Найти тему
Старый электронщик

Диверсификация - насколько реально?

ПИШУ ТОЛЬКО О ТОМ, С ЧЕМ САМ СТАЛКИВАЛСЯ

Скажу сразу: речь пойдёт только об электронике, поскольку с другими областями народного хозяйства я настолько тесно не сталкивался.

Фото https://yandex.ru/images/
Фото https://yandex.ru/images/

Немного истории, чтобы понятнее было. В советские времена вся промышленность делилась на министерства, в частности, министерство электроники, министерство радиопромышленности, министерство приборостроения и др., а министерства состояли из предприятий - просто, компактно и понятно. Пришли другие времена, управленческий аппарат, для повышения эффективности, решено было сократить: эти министерства соединили, образовав на их базе министерство промышленности и торговли. Думаете, на этом и всё? - как бы не так! Все министерства остались на своих местах, их просто переименовали в департаменты. Но это было только начало: предприятия преобразовали сначала в ЗАО и ОАО, затем просто в АО. После этого эти маленькие АО стали объединять в АО побольше, например, часть АО объединили в АО "Алмаз - Антей", часть АО объединили в АО "Агат - Информсистемы" и т.д. Но и на этом АО-мания не закончилась: появились более крупные АО "Ростех", АО "ОАК", АО "ОСК" и многие - многие другие. Такая же ситуация во всех других сферах промышленности - АО "Газпром", АО "Лукойл" и т.п. О чём я - о накладных расходах.

Накладные расходы - это производственные издержки, расходы на социальную сферу и расходы на управление. Они как гири висят на ногах предприятий, увеличивая стоимость производимой продукции. В прежние времена накладные расходы были большими - до 30%, но в условиях всеобщего дефицита государство на это шло. Промышленность выглядела вот так:

Рисунок https://yandex.ru/images/
Рисунок https://yandex.ru/images/

Государство всё делало само, своими силами, без привлечения иностранной рабочей силы. Национальные блага создавались в реальном секторе экономики. Вдобавок на предприятиях лежала большая социалка: жильё, пансионаты, спорт и т.д. На накладных расходах сидели управляющие кадры, начиная с начальников отделов и выше, но это были небольшие деньги, потому что зарплаты у них были одного порядка с рабочими, а по численности их было мало. Невозможно было представить нынешнюю ситуацию: 8 тыс. рублей/мес получает уборщица и 8 млн/мес получает директор.

Теперь расскажу о предприятии, на котором проработал больше 30-ти лет. На нём я пережил горбачёвскую перестройку, времена кровавой ельцынщины, начало возрождения. Всё бы ничего, но началось преобразование предприятия - сначала оно стало ОАО, потом АО, потом частью АО "Алмаз - Антей", потом вместе с ним влилось ещё куда-то. Затем для улучшения управляемости Москва стала массово присылать эффективных менеджеров. Сначала они занимали должности помощников генерального директора, при этом каждому был положен отдельный кабинет и секретарша. В то время на предприятии существовал Учёный совет, решения которого ложились в основу стратегического развития предприятия, они оформлялись в виде Плана развития и утверждались Руководством. С таким планом Председатель Учёного совета пошёл к одному из таких реальных руководителей, а услышал в ответ: вы можете собираться хоть каждый день и принимать любые планы, но делать будете то, что я вам скажу. Нетрудно догадаться, насколько эти эффективные менеджеры разбираются в специфике предприятия, занимающегося разработкой систем авиации и ПВО.

А Москва продолжала всё присылать и присылать новых менеджеров. Когда количество советников перевалило рамки приличия, администрацию разбили на два блока: первый блок администрации и второй блок той же самой администрации. А Москва всё присылала и присылала... Теперь они стали называться советниками, но с теми же требованиями - кабинет и секретарша. Большой красивый актовый зал застроили кабинетиками, большую техническую библиотеку застроили кабинетиками, стали разгонять разработчиков и застраивать их помещения кабинетиками. К чему я - а к тому, что все их зарплаты легли на накладные расходы, при том, что каждый получал в двадцать раз больше разработчика. Накладные расходы достигли 150% и продолжили расти.

А Москва продолжала всё присылать и присылать новых менеджеров. Теперь они стали называться кураторами. Их жён тоже пристраивали: в канцелярии работало два человека - стало 15, в бухгалтерии работало 15 человек - стало 50, в отделе кадров - ну, вы поняли...

Промышленность стала выглядеть вот так:

Рисунок https://yandex.ru/images/
Рисунок https://yandex.ru/images/

Можем руководить, организовывать, писать красивые отчёты. Можем что-то разработать за огромные деньги, но о какой диверсификации может идти речь?! Чем она отличается от конверсии? Конверсия - смена сферы деятельности предприятия, например, авиационный завод сворачивает производство самолётов и начинает производство алюминиевой посуды. Диверсификация - это задействование на гражданской продукции высвобождающихся мощностей военного производства. Но гражданская продукция - это конкуренция, это цена, а на предприятиях ВПК в цену входят накладные расходы в размере 200-250%, львиная доля которых составляют расходы на управление. Вот теперь умножьте конкурентную цену товара в 20 - 25 раз - кто из гражданского населения купит такой товар? Без изменения структуры управления промышленностью все разговоры о диверсификации - бессмысленны.

Подписывайтесь на мой канал, я ещё много чего интересного расскажу, ну и ставьте лайки для поддержки.

Другие мои статьи на эту тему:

Инженеры, ау!

Инженеры, где вы?

До встречи.