплотить в жизнь. В своём деле ты сам себе хозяин. К тому моменту я уже изготавливала украшения на заказ и была уверена, что они будут пользоваться спросом»,
— рассказала Маргарита
Она изготавливает по 100 украшений в месяц. Цены на изделия варьируются от 500 рублей (за броши и браслеты) до 4,5 тысячи рублей (например, за сложные воротники-трансформеры). Выручка составляет 100 тысяч рублей в месяц. На материалы Маргарита тратит по 30–40 тысяч рублей. Закупается раз в два-три месяца в оптовых магазинах. По словам Фоминой, там шире выбор, а цены на материалы в два-три раза ниже, чем в розничных сетях.
Украшения продаются на ремесленных выставках. За четыре дня ярмарки у Фоминой могут купить до 30 штук, а также сделать персональные заказы. Больше всего ей нравятся ежемесячная выставка ювелирных изделий «Сокровища Петербурга» (участие стоит 15 тысяч рублей за четыре дня) и ежегодная московская выставка «Ладья» (20 тысяч рублей за четыре дня). Туда, как объясняет дизайнер, приходит её основная аудитория — женщины старше 35, интересующиеся вещами ручной работы.
«Раньше я постоянно участвовала во многих выставках. Но некоторые не оправдывали затрат на аренду, транспорт, материалы. Постепенно выбрала те, которые приносят результат», — рассказала предпринимательница. В ярмарках Фомина участвует три-четыре раза в месяц. В основном торгует сама. Иногда, если мероприятия совпадают по времени, нанимает продавца. Она платит сотруднику тысячу рублей за день и 5 % от выручки, если она больше 10 тысяч рублей.
100 000 ₽ в месяц
средняя выручка Rita-Rita
30 000–40 000 ₽
расходы на материалы за два-три месяца
Украшения Rita-Rita продаются также в нескольких магазинах одежды, ювелирном салоне и небольшом музее. «Раньше партнёров было больше. Но, к сожалению, продажи падают. Магазины делают высокую наценку на изделия — от 100 до 300 %. К тому же многие задерживают выплаты. От некоторых уже два года жду суммы свыше 50 тысяч рублей», — поделилась Фомина.
Через аккаунты в социальных сетях продаётся по 5–10 изделий в месяц. Среди клиентов есть иностранцы: жители Беларуси, Эстонии, Финляндии, Великобритании. У инстаграм-аккаунта Rita-Rita сейчас больше 10 тысяч подписчиков. Фомина предпочитает выставки остальным площадкам: там легче привлечь покупателей и понять их пожелания. Например, из-за постоянных вопросов в конце 2019 года она сделала несколько украшений для волос.
Чтобы привлечь клиентов, предпринимательница проводит в библиотеках авторские выставки, мастер-классы для детей и взрослых, лекции о ремёслах. «Это творческая работа, но она стимулирует покупательский спрос. Люди, которые сами попробовали что-то сделать, больше ценят работу мастера и охотнее заказывают украшения», — рассказала Фомина.
Не содержит металлов: как сделать бизнес на необычных украшениях
В планах Маргариты — постоянно ездить на выставки в другие города. Для этого ей нужно нанять помощника. «Иногда в выходные проводят по три ярмарки одновременно. К тому же ассистенту можно поручить простые задачи по изготовлению украшений», — поделилась предпринимательница.
Предпринимательский пирог
Валентина Ушакова из города Кириши (160 километров от Санкт-Петербурга) всю жизнь проработала пекарем. В июле 2018 года, в 59 лет, она открыла собственную пекарню. «Четыре месяца сидела дома, поняла, что сойду с ума от скуки. Снова становиться наёмным сотрудником я не хотела — наработалась на других. Увидела, что рядом с домом сдают помещение. Долго не думала, зарегистрировала ИП и открыла своё дело», — рассказала она. Идею поддержала дочь, Ольга Пименова, которая также работала пекарем. Она несколько лет хотела начать бизнес, но не решалась запускать проект в одиночку.
Чтобы открыть точку, женщины взяли кредит на 500 тысяч рублей. Деньги отдали банку за год. За 25 тысяч рублей в месяц арендовали помещение площадью 46 квадратных метров. На материалы потратили 300 тысяч рублей, весь ремонт сделал сын Валентины. Партнёры также приобрели ингредиенты и оборудование — холодильники, тестомесильные машины, печи, витрины, мойку для посуды, стеллажи, прилавки. Точный размер трат предпринимательница не помнит.
Постоянных поставщиков продуктов искали около полугода. «Сложно было найти молочные продукты с нужным вкусом и консистенцией по приемлемой цене. Были те, кто предлагал, например, один творог на пробу, а привозили другой — то слишком рассыпчатый, то слишком мокрый, то одни комочки», — поясняет Ушакова. Валентина перебирала фермеров из Ленинградской области. Сколько поставщиков сменили, предпринимательница не помнит. Сейчас большую часть ингредиентов для выпечки из-за выгодного соотношения цены и качества заказывают из Беларуси. В месяц на продукты уходит около 100 тысяч рублей. Сейчас выручка пекарни составляет 400 тысяч рублей в месяц. Половину приносят продажи пирогов на заказ.
Шоколадный цех: как заработать на конфетах с хамоном и оливками
«В нашем ассортименте есть слойки, пирожные, пирожки, печенье. Всё по собственным рецептам. Стараемся по возможности добавлять новые позиции, чтобы выпечка не наскучила постоянным покупателям», — рассказала Валентина.
400 000 ₽
выручка пекарни в месяц
100 000 ₽
ежемесячные расходы на закупки
Женщины работают вдвоём. Готовкой они занимаются вместе, но за разработку рецептур и технологии изготовления отвечает дочь. Прибыль партнёры делят пополам. Сотрудников в пекарне пока нет. По словам Ушаковой, в маленьком городе (население 50 тысяч человек) не получается найти стоящего помощника.
Клиентов приводит сарафанное радио. Конкуренция низкая — в городе работают девять кафе и булочных. Чтобы прорекламировать пекарню, Ушакова участвует в мероприятиях и выставках.
Летом 2019 года Ушакова выиграла премию в номинации «Лучший пекарь Ленобласти» на Форуме потребительского рынка. О пекарне рассказали в региональных газетах и на телевидении. По словам Валентины, после этого появились покупатели из других городов региона — Волхова, Тихвина. Уточнить, как именно событие повлияло на выручку, предпринимательница не смогла. «После конкурса местные жители приходили, чтобы просто на меня посмотреть. Клиентов в пекарне и так много», — говорит Ушакова.