Найти тему

Танго. Записки о забытом, но вспомянутом

Как-то собирательно и очень постепенно у меня созрела идея вернуться в танго, которое я не танцевала 25 лет. 

Звучит, конечно, заурядно: подумаешь, пошла на танцы заниматься. 

Но для меня это оказалось настоящей ситуацией столкновения с глубинными страхами.

 хорошие девочки поздним вечером одни без мужа с посторонними не танцуют

( Ужас! Вот написала только, - и тут же накрыла паника. Нарушение запретов грозит полным крахом!

Но стоп, не нагнетай, - ты сделала первый шаг в ситуации столкновения) .

Первый урок. Это оказалась красивая уютная студия. Встретили доброжелательные располагающие тренеры. 

Самое важное, что я для себя сразу услышала от них - это что не надо учиться особым па и фигурам! Потому что танго - это про отношения между собирательным мужчиной и собирательной женщиной через прикосновения, без слов. 

Не надо учиться и про отношения, - это моё, это я умею! 

Но самым страшным на первом уроке оказалось... положить руки на плечи партнеру. Правда, сразу после напряжение ушло. Очень помогли упражнения с закрытыми глазами: движение за партнёром по залу, их смена, ведение в танце. 

Оказывается, мужчины различаются тем, как они ведут за собой. Ксати, не имён, не внешности пяти партнёров того вечера я не запомнила. К сожалению, не слышала я и музыки танцев, потому что прислушивалась только к себе, к необычным ощущениям своего тела. Оказывается, оно живое, и если выключить голову, оно будет общаться само: договариваться, подчиняться тому, кто сильнее. 

В первый вечер был один коротенький чудесный момент, когда я ощутила, что танцую. В том упражнении (дамы не подглядывают) партнёры меняли дам. Я двигалась туда, куда вёл следующий партнёр, когда меня подхватил инструктор и... дал мне возможность танцевать. Не сознанием, а телом почувствовала, что он не просто ведёт, а подсказывает моему телу движения танца, а то всё понимает и слушается. Это фантастика! 

 Проверю на следующем занятии.

Второе занятие раскрыло глаза, развеяло иллюзии и заземлило.

 Нет, - шмякнуло! - о танцпол. 

Оказалось, что это партнеру ничего особо делать не надо, только задавать направление движения. Все самое сложное (и самое красивое) делает партнерша. И вот тут-то и выяснилось, что я абсолютное бревно, еще и с нарушением пространственной координации. Я даже не могла разреветься и убежать, как очень хотелось, потому что уже давно не маленькая и мне не положено. 

От напряга бомбило. Музыку не слышала. Ритма не чувствовала. 

Три. А потом внезапно инструктор пригласила на женскую практику. Предупредила, что будет трудновато, но полезно. Я хотела взять с собой подругу дочери для компании, но танцовщица сказала, что совсем нулевые не справятся. Тревожно... Что же это за женская практика, которая ломает людей?

Нас было всего шестеро, опытностью от 2-х месяцев до года занятий. И я, после второго..

А я ведь два года вообще не занималась спортом. И ко всему прочему утратила связь со своим телом, начисто лишив его права голоса. Но до этого-то я всю свою долгую жизнь занималась различными видами спорта! Почему же все упражнения, что давала инструктор, казались мне вообще из параллельного измерения?

Только послушайте инструкцию: голова, как будто над водой, а на позвоночнике, как на веревочке, висит таз; руки-плечи-ноги и пол, при этом, - единая монолитная структура. Далее. Шагаем, соблюдая ассиметрию: одновременно подается вперед нога с противоположным плечом. Так же и шаг назад. При этом учитель уверяет, что это естественный, природный шаг любого человека. 

Значит я - иноходец.

Самой мозговзрывающей стала фраза: "Ноги могут втягиваться в голову до бесконечности". 

Полтора часа мучений, тыканья носом в стены с заплетающимися ногами и: "Девочки, как вы мне нравитесь! Все молодцы! Маша, ничего-ничего".

Дома час отрабатывала шаги, пытаясь следовать всем вышеизложенным инструкциям. Получилось иногда ассиметрично шагать. Редко, правда.

Четвертое занятие. Хочется озаглавить его "Прорыв", но назову "Тело сдвинулось с мёртвой точки". А по факту это были первые шаги без потери равновесия. 

 Слышала музыку и ритм все 1,5 часа. А в одной смене с партнёром даже танцевала, плюнув на все правила и просто кайфуя от ритмов танго. Забрезжила надежда на то, что к следующей весне бревно оживёт и зазеленеет.

Пятой урок прошёл 'на ура'. Ещё упражняясь разными шагами дома, я начала ощущать мягкость и гибкость в суставах. А на занятии впервые поняла, что такое 'обьятие'. Так в танго называется положение рук партнёров. Теперь мне удаётся удерживать (пока в голове) музыку, осанку и плавность движений. Ещё иногда получается 'читать' замысел партнёра. Трое из них меня даже похвалили, типа "очень здорово". И все трое - волонтёры (то есть опытные) !

А в последнюю мелодию, вообще, вдруг почувствовала себя легкой и хрупкой, - как бабочка. Даже голова отключилась за ненадобностью: всё равно я бы не успевала соображать, что нужно делать.

Урок шестой. Почти танцую, а не просто хожу. Отслеживаю все свои ошибки, а их вагон. Но если стараюсь всё условия соблюдать и контролировать, двигаюсь механически и сильно напряжена. Не знаю, что лучше, - расслабиться и следовать за мелодией или напрячься и следить за импульсами партнера, игнорируя при этом музыку.

Инструктор говорит, что при перестановке ноги вперёд - назад, её надо 'втягивать' в голову. Не выходит. Не то у меня слишком длинные ноги, не то слишком много мозгов в голове, - некуда втягивать. Но вполне возможно совпадение обоих вариантов.

Седьмое занятие. В пути поймала себя на мысли о том, какая я была когда-то странная, месяц назад. Такая, что панически боялась просто прийти на урок.

Три девушки, включая меня, пришли сегодня в черных платьях в белый горох. Вот это синхронизм!

Хм.. Но групповая динамика, похоже, работает и здесь на тех же стадиях, что и тренинг-группе. 

У одного парня случился истерический срыв из-за невозможности точно до градуса выстроить угол поворота партнёрши. 

И у меня пошёл откат назад, поскольку критике обоих инструкторов подверглись все мои движения, начиная с объятия и заканчивая шагами назад. Среди партнёров был всего один волонтёр. Прислушиваться к новичкам - пытка. Полное разочарование в себе.

Однако, начисто прошли панические атаки.. 

Урок восьмой, с новыми тренерами. Во-первых, я не сразу идентифицировала в них инструкторов.

 Во-вторых, в основном они работали личным примером: "делай как я", из-за чего мужчины задавали тучу вопросов и процесс шел вяло. 

Народу почти не было, - это хорошо. Но и волонтеров не было вовсе. В результате 1,5 часа ходили по кругу, и я почти забыла все заковыристые дамские штучки, которым обучилась ранее. Зато много внимания посвятила отстройке постуры. Под конец дважды затянули какую-то заунывную попсу в стиле Джексона, которая отсутствием ритма совсем сбила с толку партнеров и нагнала тоски. 

Надо бы посетить женскую практику... 

Девять. Урок 'салонное танго', - это под медленный мотив, когда такт 'раз-два' растягивается на 'раз-два-три-четыре'. Похоже на скольжение по льду. По-моему, ничего сложного. Неожиданно было приятно танцевать с помощницей тренера. Женщина в роли партнера очень терпелива и даёт полезные советы.

Десятый урок. Продолжение после перерыва в месяц.

Я попала в мою старую группу, и это радость: эффект узнвания и все такое прочее.. 

Как месяц назад я на 75% не понимала, что происходит, так и сейчас. Более того, как поделились со мной несколько партнеров, которые не пропускали этот месяц, - у них та же фигня. Но это совершенно никому не мешает! 

Тем более, что тренер дал сегодня хитрую подсказку: "Вы правила не старайтесь сразу все выполнить, а просто держите в голове, - они постепенно сами начнут всплывать и выполняться". Верю на слово.

Давеча три партнера подряд сказали мне не торопиться: они ещё не дали импульс, а я уже пошла сама. 

"Ну, это ж профессиональное, - антиципация", - только подумала я, и тут же осознала, как частенько нетерапевтично поступаю с клиентами, подсказывая им их сдедующий шаг. 

Ай, да танго! Почище балинт-группы работает.

Появились новые и очень приятные ощущения, когда ТЕЛО (не я!) прислушивается к импульсам партнера, в голове устанавливается такая приятная пустота и тишина.

ПРАКТИКА(танцы, то бишь). 

Собралась и сходила. Сама. 

Это уже совсем другое. Если партнер умеет танцевать, а партнерша умеет слушать, - танец состоится. Оказывается, партнеру тоже важно 'выключать голову'.

-2

ОБНОВЛЕНИЕ.

 Внезапно муж созрел танцевать танго вместе со мной. И какая разница, какие мотивы его сподвигли? Главное - сподвигли! 

Пришли и выдержали этот квест в 1,5 часа достойно, без паники. Тренер даже сказал мужу, что тот далеко пойдёт. 

Ребята из моей группы очень продвинулись, почти недосягаемо для меня. 

Зато в новичковую мы попали к самому лучшему инструктору!

-3

~~~

Итак, ещё плотный месяц занятий в постоянной паре с родным человеком, - и танго сделалось одной из приятных форм нашего семейного досуга.

И всего пришлось подождать каких-то четверть века. Некоторым куколкам нужно больше времени провести в коконе, чтобы дозреть. 

Чтобы порхать легко, непринуждённо, приятно, - как и должно быть в танце.

Как бабочкам на летнем лугу.

-4