Найти тему
Собачье дело

Как собаки делают нас хуже

Все люди разные, и собаки тоже. Поэтому споры вокруг того, нужно ли наказывать детей или собак, не утихнут никогда. Без наказания нет поощрения, и если не знать, что такое плохо, непонятно — что такое хорошо. Без одного не существует другого.

Без отрицательного подкрепления мы не сможем объяснить собаке, что именно нам от нее нужно. Солдафонская муштра, так въевшаяся в наши головы, большинством считается нормой. Но это лишь штамп из дремучего послевоенного или тюремно-караульного мира.

Когда я вижу, как растерянному щенку хозяин на площадке орет в морду: «Сидеть!», пуча глаза и источая агрессию, хочется треснуть этого хозяина по голове. Потому что я тоже примат, и его агрессия рождает даже мою агрессию. Мы все произошли от обезьян, хотя и боремся с этим атавизмом.

Это Я. Евгения Марченко и мои собаки Ася и Бэйс
Это Я. Евгения Марченко и мои собаки Ася и Бэйс

Собаки не похожи на нас. В ответ на агрессию сильного они проседают и уходят в себя. Посмотрите, как реагирует собака на агрессивную муштру: вы точно это видели, если хотя бы раз проходили мимо собачьей площадки. В ответ на агрессию собака отворачивается от хозяина. Смотрит в другую сторону. И его это бесит еще больше, поскольку мы, приматы, поворотом головы в сторону от собеседника выражаем свое отрицание, упрямство и равнодушие. Это заложено в нашей «обезьяньей» генетике поведения. У собак же отворачивание головы — это знак подчинения и принятия. Собака показывает, что она не нападет первой в ответ на этот нажим. Но следующим шагом она постарается либо уйти, либо ответить на агрессию агрессией. Поэтому агрессивные собаки — это на 90% продукт силовой дрессировки.

В человеческой природе очень много агрессии, доставшейся от предков. Мы выражаем ее и телом, и голосом, и запахом. Наш запах меняется за несколько секунд. И это те природные маркеры, которые читает наша собака. А вот наши запреты собака понимает далеко не всегда.

В волчьей стае постоянным недовольством вожак вытесняет изгоя. Его не ранят, не травмируют, просто прессуют постоянным «не ходи», «не делай», «это мое», «тебе сюда нельзя». Некоторые из нас так воспитывают своих детей. Но если нашему ребенку мы можем объяснить словами, что мы боимся за него, у нас есть шанс сохранить понимание. Собаке же мы не можем это объяснить. Она не понимает нашего словесного шума, особенно в первый год жизни с нами.

Зато собаки отлично понимают поощрение. Награду лакомством, игрой и лаской. И они всегда запоминают ситуацию, в которой это произошло, и с радостью ее повторяют. Награда едой — это вообще самый простой способ показать собаке, что вы ей довольны.

Что же с кнутами? Отрицательное подкрепление, или маркер «нет». На самом деле он гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Собаки запоминают ситуацию, сценарий, в котором было либо хорошо, либо плохо. Отрицательное подкрепление — это не только то, что делает больно. Это не электрошокер, строгий ошейник или удавка. Это все ситуационные инструменты коррекции, пользованию которыми надо долго учиться. И есть ситуации, в которых они жизненно необходимы.

Как-то я была во французской провинции Шантильи. Здесь в XVIII веке королевские особы проводили охотничий сезон и был построен ипподром и потрясающий замок с конюшнями, в котором сейчас находится музей лошади. От замка на многие километры тянется лес с шикарными конными прогулочными и спортивными трассами. И вся провинция утыкана большими и маленькими конюшнями, племенными конными фермами, спортивными клубами.

Когда мы поехали на долгую конную прогулку, то встретили не меньше сотни лошадей. В огромном лесу то и дело навстречу проезжали конные группы, и с каждой было несколько собак. Собаки трусили рядом с лошадьми, игнорируя других собак и лошадей. Разных пород, разных возрастов, но все они светились своей значимостью, сопровождая группу всадников. Это была идиллия.

Бэйс, Харти, Марципан, Ася и я. Мои собаки приучены к лошадям, но глаз-да-глаз
Бэйс, Харти, Марципан, Ася и я. Мои собаки приучены к лошадям, но глаз-да-глаз

Но я обратила внимание, что на большинстве собак были надеты электроошейники. При этом собаки не выглядели ни подавленными, ни напряженными. Я спросила об этом нашего провожатого, и он ответил, что это обязательно, ведь если собака залает или метнется куда-то, лошадь может испугаться, и будет беда. Могут погибнуть и всадник, и лошадь, и собака. А электроошейник — это инструмент управления на расстоянии. Пока единственный, придуманный для этого. Но используется он лишь в качестве подстраховки. Пока собак приучают к лошадям.

Такой инструмент — как скальпель хирурга. Он может спасти жизнь, а может стать холодным оружием. Но этого не понимают люди, когда надевают электроошейник на собаку для бытовой дрессировки, не справляясь в управлении голосом и не попробовав даже заинтересовать собаку лакомством или игрой.

Когда хозяин не справляется с собакой и вместо того, чтобы изменить тактику дрессировки, начинает применять инструменты, которые могут причинить боль, собака сначала подчиняется. Даже у владельца создается иллюзия, что теперь все хорошо, но это лишь временная отсрочка, которая бумерангом принесет новые проблемы. Собака учится терпеть боль, так устроен любой организм. Если вы ходите в тесных туфлях, вы рано или поздно к этому привыкнете. Привыкнув к боли, собака станет еще менее управляемой. Так, что — какой бы не была проблема, ее не убрать насилием. Только изменением стратегии и подбором мотивации.

Как пример таких стратегий и позитивного подбора мотивации приведу три правила.

Правило 1: Не допустить. Например, если собака начала что-то грызть в доме — уберите то, что она грызёт (обувь), или, уходя, закройте собаку в комнате, где нечего сгрызть или в клетке. Жалко? Нет, — жалко, если вы будете ее наказывать, а она не поймет за что. К тому же, часто собаки грызут вещи из-за гастрита, сухих кормов или недостатка физической активности. А щенки — потому, что у них режутся и растут зубы.

Правило 2: Заменить. Если не допустить не получается, замените свою обувь игрушкой, которую можно грызть.

Правило 3: Игнорировать. Если происходит то, что вам не нравится, и это ничем нельзя заменить — просто не замечайте. Ругая собаку, мы только закрепляем стереотип поведения Если собака лает на проходящих собак, и вы не можете миновать встречную собаку, не можете изменить направление или отвлечь ее лакомством или игрушкой, просто идите дальше, не обращая внимания. Включаясь в игру: «Я лаю, ты кричишь», вы только закрепите это поведение.

И хотя без кнута не бывает пряников, один из лучших способов добиться от собаки рвения получить пряник — сделать его деликатесом. Если запихивать в собаку лакомство по поводу и без повода она будет очень вам признательна, но объяснить ей то, что вам от нее надо в дрессировке, не получится.

То же самое, если лакомство не слишком привлекательно и собака не так уж им интересуется. Однажды я пришла на занятие к тренеру и взяла с собой сухой корм. Тренер спросила, есть ли у меня с собой что-то исключительное, помимо корма. Я ответила, что нет, и собака отлично работает и на корм. На что тренер сказала, что я не могу знать, как она может работать, если использую только корм. «Это как если твой ребенок выиграл Олимпиаду, а ты его награждаешь супом». Каждая игра должна быть желанной, каждое лакомство джекпотом.

Ваше одобрение должно быть очевидным, а ошибки не сопровождаться наказанием, а не поощряться ничем. Тогда собака будет сама анализировать, что она сделала не так, и искать нужное действие или поведение, чтобы получить ваше одобрение и желанную награду. Если вы будете ругать ее за то, чего она не поняла — собака лишь примет вашу агрессию, а со временем научится ее игнорировать и терпеть как боль. Что бы ни происходило — контролируйте своего внутреннего примата.

Спасибо, что читаете мой канал Собачье дело. Не забудьте подписаться. Расскажите в комментариях, как вы тренируете своих собак - кнутом или пряником?

#психология женщины #зоопсихология #собаки #книги о животных