Найти тему
Журнал не о платьях

Как бизнесмен Дмитрий стал ночным мойщиком горшков

Оглавление

Photo by Long Ma on Unsplash
Photo by Long Ma on Unsplash

Дмитрий вышел из дома с паспортом и рюкзаком, а вернулся через два с половиной года

Hесколько лет назад 2 апреля Дмитрий Юсковец, глава крупной фирмы по торговле лекарствами, вышел из дому с паспортом, билетом Рига – Хельсинки -- Дели, кредитными карточками и рюкзаком. А вернулся через два с половиной года.

Рассказывает сам Дмитрий, ныне инвестор, экономический консультант, лектор Стокгольмской экономической школы в Риге.

Источник фото: sserussia.org
Источник фото: sserussia.org

Дитя удачи

Мне по жизни везло. Я попал из обычной средней школы в престижную Рижскую коммерческую. В 17 лет получил стипендию и уехал на год в Калифорнию, в Санта-Розу. Оказался в прекрасной американской семье, обжился и понял, что Земля вообще-то очень маленькая. И пообещал себе, что когда-нибудь отправлюсь в путешествие по ней. Позже я получил степень MBA в одном из лучших американских университетов, в Фениксе, Аризона. У меня дух захватывало от такой легкости бытия. После магистратуры полтора года работал в Швейцарии в компании Johnson & Johnson. Занимался в Латвии оптовой торговлей медикаментами. Женился. Оброс недвижимостью - дома, дача, земельные участки. Казалось бы - живи, да радуйся. А мне было не по себе.

Могу. Но хочу ли?

Несколько лет я усиленно добивался задуманного и проверял свои возможности. Выяснил, как много мне под силу, но так и не понял, чего хочу сам. Близился возраст Христа. Все вокруг говорили "Молодец!" и ожидали, что я войду в свою колею, заживу семейной степенной жизнью. А я думал: "Зачем я все это делаю? И моя ли это жизнь? А дальше - как? А на фига мне все то, что у меня есть? Движение вперед - это от двухэтажного дома в Балтэзерсе к трехэтажному в Юрмале? Или что-то другое?"

Считается, что бросить все и уйти смотреть мир человека заставляет только какая-то "личная драма" - "рухнул бизнес", или "друг предал", или "с любимой женщиной расстался". Глупости.

На самом деле, перемена зреет внутри тебя.

Прежняя жизнь мешает и сковывает, но выбросить ее жалко. И ты, незаметно для себя, начинаешь подталкивать ее под откос. И иногда сам создаешь личную драму: поссорился и не извинился, от чего-то отказался.

Душа требует уйти в отрыв. Мечта зовет. Ты понимаешь - если не сейчас, то никогда. И со смешанным чувством огорчения, облегчения и предвкушения берешь рюкзак и едешь в аэропорт.

Мне нравится высказывание Ричарда Брэнсона, основателя империи Virgin: «Принято считать, что любая перемена хороша для нас. Это не так. Перемена пытается нас убить. И в один прекрасный день ей это удастся». Он оказался прав: перемена всегда убивает наше прежнее «я». Ты выходишь из нее другим.

Я отправился в два параллельных путешествия -- во внешнем мире, где любовался красотами природы и цивилизации, и во внутреннем. Первое завершилось. Второе -- нет.

Чужая стихия

Когда я уезжал из Риги, то хотел одного: чтобы передо мной быстро менялись картинки и впечатления. В Дели я со своим европейским мышлением и справочником Lonely planet продержался четыре дня -- картинки менялись уж слишком быстро. Индия меня оглушила и ослепила. В ней оказалось всего слишком много -- грязи, запахов, красок, людей. Индию невозможно контролировать.

Photo by Aquib Akhter on Unsplash
Photo by Aquib Akhter on Unsplash

Это не страна, а стихия, которая никого не оставляет равнодушным: кто-то проникается к ней отвращением, кто-то -- любовью, граничащей с зависимостью. В первый мой приезд в Индию я ничего не успел ощутить -- она вытолкнула меня как пробку, не удосуживаясь произвести хоть какое-то впечатление. И я сбежал в Бирму -- подальше от шума, в буддистский монастырь.

Просветление за двадцать дней

Раннее утро. Джунгли. Я стучу в храмовые ворота. Мне открывает бритоголовый монах. Спрашивает на английском: «Что вы хотите здесь получить?» Отвечаю потрясающей по «глубине» фразой: «Да так, хочу у вас помедитировать». Он пропускает меня внутрь. Выдает ложку и миску. Показывает мою келью -- хижину в джунглях, два на три метра, с деревянным полом и топчаном. Я кидаю рюкзак в угол и остаюсь на три недели -- «помедитировать».

Денег с учеников в монастыре не брали. Кормили бесплатно. Не наставляли, ибо полагали: раз человек сюда пришел -- он знает, что ему нужно. Предоставили в наше распоряжение огромную библиотеку с трактатами по теологии и истории. Назначили учителей -- каждый гость имел право раз в день задать учителю один вопрос. Предупредили, что на вопросы о смысле жизни учитель не отвечает. Я каждый день занимал место в очереди к нему. Все ученики спрашивали об одном: «Почему мне не удается сконцентрироваться?» И всем он отвечал одинаково: «Продолжай стараться!» Когда подходила моя очередь, я говорил: «Спасибо, я уже получил свой ответ!» И шел продолжать.

Источник фото: ru.wikipedia.org
Источник фото: ru.wikipedia.org

Мы медитировали с пяти утра до десяти вечера, по полтора часа через каждые полтора часа. Монахи расслаблялись в процессе медитации настолько полно, что первые дни мне не позволял сосредоточиться ее физиологический «звуковой фон». А потом привык. Скучно не было. Знал, что это -- путь куда-то, который отличается от привычного мне пути белого человека: «Ставь перед собой цель и добивайся ее. Не добился? Мало старался или неправильно действовал. Удвой усилия или смени тактику. Все». Я допускал, что европейский путь не всегда работает. И хотел найти другой.

«Нечего желать и некем больше быть»

Через три недели я вышел через те же ворота, в которые заходил, практически свободный от привычной привязанности к людям и предметам. Исчезло «отношение к ним». Все виделось таким, как на самом деле, а не через призму эмоций. Шло время. Менялись страны. Ощущение прозрачности и внутреннего равновесия постепенно меня покидало, и я стал опять привязываться к людям и предметам. Но я помню, как это -- видеть людей и мир истинными, без интерпретации и оценки. И иногда это ощущение возвращается.

Миссия выполнима

В Чили я записался на самый интенсивный курс испанского языка, который смог найти, стоимостью 300 долларов и три недели занимался по 12--14 часов в сутки. В хостеле я остановился в одной комнате с парнями из Ирландии, которые познавали мир через его ночную жизнь. Когда я поздним вечером, усталый, с одними спряжениями глаголов на уме, возвращался домой, они, до противного жизнерадостные, направлялись в ночные клубы. Когда утром я, бодрый и радостный, торопился на занятия, они, мрачные и в дым пьяные, тащились наверх отсыпаться. Всякий раз договаривались выпить вместе пива, но так и не сумели состыковаться -- время не совпадало. Зато через три недели я сносно заговорил по-испански. И двинулся в путь.

Матэ и гаучо. Что такое покой

Из Чили в Аргентину я перебрался вместе с гаучо, которые перегоняли скот через Анды. В Латвии я занимался конным спортом, поэтому, хоть особой пользы от меня пастухам не было, хлопот я никому не доставлял. В седле мы проводили по восемь-десять часов в день. Лошадь -- кардинально иное средство передвижения, не сравнимое с машиной. Мы привыкли, что у машины есть руль, газ и тормоз. Сел, взялся за руль, нажал -- поехали. И витай себе мыслями в облаках -- машина тебя везет. А тут сел и сосредоточился: лошадь двинулась вперед, отвлекся -- сбросила, приказал -- перескочила, расслабился -- встала как вкопанная. К вечеру чувствуешь себя с лошадью единым целым: ты -- ее голова, она -- твои четыре ноги.

Photo by kevin infante on Unsplash
Photo by kevin infante on Unsplash

В Андах я понял, что такое настоящее спокойствие. Ночевали мы на маленьких фермах, без электричества. У каждого фермера -- стадо коров, по здешним меркам небольшое -- около двух тысяч голов. Стадо пасется само по себе где-то в горах. Чтобы его пересчитать, надо оседлать коня и на семь дней уехать из дома. Время измеряют неделями и месяцами. Неделя -- мало, месяц -- нормально. Вчера, сегодня и завтра -- все те же горы и то же небо. У костра мы пили чай матэ -- так, как его пьют уже сотни лет. Его заваривают в матэшнице -- круглой выдолбленной тыкве, которая служит хозяину десятилетиями. Ее никогда не ставят на стол, а только держат в руках, что невыразимо радует холодными ночами. Хозяин передает матэшницу с трубочкой товарищу. Тот делает несколько глотков через трубочку и возвращает сосуд. Хозяин вручает матэ другому, потом -- третьему. Во время чаепития не разговаривают и не благодарят. Когда кто-то говорит «спасибо» -- значит, он уже напился и ему больше чая не надо.

Источник фото: mendozasun.com
Источник фото: mendozasun.com

Пересекли перевал на высоте 4500 метров над уровнем моря. Горной болезни не было. Высота не ощущалась. Только тишина и покой.

На земле -- Бог, под землей -- дьявол

Зато в столице Боливии – Ла-Пасе, находящемся примерно на той же высоте, разреженность воздуха дает о себе знать. Дефицит кислорода заставляет людей экономить силы, и здесь все замедленное -- ритм жизни, движения и речь. Боливийцы говорят на испанском так неторопливо, что я все понимал и был этому очень рад. В Боливии невозможно сообразить, в каком веке ты находишься. Крестянский рынок, наверное, так же выглядел в доколумбовы времена -- индейцы в шляпах и пончо, тыквы. Самый ходовой товар -- засушенные зародыши лам. Их используют при изготовлении народных снадобий, для магических ритуалов. Здесь верят -- если зародыша закопать у порога новостройки, в дом не войдут злые духи.

Photo by Dan Romero on Unsplash
Photo by Dan Romero on Unsplash

Со злыми духами я познакомился в высокогорном (4800 м) городке Потоси. Мы опускались в серебряные рудники, которые разрабатывались испанцами с XVI века, некогда -- самые богатые в мире. До сих пор здесь добывают немного серебра, цинк и медь. На глубине 300--400 метров в шахте царит леденящий холод. На глубине 500 метров -- чудовищная жара, к аду близко, что ли... Вентиляции нет, креплений -- нет. Работают шахтеры, пока листьев коки в кармане хватает. Как только листья заканчиваются, сразу выбираются на поверхность, ибо без допинга там не выдержать: душно, темно, жарко и сюрреалистично жутко. В ответвлениях главного хода расположены алтари, посвященные Дядюшке -- так шахтеры зовут дьявола. На поверхности шахтеры -- добрые католики, а под землей -- задабривают хозяина ада. Черт сидит на возвышении и утопает в пожертвованиях. В зубах держит десяток настоящих сигарет, у его ног -- гора спиртного, мелких монет и купюр. Шахтеров можно понять: на местных рудниках каждый год гибнет 500 человек. Средняя продолжительность жизни -- 34 года, кто не погиб при аварии, того унес силикоз -- болезнь, вызванная рудничной пылью. Поневоле будешь обращаться за защитой к любым силам добра и зла.

В поиках настоящего карнавала

Я с детства мечтал побывать на карнавале в Рио-де-Жанейро. Мне казалось, что это будет потрясающее переживание. Друзья говорили: «Куда ты едешь -- тебя же ограбят! Там всех грабят во время карнавала!» Раз всех грабят -- значит, надо к этому подготовиться. Я расспросил опытных путешественников. И поступил, как они советовали. В хостеле все свои вещи спрятал в шкафу, под личным замком, который возил с собой по миру. Документы сдал в сейф. Надел самые дешевые шлепанцы и взял 15 долларов. Я не привез ни одной фотографии с карнавала, так как не взял фотоаппарат. В первый же вечер, когда я шел от такси к дверям хостела, меня ограбили подростки с ножами. Я расстался с последним долларом и вывернул десять пустых карманов. Хотел шлепанцы отдать, но они отказались. Видел карнавал -- роскошные декорации и миллион туристов. По улицам катили грузовики, перестроенные то в Ноев ковчег, то в звездолет. Был на Самбодроме -- много треска, хлопушек, фейерверков, голых животов и ляжек. Но не зажигает. «Нет, не то, -- думаю, -- зрелище для туристов. Надо найти настоящий карнавал, народный».

Photo by Kelly Robinson on Unsplash
Photo by Kelly Robinson on Unsplash

На следующий год через Интернет отыскал в Сальвадоре -- старинном городе на северо-востоке Бразилии -- семью, которая жаждала принять гостя из далекой северной страны. Много людей в разных уголках мира рады за интересные истории предоставить пищу и кров путешественникам. И если ты человек нетребовательный и с чувством юмора, то лучшего способа повидать мир и не придумаешь. В Сальвадоре меня принимали темнокожая мама-повариха, два взрослых сына, которые с лотков торговали мамиными бутербродами, и две их подруги. Жили они в трущобах, на втором этаже, в недостроенной двухкомнатной квартире с окнами без стекол -- зачем стекла, если тепло? Хозяева уступили мне единственную кровать, а сами спали на полу.

В первую ночь я не смыкал глаз и дрожал -- как бы мой паспорт и кредитки не украли. Наутро собрался отвезти паспорт в сейф в аэропорт. Но хозяйка сказала: «Не волнуйся, Дима, пока ты с нами, ничего с тобой не случится». И правда -- в трущобах со мной ничего не случилось. Раз я жил в семье, то был для местных жителей своим. Ограбили меня, уже по традиции, в центре города -- в качестве туриста. Хозяева готовили мне вегетарианскую пищу и ужасались моим вкусам: в Южной Америке вегетарианство немыслимо, здесь говорят «еда», а подразумевают «мясо». Слушали мои рассказы про разные страны как дети, с горящими глазами -- для них такие поездки чудовищно дороги и недостижимы.

Сальвадор похож на Старую Ригу, которую переместили в тропики и расположили на холмах. В его карнавале не было помпезности, все просто веселились на улицах. И оказалось, что бразильский карнавал -- просто не мой праздник. Говорят, что в него полезно окунуться, чтобы перезагрузиться и почувствовать внутреннюю свободу. В перезагрузке я не нуждался, внутренней свободой обладал и так. На сальвадорском карнавале я ощутил, насколько для меня важны гармония и душевное равновесие. И только тут сообразил, что как-то ухитрился обзавестись и тем и другим.

"Духовный поиск по-шамански" -- эту главу читайте ЗДЕСЬ

«Слева -- небеса, справа -- пустота»

В Бирме я обрел незамутненное видение мира, в Андах -- спокойствие, в Антарктиде почувствовал, что такое пространство. Из Ушуайи, самого южного города мира, расположенного на Огненной Земле, мы плыли в Антарктиду на экспедиционном ледоколе, мимо мыса Горн, через вечно бущующий свинцово-серый пролив Дрейка. Качало знатно. Из восьмидесяти пассажиров корабля десять как исчезли в каютах при посадке, так вышли только на одиннадцатый день, в конце экспедиции, бледно-зеленые от морской болезни. По ночам я не спал -- надоело, что меня постоянно выбрасывает из койки на пол. И проводил ночи на капитанском мостике. Мы пили матэ с помощником капитана из Мурманска, травили байки и смотрели, как фиолетово-черные гигантские волны перекатываются по морю, а заодно и по палубе ледокола, в свете полной луны.

Photo by James Eades on Unsplash
Photo by James Eades on Unsplash

Днем нам читали лекции ученые -- по геологии и орнитологии, про перемену климата, флору и фауну Антарктики. Мы двигались мимо ледников, сползающих с континента в океан, -- наш корабль размером с паром Рига -- Стокгольм казался возле них букашкой. Гуляли по антарктическому берегу. На полосе земли, свободной ото льда, толпились непуганые пингвины. Стоило сесть на камень, и через десять минут они приходили и бесцеремонно укладывались на наших коленях, чтобы погреться, теплые и тяжелые.

Photo by Eamonn Maguire on Unsplash
Photo by Eamonn Maguire on Unsplash

Пингвины не знали, что человека нужно бояться. Некоторых наших путешественников смущало, что эти милые создания срыгивали на них криль -- полупереваренные запасы креветок, которые находились в защечных мешочках в качестве корма для птенцов. С моей точки зрения, испачканные штаны были ничтожной платой за общение с доверчивыми птицами. Двухтонные морские львы, похожие на утесы, валялись на прибрежных камнях и даже не смотрели в нашу сторону. А невероятной красоты пейзажи -- бесконечные горизонты, огромные небеса, долгие закаты и льды -- буквально вводили в транс.

Стоимость недельной поездки на экспедиционном корабле в Антарктиду -- от 4000 долларов и до бесконечности. Путешествие стоит каждого потраченного цента.

Мать обнимающая и всепрощающая

Во второй раз я приехал в Индию через два года. Я не чувствовал, что изменился -- самые большие перемены в себе мы не замечаем, потому что они стали нашей частью. Разница между «тогда» и «теперь» проявилась для меня только в той легкости, с которой я вошел в ее быт.

Я слышал, что каждый уважающий себя «искатель истины», должен обзавестись духовным наставником. А чем я не искатель? Правда, никаких конкретных планов по поиску гуру у меня не было. Я плыл на кораблике по внутренним водам Керала неподалеку от океанского побережья. Лежал на палубе и любовался берегами. Заметил скользящую мимо плавучую лачугу с кривой надписью «Гуру» на борту. Встрепенулся. Как только лачуга отплыла в сторону, увидел за нею храм. Тут же попросил хозяина лодки высадить меня на берег. Перепрыгнул через борт, положил рюкзак на голову и побрел по пояс в воде к храму.

Photo: Pinterest
Photo: Pinterest

Судьба привела меня в ашрам Амма Амриты -- «матери обнимающей», самой обожаемой и обожествляемой святой женщины Индии. Через объятия она передает свое благословение -- даршан, всех прощает и всем дарит любовь. Я узнал, что Амма через день возвращается из турне по Австралии, собирается в поездку по Южной Индии, решил, что нашел своего гуру, и записался в группу ее помощников.

Ночной мойщик горшков

Амма останавливалась в пяти южноиндийских городах. Везде эта невысокая смуглая полная женщина читала проповеди, а потом обнимала всех желающих. За день ее объятий удостаивались десятки тысяч человек. Амму сопровождали ученики, паломники и громадная полевая кухня. В тысячелитровых котлах помощники варили дал -- что-то вроде фасоли -- и дважды в день бесплатно кормили народ.

Я входил в группу «ночных мойщиков горшков». После полуночи в минимуме одежды мы собирались у котлов. Я наматывал на левую руку жесткую кокосовую веревку -- эквивалент губки, в правой держал горсть песка. Меня забрасывали в котел, в который наливали воду. Я по колено в воде изнутри его драил, а потом котел наклоняли, и меня вместе с водой «выплескивали» на землю. К четырем утра мытье горшков завершалось. Самоотверженный труд должен был ускорять наше продвижение по пути духовного совершенствования. Днем в белых рубашках и белых штанах помощники, подобно ангелам, сопровождали Амму.

Я удостоился объятия Аммы на третий день. Четверо служителей сноровисто толкнули меня к ней в руки -- она на секунду прижала меня к себе, дала конфетку как вещественный символ благословения -- и мгновенно вернули в толпу. Я ничего не ощутил. И очень расстроился. Мою печаль заметил коллега-мойщик, который много месяцев следовал за Аммой, потому что святая женщина «подарила ему новую жизнь». В старой жизни он был бандитом из Сан-Диего, отбыл в заключении несколько сроков, его торс, сплошь покрытый татуировками, мог служить наглядным пособием по тюремному фольклору. Похоже, что он действительно нуждался в многократном прощении, а еще больше -- в материнской любви. Парень испытывал просветление от каждого объятия святой. И сказал мне чистую правду: «Дима, ты чересчур стараешься! Расслабься!» Я попытался расслабиться. И мне это удалось через две недели, в Северной Индии.

...И я перестал стараться

Мечта и обязанность каждого индуса -- побывать в четырех священных местах Гималаев: у истоков рек Ганг и Ямуно, в Кедарнате -- в храме, посвященном Шиве, и в Бодринате -- святилище Вишну. Все они находятся в горах на высоте 2600--4200 м, и попасть туда можно только в короткие промежутки времени -- в начале лета и начале осени, когда нет ни снегов на перевалах, ни муссонных ливней с лавинами. Я вспомнил, что самые лучшие события моей жизни - первая любовь и первая работа - пришли ко мне, когда я не старался, и отпустил себя.

У меня полностью исчезло желание держать все под контролем - составлять план, тревожиться из-за маршрута или цены, рассчитывать на просветление и ждать озарений. Я просто шел по горным тропам и любовался природой. И как только я перестал ждать чего-то необычного, оно на меня обрушилось. У меня возникли странные ощущения, никак не связанные с происходящими событиями.

Резко менялось эмоциональное состояние - от эйфории до уныния, от радостного подъема до тоски. В один из дней температура подскочила выше сорока градусов, отказали все системы организма - только сердце еще чуточку билось. Я сутки провел в постели без движения, временами созерцал себя откуда-то сверху и со стороны, и мой вид мне настолько не нравился, что я подумывал больше в себя не возвращаться. Отключился. А наутро встал абсолютно здоровым и босиком отправился в храм.

Мы все воспитаны в духе здорового научного скептицизма. И объясняем перепады самочувствия и настроения дефицитом кислорода и горной болезнью. Но я поднимался в Андах куда выше и ничего похожего там не испытывал. А здесь меня словно швыряло гигантской рукой из одного состояния в другое: «Ты думаешь, что твое настроение зависит от тебя и от каких-то внешних причин? Ты ошибаешься!»

Еду я на родину

После паломничества по Гималаям я впервые почувствовал, что мое путешествие приближается к концу. Был еще Китай. Было возвращение домой местными поездами: Пекин -- Улан-Батор -- Улан-Удэ -- Иркутск и через всю Сибирь -- до Москвы и Риги. В купе улан-баторского поезда вместе со мной ехали три монгольские дамы и три стиральные машины. Для меня оставалось место только под потолком. Поскольку я не мотылек, пришлось обратиться за помощью к проводницам. За двадцать долларов мне предоставили отдельное купе -- оно есть в любом поезде, даже когда все билеты проданы -- и сколько угодно сладкого чая.

Я возвращался на родину как монгольский хан -- среди подушек и множества стаканов в посеребренных подстаканниках. И думал: «Надо позволить жизни формировать события так, как они должны складываться для тебя. И если ты не будешь на нее давить, она сама приведет тебя к цели».

Путешествовать надо одному. В компании можно только смотреть достопримечательности. Когда ты один, то поневоле начинаешь разбираться в себе: «Почему мне сегодня грустно, отчего я обрадовался, чем меня это впечатлило». От самоанализа не отвертеться. Самоанализ дает свободу и осознанность: ты знаешь, когда надо действовать и стараться, а когда -- отпускать события, и принимаешь жизнь такой, какая она есть.

От автора.

  • За два с половиной года Дмитрий дважды обогнул земной шар, побывал в 35 странах и в Антарктиде. В Тринидаде у него в паспорте закончилось место для виз. Он вернулся в Ригу за новым паспортом и продолжил путешествие по Центральной Америке.
  • По возвращении Дмитрий сдал свой просторный дом и снял небольшую квартиру. Он понял, как мало вещей нужно человеку для счастья - все его пожитки можно упаковать в несколько ящиков и оставить в гараже у друга - на любое время. К фармацевтическому бизнесу и работе "от" и "до" не вернулся. Делает то, что интересно для него и полезно для других, занимается проектами для души, консультирует и преподает. И, как он утверждает, испытывает чувство внутренней легкости и уверенности в себе.

Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"