За то, чтобы Владимир Путин оставался на своем посту в пятый раз, готовы проголосовать 57% россиян. Это выяснил опрос Института социального маркетинга.
33% опрошенных сказали, что скорее не допускают возможности проголосовать за Владимира Путина, еще 10% с ответом затруднились.
Устали от перестроек
Для россиян любая смена верховной власти всегда означала потрясения и перестройку сложившегося уклада, за которую платили именно они, простые граждане, говорит социальный психолог Алексей Рощин.
В истории России, и советской, и досоветской, и послесоветской, почти всегда новые правители приходили к власти не в результате народного волеизъявления, а вследствие либо верхушечных договоренностей, либо дворцовых переворотов. Естественно, правитель, пришедший на трон таким способом, не чувствует себя ничем обязанным ни народу, ни своему предшественнику,– сказал Рощин СНЕГ.TV.
Основная проблема транзита власти в России, как бы страна ни называлась в конкретную эпоху, состоит в том, что от процесса формирования власти отстранено не только ее население, но и национальные элиты, говорит эксперт.
В странах со стабильными политическими системами тоже ведь не обязательно “улица” решает, кто станет президентом или премьер-министром, даже при наличии внешних атрибутов демократического процесса. В конечном итоге, это решают те, у кого есть деньги и влияние – те самые элиты. Но в России сложилось так, что у нас такие элиты имеют не больше политических прав, чем простые граждане,– говорит Рощин.
По его мнению, российская политическая система устроена так, что элитой становится более или менее узкий круг лиц, приближенных к особе верховного правителя (царя, генсека, президента). Сейчас такая элита неформально именуется “ближним кругом Путина”.
Сложившаяся практика показывает, что даже в рамках одной партии – как это было в СССР – страной реально управляло некое Политбюро, состав которого верховный правитель мог определять по своему усмотрению. И все верховные правители заинтересованы в том, чтобы это Политбюро время от времени меняло состав. Этим лидер обеспечивал себе безопасность против возможного сговора “соратников” против себя. Поэтому в нашей стране не элита определяет политику лидера, а лидер определяет состав элиты,– заключает социолог.
Дообнулялись
Социологи также спрашивали респондентов, известно ли им об инициативе депутата Госдумы (ЕР) Валентины Терешковой, дать возможность Путину участвовать в президентских выборах бесконечно.
44% респондентов сообщили, что хорошо знают об этой инициативе, 25% признались, что слышат об этом в первый раз.
Однако и социологи, а тем более их респонденты, забыли, что точно такую же инициативу, какую выдвинула первая космическая женщина, за пять недель до нее выдвигала никому не известная преподавательница из Череповца.
В начале февраля завкафедрой Череповецкого государственного университета Алена Смыслова во время посещения Путиным этого города спросила президента, имеет ли смысл проводить выборы президента.
Не от ли это самый “глас народа”, на который ссылалась Валентина Терешкова, объясняя свое предложение от 10 марта?
При этом в тот момент Путин сделал вид, что вопрос о его продлении (термин “обнуление” еще не был отчеканен) из разряда “детских”. В феврале казалось, что президент этим поставил все точки над i: отверг возможность своего переизбрания в принципе.
Путин на корню пресекает любые спекуляции о возможности сохранения за ним поста президента после 2024 года, полагал тогда СНЕГ.TV ведущий эксперт Аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
Если бы целью Путина было запустить процесс сохранения за ним поста президента, вопрос был бы задан в ином виде – этого требует драматургия вброса подобных инициатив. Такой вопрос не был бы задан как бы спонтанно, ему бы предшествовала более-менее длительная отработка в информационном поле. Чего, как мы видим, не происходит,– говорил он.
Однако, как показали события последующих недель, Владимир Путин способен менять свое мнение быстрее, чем за ним успевают уследить политические эксперты. До 22 апреля поэтому еще достаточно времени, чтобы четырехкратный президент снова дал пищу для аналитиков, коронавирус им в помощь.