Мини-экскаватор – одноковшовый гидравлический экскаватор эксплуатационной массой не более 7,5 – 8 т. Машины этого типа предназначены для рытья, извлечения и перемещения грунта, но за счет малых размеров могут работать в ограниченном пространстве и перевозиться на грузовых автомобилях и прицепах без специальной подготовки. Мини-экскаваторы используются в строительстве, благоустройстве и других отраслях, где необходимо выполнение небольшого объема земляных работ.
История мини-экскаваторов
Первые прототипы мини-экскаваторов построены в конце 1960-х годов в Японии компанией Yanmar. Серийное производство машин было запущено этой же компанией в 1971 г. В 1974 г свой мини-экскаватор представила компания Kubota. В последующие годы выпуск мини-экскаваторов наладили почти все ведущие производители крупной землеройной техники. В нашей стране над созданием подобной техники занимались с 1980-х годов, однако по ряду причин первый отечественный мини-экскаватор ЭО-112 был выпущен заводом «ЧТЗ-Уралтрак» только в 2014 г.
Общее устройство мини-экскаватора
Конструктивно мини-экскаваторы аналогичны полноразмерным машинам. Основой экскаватора выступает гусеничное или колесное шасси, на котором располагается поворотная платформа с местом оператора, силовой установкой и рабочим оборудованием. Экскаваторное оборудование состоит из шарнирно-рычажной стрелы с гидравлическим приводом, в качестве основного рабочего органа используется ковш. Однако в большинстве случаев предусмотрена замена ковша на другие рабочие органы – грейфер, крюк, молот и т.д.
Рабочее место оператора может быть открытым (закрываться тентом) или располагаться в небольшой кабине. В качестве силового агрегата обычно используются дизельные двигатели мощностью 5 – 50 л. с. Для обеспечения устойчивости и расчистки площадки в передней части шасси экскаватора монтируется невысокий отвал.
Колесный прицепной мини-экскаватор имеет похожую конструкцию, однако он имеет открытое место оператора и оснащается аутригерами (опорами).
Классификация мини-экскаваторов
Мини-экскаваторы бывают двух основных типов:
- На колесном шасси;
- На гусеничном шасси.
Большинство мини-экскаваторов имеют гусеничный ход. Используются стальные и резиновые гусеницы, первые обеспечивают наилучшее сцепление с грунтом, вторые препятствуют повреждению твердых покрытий (асфальта, брусчатки и т.д.). На многих моделях предусмотрена возможность замены гусениц одного типа на другой, а также использование расширенных гусеничных лент.
Колесное шасси чаще имеют прицепные мини-экскаваторы, которые могут транспортироваться буксиром.
Характеристики мини-экскаваторов
К основным характеристикам машин относятся:
- Эксплуатационная масса;
- Мощность;
- Объем ковша;
- Глубина копания;
- Максимальная высота подъема ковша;
- Рабочий радиус;
- Скорость движения.
Эксплуатационная масса мини-экскаваторов лежит в пределах 0,5 – 8 т, они оснащаются двигателями мощностью 5 – 50 л. с. и имеют ковш объемом 0,02 – 0,25 куб. м. Глубина копания лежит в пределах 1,7 – 4,0 м, а рабочий радиус редко превышает 5 м.
Производители мини-экскаваторов
Лидирующие позиции на рынке мини-экскаваторов занимают японские компании Kubota, Yanmar, IHI и Gehl, большую долю имеют Hitachi, Volvo, Komatsu, Kobelco, Bobcat, JCB, Doosan/Daewoo. Также мини-экскаваторы предлагают почти все производители большой землеройной техники, в том числе Terex, Hidromek, HANIX, John Deere и другие. В России машины этого типа производятся заводами «ЧТЗ-Уралтрак», Mole, Geogid, Strong (завод «Стронг-МФ», группа компаний «Бурагрегат») и некоторыми другими.
Интересные факты о мини-экскаваторах
Самым маленьким мини-экскаватором можно считать Komatsu PC01-1 – машина весит всего 380 кг и оснащается мотором мощностью 3,5 л. с. Экскаватор комплектуется ковшом объемом всего 8 литров, который монтируется на гидравлической стреле с глубиной копания 1,05 м. Машина опирается на резиновые гусеницы и может передвигаться со скоростью 1,4 км/ч. Вторую и третью строчку в списке самых малых мини-экскаваторов занимают IHI 4J весом 480 кг и Kobelco SK 005 весом 500 к