Найти тему
Елена Тарасенко

Гордость России – Ф.И.Шаляпин

Впервые Шаляпин приехал в Санкт-Петербург в 1894 году, сначала пел в оперной труппе Лентовского, потом в Панаевском театре в труппе Зазулина, а с 1895 года был принят в Мариинский театр, имевший в то время целое созвездие басов и, по признанию самого Шаляпина, в новом басе не нуждавшийся. Однако молодой певец уже заявил о себе, о нём заговорили, и в императорский театр его пригласили. Успех был, но малое количество ролей и атмосфера бюрократической подчинённости не удовлетворяли певца, а потому, получив заманчивое предложение полной свободы творчества от мецената Саввы Ивановича Мамонтова, Шаляпин без сожаления сменил императорскую сцену на частный театр в Москве. В мамонтовской «Частной русской опере» за 4 сезона с 1896 по 1899 Шаляпин спел ряд сольных партий, навсегда вошедших в его репертуар. Талант певца зазвучал в полную силу, актёрские способности развернулись, получив свободу выражения. В своих воспоминаниях "Маска и душа" Фёдор Иванович с благодарностью пишет об этом времени.

В это же время у Шаляпина появилась семья, в 1889 в Нижнем Новгороде он обвенчался с итальянской балериной Иолой Торнаги. Савва Иванович много способствовал этому браку, наблюдая искренние чувства обоих артистов. От брака с Торнаги у певца один за другим родились 6 детей - 3 сына и 3 дочери. Старший Игорь, за ним в 1890 родилась Ирина, за ней Лидия. Большим горем семьи стала смерть Игрушки, как называл Игоря отец, от аппендицита в возрасте четырёх лет. Шаляпин горевал так сильно, что был на грани самоубийства. Спасла работа - в 1899 Шаляпина приняли в Большой театр, и семья: в 1904 году родился Борис, а в следующем году близнецы Татьяна и Фёдор.

Карьера круто пошла в гору. Шаляпин буквально не принадлежал себе, творчество поглощало его целиком, к сцене певец относился самым серьёзным образом, свои роли оттачивал годами, не терпя фальши и непрофессионализма.

Когда в 1899 году приехал в Петербург на гастроли, прошедшие с триумфом, критики восторгались: "Как за эти годы свой талант отшлифовал!", певец вспоминал «северная столица приняла меня с энтузиазмом». С восторгом аплодировала русскому басу Европа, покорилась ему и эталонная сцена миланской Ла Скала. А в России происходили перемены: к управлению императорскими театрами на смену не выносившему русской музыки Всеволожскому пришёл "чуткий к духу времени" В.А.Теляковский. Наступило торжество русской музыки, а с ним и роли, прославившие Фёдора Ивановича, среди которых роль царя Бориса в опере Мусоргского "Борис Годунов" потрясала зрителей до дрожи. Дон Кихот, Дон Базилио, Мефистофель были на слуху, обсуждались, известны портреты Шаляпина в этих ролях, шаржи и карикатуры. Мефистофель шаляпинский даже появился в виде барельефа на одном из домов Петроградской стороны, уцелел в войну и недавно был варварски разрушен "бесстрашным" нуворишем так, что и пыли от барельефа не осталось.

Перемены произошли и в семейной жизни. В 1904 году на скачках Фёдор Иванович встретил и полюбил Марию Валентиновну Петцольд, удочерил двух её дочерей от первого брака и в 1905-м у них родилась Марфа, а позднее ещё две дочери. По договорённости с Иолой Игнатьевной, не дававшей развода, ради детей они сохраняли добрые отношения. Бывая в Москве Шаляпин жил в приобретённом для первой семьи в 1910-м году особняке на Новинском бульваре (теперь там московский музей Шаляпина), в Петербурге жил со второй семьёй. Так на полном содержании Шаляпина оказалось 15 человек (две семьи, родной брат и родственники первой жены), не считая прислуги.

В 3-хэтажном доме 2б по Пермской улице (ныне ул. Графтио *), стилизованном под XVIII век, с рустовкой, лепниной и массивным карнизом с балюстрадой, украшенной вазами, Шаляпин поселился в 1914-м году, заняв 2-й этаж особняка. Первый и третий этажи сдавались в наём. В 1930-е годы дом был надстроен двумя этажами, что уничтожило декор карниза, и облик дома изменился.

Доходный дом по Пермской улице, 2. Фото 1910-х годов.
Доходный дом по Пермской улице, 2. Фото 1910-х годов.

4 мая 1915-го Шаляпин приобрёл весь дом у действительного статского советника А.А.Петрова вместе с находившимся во внутреннем дворе флигелем - конюшней, позже переделанным в гараж, когда у Фёдора Ивановича появился свой автомобиль. Солист Его Величества много работал и хорошо зарабатывал. Кстати, полученное звание солиста, Шаляпин, будучи по происхождению крестьянином, попытался использовать для того, чтобы его детей приняли в Александровскую гимназию (ему хотелось, чтобы дети учились в пушкинском лицее), но это не удалось, как и поданное царю прошение узаконить его дочерей от Марии Валентиновны, оставшееся без ответа.

Необыкновенную одарённость Шаляпина во всех видах искусства лучше всех описал его лучший друг С.В.Рахманинов, «буквально влюбившийся в Шаляпина». За что бы ни брался Шаляпин, всё выходило у него хорошо: он был замечательным художником, графиком, скульптором, поэтом, переводчиком, писателем, а с 1912 года взялся ещё за режиссуру. Вместе с Л.В.Собиновым ставил спектакли в оперном зале Народного дома на петроградской стороне (теперь там театр «Мюзик-Холл»). С 1913 по 1917 год зал стал официальной сценой «Ф.И.Шаляпина», здесь прозвучала опера А.Н.Серова «Вражья сила», в которой певец выступил как солист и режиссёр.

Шаляпин был самым высокооплачиваемым артистом России. Ходили слухи о его жадности, в прессе муссировались слова Шаляпина «бесплатно только птицы поют», и мало кто знал о том, что он много жертвовал на благотворительность, поддерживал материально молодых певцов и содержал 2 госпиталя во время Первой мировой войны, в которых дети певца работали санитарами.

Ф.И.Шаляпин с семьёй в военном госпитале во время Первой мировой войны. Фото 1915 г.
Ф.И.Шаляпин с семьёй в военном госпитале во время Первой мировой войны. Фото 1915 г.

Всё изменилось в октябре 1917 года. Шаляпин легко отнёсся к потере автомобиля, труднее было пережить утрату банковских вкладов, ведь продукты приходилось добывать по грабительским спекулятивным ценам. И уж совсем стали донимать семью визиты всякого рода экспроприаторов, в том числе ночные. Внешне власть обласкала Шаляпина, назначив управляющим Мариинским театром. Луначарский торжественно объявил со сцены о присуждении Шаляпину звания первого народного артиста республики, что растрогало Фёдора Ивановича до слёз. Певца отпускали на гастроли за рубеж, часть заработанных денег он отдавал властям. Однако двоевластие в театре, когда комитет из рабочих сцены вторгался в творческий процесс, ограничивая время репетиций, да и отношение новых властей к актёрам, получавшим скудные пайки, вечная необходимость за кого-то хлопотать и, наконец, просто опасения за жизнь семьи, укрепили в Шаляпине решимость уехать из России. Формально он уезжал на длительные гастроли (на 5 лет), свою квартиру оставил по доверенности Мариинскому театру. Попытался обезопасить московскую семью (Иола Игнатьевна отказалась уезжать из Москвы), написав письмо Дзержинскому с просьбой не доверять зарубежным газетам, которые могут превратно истолковать высказывания певца за границей.

Присматривать за имуществом Шаляпин оставил своего помощника и секретаря Исайю Григорьевича Дворищина, которого продвинул из хористов в помощники режиссёра в Мариинском театре. В левом углу знаменитого портрета Шаляпина в роскошной шубе на фоне зимней ярмарки, написанного Б.М.Кустодиевым в 1921 году, художник изобразил Дворищина вместе с дочерьми певца Марфой и Мариной. Про эту шубу Шаляпин со смехом говорил, что она краденая – с певцом расплатились шубой за один из концертов. В те годы мешок муки или реквизированная у кого-то шуба были ценнее денег. Кому не надоест такая жизнь?

Фрагмент с изображением дочерей Шаляпина и Дворищина.
Фрагмент с изображением дочерей Шаляпина и Дворищина.

Портрет Шаляпина в шубе на фоне ярмарки, написанный Б.М.Кустодиевым в 1921 году.
Портрет Шаляпина в шубе на фоне ярмарки, написанный Б.М.Кустодиевым в 1921 году.

И вот в апреле 1922 года, выступив на прощание в опере «Борис Годунов», Шаляпин вместе с Марией Валентиновной и дочерьми, отплыл на пароходе от невского причала под звуки Интернационала в исполнении оркестра Мариинского театра. Не всё оказалось гладко – зарубежная общественность настороженно отнеслась к «красному» Шаляпину, но публика его любила, и талант победил все предубеждения. А в СССР усиливалось давление на Луначарского из-за либерального отношения к певцу. В августе 1927 года, объявив пожертвованные сиротам, которых Фёдор Иванович увидел во дворе православной церкви в Париже, пять тысяч франков пособничеством врагам республики, Советы опубликовали в журнале «ВСЕРАБИС» сообщение о лишении певца гражданства и звания народного артиста. Советский посол в Париже Раковский вызвал Шаляпина в посольство и потребовал вернуть паспорт. Это был жестокий удар, Шаляпин заплакал, паспорт не отдал и потом до конца дней не принимал никого гражданства.

Тут же стали «уплотнять» московскую семью, а из петербургской квартиры сделали три коммунальных квартиры, куда вселили артистов и служащих Мариинского театра. Две комнаты в одной из квартир заняла семья Исайи Григорьевича Дворищина, во владении которого оказалась таким образом часть мебели и картин, а также библиотека и архив певца.

Шаляпин попытался вернуть имущество, написав письмо влиятельному художнику Исааку Бродскому, но тот в помощи отказал. Остававшаяся в Москве дочь Ирина (остальные дети уже уехали к отцу за границу) приехала в Петербург. По её требованию, получив письменное распоряжение Шаляпина, Дворищин отдал портрет Шаляпина, рояль и наиболее ценное из вещей.

Успешными выступлениями в США и Европе Шаляпин заработал деньги и купил дом в Париже, где поселились все дети. Шаляпин строго следил, чтобы не было никаких предпочтений в семье и впоследствии в завещании разделил наследство всем детям поровну.

В тридцатые годы давний друг Шаляпина Алексей Максимович Горький написал певцу письмо с предложением возвратиться в СССР, пообещав от имени властей вернуть квартиру, машину, положение в театре. По воспоминаниям свидетелей Шаляпин ответил: «А душу вернут?» и с тех пор прекратил все отношения с Горьким, не простив ему предательства.

Во время Великой Отечественной войны Дворищин из-за обострившегося заболевания оставался в блокадном Ленинграде и умер в начале 1942 года. Неизвестная женщина позвонила в Управление культуры, предупредив, что вещи Шаляпина вот-вот сожгут. Сотрудница управления вместе с опухшей от голода служащей Театрального музея отправились на Петроградскую и кое-что вывезли на саночках, комнаты Дворищина опечатали. После войны дочь Дворищина Софья – балерина Мариинского театра с мужем вернулись из эвакуации и продолжали жить в квартире Шаляпина. В 1968 году Госрадиофонд снял фильм «Особняк на улице Графтио» в комнатах певца. На фоне картин Шаляпина о певце вспоминают Николай Константинович Черкасов и Елизавета Ивановна Тиме, а служивший у Шаляпина поваром Николай и бывшая горничная Пелагея Хвостовы рассказывают как скромно жила семья.

Наследник «дворищинского» архива Алексей Фёдорович Синицын - муж дочери Дворищина, к тому времени погибшей в автокатастрофе, представлен хозяином комнат. Тогда же была составлена опись вещей Шаляпина, по которой Театральный музей выкупил их певца для открывшегося в 1975 году музея-квартиры. Постановление о лишении Шаляпина гражданства было отменено лишь в 1991 году, но голос певца и память о нём в памяти народной сохранялись всегда.

О семье Шаляпина:

Остававшаяся в Москве Ирина – актриса, занималась сохранением памяти отца, ездила по стране с рассказами о нём, помогала в организации московского музея певца. Умерла в 1978 году.

Борис стал известным художником и скульптором, умер в США в 1979.

Лидия, актриса, гастролировала по Европе, позднее открыла вокальную студию. Умерла в возрасте 84 лет в США. После её смерти Йосиф Дарский выпустил книгу «Глазами дочери», на основе дневника Лидии.
Фёдор (род. 1905) - киноактёр, в Голливуде был известен как Фёдор Шаляпин младший, умер в 1992 году. Именно Фёдор дал первым разрешение на перезахоронение Шаляпина с парижского кладбища Батиньоль, где в 1964 рядом с мужем похоронили Марию Валентиновну, на Новодевичье кладбище в Москве в 1984 году. Сбылось предсказание Марии Валентиновны «ты вернёшься в Россию только через мой труп».

Татьяна (близнец Фёдора) журналист, работала на радио «Голос Америки», трижды была замужем, часто бывала в России и умерла во время приезда на 120-летний юбилей Шаляпина в Москве, где и похоронена в феврале 1993 года.

Марфа Фёдоровна родилась в 1910, жила в Англии с мужем Данилой Гартнером, родила двоих детей, от которых появилось 10 внуков. Умерла в Ливерпуле в возрасте 93 лет. Недавно в феврале 2020 две внучки Марфы Фёдоровны Анна и Салли Райт побывали в петербургском музее Шаляпина. Обе статные, высокие, не говорят по-русски, но их мать – Наталья знала русский язык. Салли приехала из Лондона, Анна из Парижа. Читали переведённые на английский воспоминания прадеда «Маска и душа».

Считающаяся самой красивой из дочерей Шаляпина Марина Фёдоровна родилась в Москве в 1912 году, детство провела в Париже, где в 1931-м ей присудили титул Мисс Россия. Училась в США, потом в Вене и Италии, жена талантливого журналиста Луиджи Фредди, стоявшего у истоков итальянского кино. Фредди был организатором первого венецианского кинофестиваля, а в 1937 году при его деятельном участии была открыта крупнейшая в то время в Европе киностудия Cinecittà (Чинечитта), где он как продюсер снял Марину Шаляпину-Фредди в трех картинах «Старые времена», «Только для тебя, Лучия» и «Ничьи дети». После падения Муссолини Фредди посадили в тюрьму, Марина всячески поддерживала мужа, добилась освобождения и работала за двоих. Знание пяти языков помогло ей найти работу экскурсовода на круизном лайнере. Она получила звание морского офицера. Умерла в возрасте 97 лет. Похоронена в Риме. Её дочь Анжела Фредди-Монтефорте живёт в Италии.

Младшая дочь Шаляпина Дасия родилась в России в 1921 году, в детстве была увезена из страны и прожила свою недолгую жизнь (умерла в 56 лет) в Америке, дважды выходила замуж, работала актрисой. На картине Савелия Сорина «Партизанка», написанной с Дасии, представлена девушка необыкновенной красоты. Дасия до конца препятствовала переносу праха отца в Россию, полагаю из-за нежелания разделения с прахом матери.

Иола Игнатьевна подала на развод вероятно в 1926 году, что дало возможность Шаляпину узаконить брак с Марией Валентиновной в 1927 году. Первая жена Шаляпина долго жила в Москве, в 1950-е по приглашению сына Фёдора переехала в Рим, где скончалась в возрасте 90 лет.

Мария Валентиновна Петцольд (урождённая Элухен, 1888-1964) была самым близким человеком для певца. Они познакомились на скачках в 1906 году. К этому времени она была вдовой с двумя дочерьми, состоятельной владелицей пивоваренных заводов. Сначала ездила с Шаляпиным на гастроли, заботилась об уюте, это было очень удобно. После рождения дочери Марфы Шаляпин окончательно ушёл от первой жены. Почти 20 лет они с Марией Валентиновной прожили в гражданском браке, официально поженились лишь в 1927 году. Хотя она была второй женой, но осталась первой и единственной. В музее на ул. Графтио хранится мраморный бюст Марии Валентиновны работы Шаляпина. 12 апреля 1938 года Шаляпин умер у Марии Валентиновны на руках в Париже.

*) Пермская улица переименована в 1949 году в честь инженера-энергетика, специалиста по электрификации железных дорог, строителя первых гидроэлектростанций в СССР, академика АН СССР Генриха Осиповича Графтио (14 [26] декабря 1869, Динабург (Даугавпилс)— 30 апреля 1949, Ленинград)

**) Фёдор Иванович Шаляпин: 13.02.1873 Казань - 12 апреля 1938 Париж

#Шаляпин_Фёдор_Иванович #shalyapin