Те, кто хоть раз задумался о том, как снимался тот или иной фильм, открывают для себя настоящую магию кино. Множество легендарных фильмов создавались не только посредством визуальных эффектов, но и стараниями декораторов, костюмеров, режиссёров, операторов и самих актёров. Мы уже рассмотрели интересные факты со съёмок «Титаника» и «Гарри Поттера», а теперь обратимся к культовой трилогии «Властелина колец» и, наконец, узнаем, как хоббитов сделали коротышками.
От миниатюры до локации в натуральную величину
Трилогия «Властелина колец» («Хоббит» к такому шедевру не относится) наглядно показывает то, как можно снимать масштабное кино на натурных локациях. Большая часть съёмок проходила на родине режиссёра Питера Джексона в Новой Зеландии.
Перед съёмками, вместе с раскадровкой были созданы и миниатюры будущих локаций, например, Изенгард и башня Ортханк, Хельмова Падь, крепость Минас-Тирит, а также башня Барад-Дур. Таким образом, режиссёр заранее мог ориентироваться в расстановке камер и даже спланировать красивые пролёты камеры. Вообще, миниатюры к данным картинам – это целое достояние и невообразимый талант художников.
Хоббитон (Шир)
Самой популярной и известной локацией данной эпопеи считается Хоббитон. Нет, в этой локации не проходили все основные события. Просто вы лично можете посетить деревеньку хоббитов, ведь она выполнена в натуральную величину. Декораторы возвели Хоббитон недалеко от ферм городка Матамата, и до сих пор там проводят экскурсии.
Ривенделл
Эльфийское убежище в лесах было также отстроено на природе, но частично. Локация находилась в настоящем густом лесу, так что часть декораций спускали по частям с вертолётов. В съёмках Хоббита эта локация тоже была, но декорации в натуральную величину Ривенделла уже не использовались.
Эдорас
Столица Рохана Эдорас поражает воображение. Дело в том, что вся локация была полностью отстроена на горе Сандэй. Вот так Питер Джексон заморачивался для съёмок и красивого пролёта камеры.
Это ещё далеко не все реальные места съёмок.
Фокусы с перспективой, или как обмануть ваше зрение
Питер Джексон очень любил играться с перспективой, и это позволило ему сделать не только крутые кадры, но и значительно сэкономить бюджет. Там, где герои находились рядом с чем-то масштабным, чаще всего использовались миниатюры, поставленные под таким углом, чтобы они казались реальным объектом.
Колец для фильма было отлито больше десятка штук, и для крупных планов использовалось большое трёхкилограммовое кольцо.
И, наконец, хоббиты. Джексон хотел показать хоббитов так, как они представлены в книге. А это значит, что они должны быть уменьшенными людьми с большими ногами.
Итак, актёров нужно было как-то уменьшить, и тут на помощь опять пришли «фокусы» с камерой, а именно форсированная (принудительна) перспектива.
При таком положении камеры отдалённый предмет кажется меньше, но выглядит так, словно находится рядом с объектом переднего плана (фото с туристами, которые непосильным трудом не дают упасть Пизанской башне). Однако если камеру сместить, то перспектива нарушится, и тогда решили вращать не камеру, а саму съёмочную площадку, где это было возможно.
Но без дублёров не обошлось, и для дальних общих планов были наняты карлики, которые носили подробные маски актёров. Так, например, часто снимали Гимли (рост актёра 180 см.). Для других сцен наоборот: все окружающие актёры ходили на ходулях в больших костюмах, например, сцена на улицах Бри.
Для съёмок первых сцен «Братства кольца» было сделано два дома Бильбо: в натуральную величину и уменьшенную копию. Так снимали отдельно хоббита и Гендальфа.
Визуальные эффекты
Без помощи компьютерной графики всё же не обошлось, и тут она смотрится весьма лаконично.
Например, пылающий Барлог создал много проблем не только братству кольца, но и художникам. Модель была отсканирована с тщательно воссозданной скульптуры, а потом на неё наложили более десятка тысяч текстур.
Элефантами были не гримированные слоны, а также анимированные модели. Кстати, огромный труп элефанта при битве за Минас-Тирит настоящий. Ну, или почти настоящий, так как это не слон, а каменная покрашенная статуя, над которой трудились шесть недель.
Впервые была использована программа для моделирования сражений огромных армий, где бойцы не просто копия друг друга, а имеют свою модель поведения. Для киноиндустрии это было настоящим прорывом, как и ещё одно новшество – 3D камера. С такой камерой Питер Джексон видел на площадке не только актёров, но и компьютерную модель.
Голум, начиная со второй части, также является компьютерной моделью, но играет его живой актёр Энди Серикс. Тут использовалась технология захвата лицевой анимации, как и при съёмках Смауга, которого сыграл Бенедикт Камбербэтч.
Если статья вам понравилась, то я расскажу об испытаниях, которые пережили актёры во время съёмок (вплоть до грани смерти). Поверьте, там есть о чём рассказать.
Вторая часть