Автор - Дмитрий Ярцев
Конец XX века останется в памяти фанатов «Королевских автогонок» как время одного из самых интересных противостояний – Михаэль Шумахер против Мики Хаккинена. Вспомним историю соперничества и самые интересные дуэли лучших гонщиков своего поколения.
Впервые Михаэль и Мика сошлись в очной схватке в 1984 году в одном из заездов на юниорском чемпионате мира по картингу, который проходил во французском Лавале. Победа тогда досталась немцу, финн вовсе не финишировал, а чемпионом мира в итоге стал итальянец Андреа Джиларди. После нескольких лет выступлений в различных молодежных сериях в 1989 году оба перебираются в Формулу-3. Во второй сезон выступлений в Ф-3 Хаккинен выигрывает британский чемпионат и по желанию спонсоров из Marlboro приезжает на последнюю гонку чемпионата Германии, где практически оформил чемпионство Шумахер. Особой борьбы между будущими чемпионами мира не вышло. На скоростном Хоккенхайме финский пилот опередил своего немецкого визави на 1,1 секунду в квалификации и выиграл гонку с большим отрывом, что вряд ли обрадовало Михаэля. В конце года оба вышли на старт Гран-при Макао, ставшее ареной их первой эпической дуэли.
22-летний Мика Хаккинен и 21-летний Михаэль Шумахер перед стартом Гран При Макао Формулы-3 1990 г.
ГРАН-ПРИ МАКАО 1990 (Формула-3)
Этот легендарный Большой Приз традиционно собирает лучших гонщиков национальных чемпионатов Ф-3. По регламенту соревнований победителем становится пилот, показавший наилучший результат по сумме двух заездов. Мика Хаккинен сначала оказался лучшим в квалификации, а затем стал победителем первого заезда, Шумахер финишировал вторым с отставанием в 2,7 секунды. На старте второго заезда финн пропустил Михаэля вперед, но всю гонку держался вплотную за соперником. Разрыв не превышал 0,5 с, что вполне устраивало Мику, но на последнем круге Михаэль замедлился, а в один из поворотов вошел очень широко. Хаккинен попытался воспользоваться ошибкой оппонента и обойти его на прямой, но Шумахер резко повернул в сторону и пошел на контакт, в результате которого Мика потерял переднее антикрыло и сошел с дистанции, а Шумми стал победителем Гран-при Макао. Примечателен тот факт, что за 11 лет совместной карьеры в Формуле-1 Шумахер и Хаккинен ни разу не столкнулись между собой.
Как бы то ни было, именно Мика Хаккинен после Гран-при Макао получил контракт призового гонщика команды Формулы-1 Lotus на сезон 1991 года. Михаэль Шумахер дебютировал в Ф-1 в том же году, но во многом благодаря определенному стечению обстоятельств и своему пробивному менеджеру Вили Веберу, а после единственной гонки за Jordan оказался в Benetton — одной из лучших команд того времени.
СЛЕВА: 1991 год, Михаэль и Мика - гонщики Формулы-1. СПРАВА: Гран При Бельгии 1992 г. - первая победа Михаэля Шумахера (Benetton B192). Время Мики Хаккинена (Lotus-Ford) еще придет, в отличие от Жана Алези (Ferrari)
Дальнейшие карьеры пилотов складывались различно. «Золотой мальчик», как тогда называли Михаэля, ровно через год выиграл свою первую гонку, а еще через два стал первым чемпионом мира после гегемонии «Большой четверки» (Пике, Мэнселл и Прост ушли, Сенна погиб). Мика в это время сначала боролся в середине пелотона за рулем умирающего Lotus, потом ждал своего часа за спиной Айртона Сенны и Майкла Андретти в McLaren, а когда наконец попал в основу, то страдал от постоянных поломок техники переживающего кризис легендарного коллектива. В Аделаиде’95, когда Шумахер был уже двукратным чемпионом мира, Хаккинен попал в серьезнейшую аварию, которая навсегда разделила жизнь и карьеру Мики на «до» и «после». Тогда Мика провел несколько дней в коме, чудом остался жив, спасибо слаженной и профессиональной работе медиков на трассе и в госпитале. Возвращение на трассу выглядело настоящим героизмом, но, как признается позже сам «Летающий финн», травмы, полученные в той аварии, во многом повлияли на его преждевременный уход из «Больших призов».
СЛЕВА: Михаэль Шумахер стал самым успешным гонщиком середины 90-х, дважды подряд (в 94-м и 95-м) выиграв чемпионат, сражаясь с Дэймоном Хиллом. Мика Хаккинен не был частым гостем на подиуме (Гран При Европы '94). СПРАВА: первая победа пришла к Хаккинену в день крупнейшего фиаско Михаэля (Гран При Европы ’97).
Сезон 1996 Михаэль начнет уже в Ferrari, решив принять новый вызов. Уже в следующем году Шумахер будет снова бороться за чемпионство, но уступит в последней гонке сезона в испанском Хересе Жаку Вильневу – на этот раз маневр с умышленным контактом не прошел. Мика Хаккинен в том Гран-при одержит первую победу в карьере: незадолго до финиша по приказу из боксов его пропустит вперед партнер по команде Дэвид Култхард. Вряд ли тогда кто-то, включая самого Михаэля, мог подумать, что финский гонщик со странной улыбкой на ближайшие годы станет главным соперником Шумахера.
98-й был годом перемен в Формуле-1, так как впервые за долгие годы кардинально менялся регламент. Главными нововведениями стало уменьшение ширины болидов и покрышки с продольными канавками. Кроме того, лидер последних лет — команда Williams — разом потеряла поставщика двигателей Renault, которые в 90-х являлись лучшими, и своего конструктора – гения аэродинамики Эдриана Ньюи. Все эти факторы могли поменять расстановку сил кардинальным образом. Так и случилось. Уже в межсезонье стало ясно, что Ньюи построил настоящий шедевр для своей новой команды – McLaren MP4/13.
Мика Хаккинен и Дэвид Култхард доминируют на Гран При Австралии '98
ГРАН-ПРИ АРГЕНТИНЫ 1998
3-й из 16 этапов
Первые две гонки сезона’98 (Гран-при Австралии и Бразилии) прошли с доминированием пилотов McLaren-Mercedes. Мика Хаккинен дважды стартовал с поула и дважды первым пересекал финишную линию (справедливости ради стоит заметить, что на первом этапе Култхард снова пропустил своего напарника вперед) и приехал в Аргентину лидером чемпионата, а в активе Шумахера было только 4 очка за третье место на Интерлагосе.
В перерыве между южноамериканскими гонками Ferrari удалось несколько сократить отставание, в первую очередь благодаря работе, проделанной американскими шинниками Goodyear, и преимущество «серебряных стрел» уже не было столь очевидным. У Мики Хаккинена не заладилось с самого начала уик-энда, и он впервые в сезоне проиграл квалификацию. Поул-позиция досталась другому гонщику McLaren – Дэвиду Култхарду, сумевшему ровно на секунду опередить Михаэля Шумахера.
"МакЛарены" уже привычно выигрывают старт
Впрочем, Мика отыгрался уже на старте, опередив лидера «Скудерии», пелотон возглавил ДиСи. Но Шумахер не думал сдаваться, он сразу же принялся прессинговать Мику и уже на втором круге его маневр увенчался успехом. Останавливаться на достигнутом немец не желал и на 5-м круге пошел в атаку на Култхарда, но здесь уже не обошлось без контакта, из-за чего Дэвид откатился в конец призовой шестерки. Стратеги Ferrari запланировали для своего первого номера две дозаправки, в то время как Хаккинен шел только с одной и ничего не мог поделать с уходящей в отрыв более легкой алой машиной. М. Шумахер создал достаточный отрыв для лишнего пит-стопа. Более того, отрыв был настолько комфортным, что победить с ощутимым преимуществом немцу не помешал даже вылет с трассы в конце гонки.
Именно после этой гонки стало ясно, что сезон не станет для Мики Хаккинена и McLaren-Mercedes легкой прогулкой к чемпионскому титулу, а болельщиков ждет увлекательная борьба до последнего этапа.
В 98-м прошло много интересных гонок, которые надолго остались в памяти любителей «Королевы автоспорта». Весь сезон Шумми с переменным успехом пытался догнать своего визави. В Имоле Шумахер не смог полностью воспользоваться сходом Хаккинена, уступив победу Дэвиду Култхарду. На Гран-при Испании Мика и Дэвид завоевали уверенный дубль, а Михаэлю пришлось попотеть в борьбе за третье место. В Монте-Карло финн, никогда прежде не добиравшийся на улицах княжества до финиша, не оставляет соперникам шансов, МШ даже не попадает на подиум, но компенсирует потерянные очки победой в Канаде, когда Хаккинен сошел на первом круге. Во Франции Ferrari впервые с 90-го года завоевывает победный дубль: Михаэль побеждает, а Мика не смог обогнать Ирвайна.
На мокром асфальте Сильверстоуна сначала пейс-кар нивелировал солидный отрыв Хаккинена, а потом пропустил главного соперника вперед, посетив гравийную ловушку, Шумахер же одержал одну из своих странных самых побед, отбыв наказание Stop&Go после пересечения финишной черты. В Австрии Мика зарабатывает 10 очков, а Михаэль, откатившись по ходу гонки на последнее место, совершает прорыв на 3-е. Еще больше финский гонщик отрывается после победы на родине Шумахера: McLaren-Mercedes зарабатывает очередной дубль, немецкий чемпион лишь пятый.
На Гран-при Венгрии Михаэль завоевывает одну из своих лучших побед, когда по ходу гонки Росс Браун переводит его с тактики двух пит-стопов на три, вынуждая ехать в квалификационном темпе. Хаккинена преследуют технические проблемы – лишь одно очко. В Бельгии Мика сходит в первом повороте, а Шумахер упускает верные десять очков, врезавшись в отставшего на круг Култхарда, а победа достается Дэймону Хиллу на Jordan. В итальянской Монце «Феррари» завоевывает дубль, приводя в восторг армию тиффози, Мика лишь четвертый. За два этапа до финиша у Хаккинена и Шумахера по 80 очков.
Сезон 1998 в одном фото - Шумахер догоняет Хаккинена
ГРАН-ПРИ ЛЮКСЕМБУРГА 1998
15-й из 16 этапов
К уик-энду на Нюрбургринге команды-лидеры чемпионата приготовили множество новинок, пытаясь добиться решающего преимущества. 1998-й был годом не только противостояний Хаккинена против Шумахера и McLaren-Mercedes против Ferrari, но и Bridgestone против Goodyear. Японцы впервые претендовали на победу в чемпионате мира, и завоевать ее в этом году было особенно важно, так как в конце сезона их оппоненты покидали «Большой цирк». В Goodyear же во что бы то ни стало хотели уйти из Формулы-1 победителями, поэтому обе компании старались улучшить характеристики своей продукции к каждому этапу.
Свободные заезды остались за Микой Хаккиненом, но в квалификации первый ряд довольно неожиданно заняли пилоты Ferrari: Михаэль Шумахер - первый, Эдди Ирвайн - второй. Лидер McLaren довольствовался третьим местом, а его партнер уступил еще и Джанкарло Физикелле на Benetton.
М. Шумахер не очень удачно стартовал, пропустив вперед Ирвайна, но смог удержать Хаккинена у себя за спиной. Впрочем, уже к концу первого круга пилоты Scuderia обменялись местами. Эдди, оказавшись перед лидером «серебряных стрел», в соответствии с командным уставом стал притормаживать финна. Поначалу ирландец, как и Мика, проигрывал лидеру не более 0,5 с круга, но в районе 11 круга резко замедлился, что Хаккинена уже не устраивало и первый номер «МакЛарен» решился на атаку. Свой удачный маневр Хаккинен провел в шикане Veedol на 13-м круге. Шумахер, предупрежденный об этом по радио, прибавил.
Лидеры чемпионата проходили круги практически в одинаковом темпе, разрыв держался в пределах 7-8 секунд, но на 20-м круге Михаэль сбавил: его шины были уже сильно изношены. Это вынудило Шумми поехать на пит-стоп раньше запланированного, на что Хаккинен моментально ответил быстрейшим кругом. За четыре круга «Летучему финну» удалось создать преимущество, которого хватило, чтобы вернуться на трассу аккурат перед носом Шумахера. Михаэль провисел на хвосте у своего соперника чуть меньше 20 кругов, но возможностей для атаки действующий в этот день безупречно Хаккинен так и не дал. Более того, Мика вынудил соперника сделать небольшую ошибку.
Механики Ferrari обслужили автомобиль своего лидера на 47-м круге, а их коллеги из McLaren встретили Хаккинена кругом спустя и справились на секунду быстрее, что позволило увеличить отрыв еще больше. Мика Хаккинен спокойно довел дело до победы. О лучшем подарке ко дню рождения, которое Мика отмечал в понедельник, он и не мечтал. Компанию Шумахеру и Хаккинену на подиуме составил Дэвид Култхард, опередивший Ирвайна после первого пит-стопа. Этот результат практически гарантировал McLaren-Mercedes Кубок конструкторов: перед последним этапом они опережали Ferrari на 15 очков.
ГРАН ПРИ ЯПОНИИ 1998
16-й этап из 16
Календарь сезона ’98 был построен таким образом, что между двумя Гран-при, завершающими чемпионат, было больше месяца. Это время два противоборствующих лагеря посвятили кропотливой подготовке к решающей битве, которую предвкушали миллионы любителей автогонок всего мира. Для завоевания чемпионского титула Мике Хаккинену было достаточно финишировать на второй позиции, так как даже в случае победы Шумахера и равенстве очков и побед, у финна было преимущество по количеству вторых мест.
Свободные заезды в пятницу и субботу остались за Михаэлем. В квалификации Хаккинен впервые поехал в полную силу, откинув все сомнения относительно своей готовности, в первой же попытке перекрыв утренний результат Шумми на 1,5 секунды. Но лидер «Феррари» все же оставил последнее слово за собой, в итоге опередив конкурента на 0,178 с и взяв третий подряд и третий в сезоне поул (на счету Мики подобных достижений было целых 11). Казалось, что претенденты на корону соревнуются в своей собственной лиге: занявший третье место на старте Дэвид Култхард отстал более чем на секунду, а его сосед по второму ряду Эдди Ирвайн уступил времени поула почти две, что уж говорить о бедняге Рикардо Россете на Tyrrell, не вложившимся в 107%.
Перед стартом решающего Гран При чувствовалось колоссальное напряжение
Настал день гонки, трибуны забиты до отказа, пилоты занимают свои позиции после прогревочного круга, огромная телеаудитория затаилась перед экранами в ожидании волнительного момента – старта главного автоспортивного события года. Огни стартового светофора один за другим начинают гаснуть, и вдруг маршалы, стоящие напротив Prost Ярно Трулли, начинают размахивать флагами – автомобиль итальянца заглох, старт откладывается, и пилоты отправляются на еще один прогревочный круг. Болиды повторно выстраиваются на стартовой прямой и… поклонники Ferrari со всего мира дружно берутся за голову: обладатель поул-позишн поднимает руку, информируя маршалов о неготовности к старту. После очередного прогревочного круга Шумахер занимает 21-е место на стартовой решетке.
Казалось, что на этом конец и судьба титула предрешена, но Михаэль не собирается сдаваться, прорываясь через пелотон, как нож сквозь масло. 5-й круг гонки, Мика Хаккинен лидирует, его преследует Ирвайн, а Михаэль уже седьмой, проигрывая лидеру чуть более 12 секунд, – отставание теоретически отыгрываемое. Проблема была в другом: пятое и шестое место занимали недавние соперники немецкого гонщика в борьбе за титул – Дэймон Хилл (Jordan-Mugen-Honda) и Жак Вильнев (Williams-Mecachrome), а они легко пропускать вперед красный болид с гарцующим жеребцом на желтом фоне не собирались. Шумахер просидел за спиной Хилла до 14-го круга, когда тот свернул в боксы, еще круг ушел на преодоление сопротивления Вильнева. На 16-м Михаэль сам отправился на дозаправку, на круг позже своего напарника и на два раньше, чем Хаккинен.
После плановых пит-стопов Френтцена (19-й круг) и Култхарда (21-й) М. Шумахер, показавший перед этим быстрейший круг, вышел на третье место, хотя и проигрывал своему главному сопернику почти полминуты. На командном мостике Ferrari пытались как-то разыграть второго номера – Ирвайна, переведя того на тактику трех пит-стопов, вероятно, в надежде, что ирландец в один из моментов гонки окажется перед Хаккиненом и сможет его притормозить.
На 28-м круге происходит столкновение между занимавшими последние места Тороносуке Такаги (Tyrrell) и Эстебаном Туэро (Minardi), которое предопределило исход всего чемпионата. Михаэль Шумахер наезжает на один из обломков, оставшихся после этой аварии, что на 31-м круге привело к взрыву задней правой покрышки. Шумми паркует F300 на обочине, выходит из машины и провожает взглядом проносящийся мимо серебристо-черный болид Мики Хаккинена – чемпиона мира 1998 года.
Лидирующий с комфортным преимуществом Хаккинен и не думал расслабляться, несмотря на сход своего визави. После второго пит-стопа Мики на 32-м круге, Ирвайн оказался в 2,5 с позади финна. Хаккинен прибавил, проехав свой лучший круг в гонке, и немного оторвался от Эдди, несмотря на то, что тот был на более легкой машине (ирландца ждала третья дозаправка). Мика будто бы доказывал всему миру, что он в этой гонке безупречен и взял бы титул, даже если бы Михаэля не преследовали проблемы.
Межсезонье любители Ф-1 провели в предвкушении продолжения острого соперничества между Шумахером и Хаккиненом. Особая интрига заключалась в том, что после ухода из чемпионата компании Goodyear всем командам предстояло выступать на шинах одного производителя – Bridgestone. Ожидания болельщиков вполне оправдались… но лишь до середины сезона.
Ни Мика, ни Михаэль не смогли набрать очки в первой гонке сезона – Гран-при Австралии, первую в карьере победу одержал коллега на то время еще двукратного чемпиона Эдди Ирвайн, хотя преимущество McLaren в скорости было очевидным. В Бразилии Хаккинен финишировал первым, Шумахер вторым, а в следующих четырех гонках главные претенденты на титул набрали равное количество очков (немец выиграл гонки в Имоле и Монако, финн – в Испании и Канаде, плюс по одному третьему месту у каждого). В хаотичном Гран-при Франции Мика Хаккинен финишировал вторым (победу одержал Хайнц-Харальд Френтцен на Jordan), а Михаэль, испытывавший технические проблемы, заработал только два очка и теперь уступал финну в личном зачете восемь.
На 8-м этапе, который проходил в Сильверстоуне, Михаэль Шумахер попал в самую серьезную аварию в своей формульной карьере. В повороте Stowe, из-за отказа задних тормозов его F399, Михаэль на скорости свыше 300 км/ч вылетает с трассы врезается в стену из старых покрышек (в момент удара скорость составляла 107 км/ч). Вердикт врачей был неутешительным – перелом малой и большой берцовой кости правой ноги. Шумми выбыл из борьбы за титул.
В первой половине сезона 1999 г. Мика и Михаэль регулярно делили призовое шампанское (СЛЕВА: Гран При Бразилии ’99), но авария Шумахера на Сильверстоуне (СПРАВА: Гран При Великобритании ’99) оставила «Летающего финна» без главного соперника
Вопреки ожиданиям, вторая часть сезона сложилась для Хаккинена еще сложнее первой. В отсутствие Михаэля Мика сумел одержать лишь одну победу (ГП Венгрии). Главным соперником «Летающего финна» стал подхвативший знамя лидера Ferrari Ирвайн, победивший в Австрии и Германии. Кроме того, от борьбы за чемпионство не отказывались Дэвид Култхард (победы в Великобритании и Бельгии) и Хайнц-Харальд Френтцен (второй раз в сезоне немец триумфовал в Италии). Хаккинен 11 раз стартовал с поул-позиции, но в гонках ему очень не везло: постоянно преследовали различные проблемы: отвалившееся колесо, прокол, заправочное оборудование, два столкновения с напарником (по вине Култхарда) и собственная ошибка при переключении передач в Монце.
За два этапа до конца сезона Мика Хаккинен имел преимущество в два очка над Эдди Ирвайном. Добыл его финн на Гран-при Европы, проходившем на Нюрбургринге. В той гонке творился настоящий хаос: дождь неоднократно начинался и стихал вновь, было множество сходов. На мостике McLaren несколько раз не угадали со сменой шин для Хаккинена, на пит-стопе Ирвайна механики долго не могли найти одно колесо, Френтцен и Култхард сошли. В итоге на вершину подиума поднялся Джонни Херберт (единственная победа в истории команды Stewart), а Хаккинен с Ирвайном в конце гонки 7 кругов сражались за шестое место. Финн вышел победителем, и, обогнав Марка Жене на Minardi, стал пятым (ирландцу сделать это не удалось). «Ха-Ха» и «ДиСи», отстававшие от лидера на 10 и 14 очков, соответственно, еще имели теоретические шансы на титул. В успех Френтцена не верил никто, кроме него самого (а после 14-го места в малазийской квалификации немцу оставалось рассчитывать только на чудо), а Култхард перед Гран- при Малайзии заявил, что будет помогать своему партнеру по команде.
ГРАН ПРИ МАЛАЙЗИИ 1999
15-й из 16 этапов
На предпоследний гоночный уик-энд сезона 1999 Формула-1 впервые в истории приехала в Малайзию, на новейшую трассу Сепанг, находящуюся недалеко от Куала-Лумпура. Событием, на время затмившем борьбу за чемпионство, стало возвращение Михаэля Шумахера.
Михаэль еще на свободных заездах намекнул, что с его состоянием все отлично, а в квалификации опередил ближайшего преследователя, коим стал Эдди Ирвайн, почти на секунду. Гонщики McLaren-Mercedes заняли второй ряд, причем Дэвиду удалось проехать свой лучший круг быстрее Мики. Поставщики резины Bridgestone предоставили командам на этот этап выбор из двух вариантов резины – сверхмягкой и мягкой. Первый давал возможность ехать быстрее, но на втором можно было проехать гонку с одним пит-стопом. Как окажется позже, в «Феррари» выбрали первую стратегию, а в «МакЛарен» - вторую, и выбор этот сыграл очень важную роль.
После старта первая четверка не претерпела изменений. Шумми начал было уходить в отрыв, но потом вспомнил, что обещал всецело помогать Ирвайну и немного сбавил темп, чтобы пропустить ирландца вперед. Этим воспользовался Култхард, который после размена позициями пилотов «Скудерии», атаковал и прошел Михаэля, устремившись за начинающим наращивать преимущество Эдди. Дэвид принялся прессинговать лидера, но на 14-м круге шотландца подвел бензонасос двигателя Mercedes – сход с дистанции. Эдди Ирвайн мог вздохнуть свободно – его тылы надежно прикрывал Шумахер, искусно сдерживающий своего главного соперника. Михаэль ехал в среднем по секунде с круга медленней напарника (и неизвестно насколько медленней своих возможностей), но не давал Мике ни малейшего шанса обогнать себя. Немецкий пилот замедлялся в поворотах, а на прямых уходил в отрыв, в некоторых местах тормозил раньше обычного, заставляя соперника все время быть начеку, тем самым выматывая его. Одновременно Хаккинену приходилось следить в зеркала заднего вида за Баррикелло, который был быстр за счет меньшего количества топлива в баке его Stewart-Ford.
Эффектное возвращение «Красного барона»
Ирвайн совершил плановый пит-стоп на 25-м круге, Хаккинен два круга спустя, а Шумахер – три. Остановка последнего заняла больше времени, но так как перед ней Шумми немного оторвался от Мики, показав быстрейший круг в гонке, то вернулся на трассу прямо перед McLaren, продолжив начатое дело.
На 41-м круге на свою вторую дозаправку и смену покрышек заезжает лидер гонки. Ирвайн возвращается в гонку в 3 секундах позади Хаккинена. Несмотря на все усилия Михаэля, Эдди не может приблизиться к ним. Казалось, что надеждам ирландца пришел конец, но за 9 кругов до финиша MP4/14 с чемпионской единичкой на носу сворачивает в гаражный переулок для второго пит-стопа! Шумахер же больше не останавливался, и это на сверхмягких шинах. Он поначалу взвинчивает темп, как бы показывая, кто является лучшим, а потом сбрасывает скорость и пропускает Ирвайна к такой нужной тому победе. Мике Хаккинену пришлось потрудиться, чтобы попасть на подиум, так как после остановки в боксах он вернулся позади Херберта. Этой гонкой Михаэль Шумахер показал, что он находится в отличной форме и что, несмотря на пропуск части сезона, он все еще остается одним из главных действующих лиц в распределении итоговых наград.
С клетчатым флагом события Малазийского Гран При не закончились. Через три часа после финиша судьи дисквалифицировали обе «Феррари» за несоответствие техническому регламенту боковых дефлекторов, тем самым вручив чемпионство Хаккинену, а Кубок конструкторов – McLaren-Mercedes. Но и это было еще не все. Спустя неделю специальная комиссия FIA довольно неожиданно отменила решение судей, оставив в силе первоначальные результаты. Тем не менее эта довольно запутанная история повлияла на итоговые результаты чемпионата лишь частично.
Эдди Ирвайн провел последнюю гонку сезона, Гран-при Японии, очень слабо (пятое место в квалификации, третье в гонке, доставшееся после схода Култхарда), а Мика Хаккинен, обогнав на старте стартовавшего с поула Михаэля, провел безошибочную гонку и вполне заслуженно стал двукратным чемпионом мира. Ferrari достался Кубок конструкторов, впервые с 1983 года. Интересно, что принесли его «Скудерии» три пилота, в 90-м году вместе стоявшие на подиуме Гран При Макао Ф-3: Михаэль Шумахер, заменявший его по ходу сезона Мика Сало и Эдди Ирвайн.
Сузука приносит Мики Хаккинену второй чемпионский титул
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Интересно? Поехали дальше! :)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Главной задачей, которую в Ferrari поставили перед сезоном 2000 года, было подойти к первой гонке сезона с машиной, не уступающей очередному творению Эдриана Ньюи, технического директора McLaren, в скорости, ведь в прошлых сезонах «Скудерии» приходилось наверстывать упущенное по ходу сезона. Помочь в этом должен был новый второй пилот Scuderia – бразилец Рубенс Баррикелло (Эдди Ирвайн перешел в Jaguar). Существовало мнение, что Рубенс принесет техническому штабу больше пользы, чем его предшественник, так как его манера езды больше напоминала манеру Шумахера, а следовательно, было легче работать с настройками. В любом случае, «Красные» с заданием справились.
Михаэль Шумахер первенствовал в трех гонках подряд на старте чемпионата, даже несмотря на то, что поул-позиция каждый раз доставалась Хаккинену (в Австралии и Бразилии Мику подвела техника, а Гран При Сан-Марино проиграл Михаэлю тактически, финишировав вторым). На следующих двух этапах чемпионата пилотам McLaren удалось отыграться – Гран-при Великобритании и Испании завершились дублями «Серебряных стрел» – Дэвид Култхард выиграл в домашней гонке, а Хаккинен третий раз подряд поднялся на вершину подиума в Барселоне. Интересно, что на этот раз с первых мест стартовали пилоты Ferrari (Баррикелло – в Сильверстоуне, и Шумахер – на Каталунье). Михаэль в этих двух гонках без очков не остался и уверенно возглавлял чемпионат: 36 пунктов против 22 у Хаккинена и 20 у Култхарда (у шотландца должно было быть больше, но второе место, добытое на бразильском Интерлагосе, у него отобрали из-за несоответствия регламенту передней торцевой пластины переднего крыла его болида), Баррикелло отставал – всего 13 очков, из остальных команд никто должной конкуренции лидерам в этом сезоне составить не мог.
Сезон 2000 предвещал новые баталии Хаккинена и Шумахера, теперь уже равных по статусу и масштабу гонщиков – двукратных чемпионов мира. Однако, впервые Мика и Михаэль вместе поднялись на пьедестал почета только Гран При Сан-Марино – третьем этапе чемпионата.
ГРАН ПРИ ЕВРОПЫ 2000
6-й из 17 этапов
Квалификацию на Нюрбургринге впервые за года выиграл Дэвид Култхард. Шотландец оказался последним, кто поставил быстрый круг до дождя, начавшегося в середине сессии, поэтому его результат уже никто не смог побить. М. Шумахеру предстояло стартовать со второго места, Хаккинену – с третьего, а четвертое досталось Баррикелло. Вряд ли ликовавший в субботу Дэвид думал о том, что с прошлогоднего Гран-при Венгрии никто не мог победить в гонке, стартуя с поула, а когда журналисты напомнили ему об этом, то Култхард ответил, что он полон решимости прервать эту серию.
Вся уверенность Дэвида в успехе пропала на старте, когда он откровенно проспал сигнал светофора и, еле справившись с Баррикелло, вошел в первый поворот только третьим. Лидерство же вырвал Хаккинен: «Летающий финн» пулей сорвался с места и сунулся в пространство между Ferrari Шумахера и McLaren Култхарда. Михаэль с таким положением дел мириться не хотел и буквально повис на заднем крыле Мики. Уже на первых кругах начал накрапывать дождь, что явно играло на руку Шумахеру: финн и без того весь уик-энд жаловался на неуверенность в управлении MP4/15, а на скользкой трассе да с постоянно мелькающей в зеркалах «Феррари» ему стало совсем тяжело. Неизбежное произошло в конце 11-го круга, когда на позднем торможении в шикане Veedol Михаэль опередил Хаккинена.
Михаэль обгоняет Мику
За три следующий круга Шумахер отыграл у своего соперника более 6 секунд. На 15-м оба свернули в боксы за дождевой резиной. Неизвестно, что творилось в душе лидера Ferrari, когда его механики замешкались с задним левым колесом, но Михаэль вернулся на трассу лидером. По удивительной случайности в соседних боксах механики «МакЛарен» провозились с задним правым колесом своего чемпиона еще дольше. Хаккинен вернулся на трассу третьим – позади Култхарда, сменившего шины на круг раньше. Но у Дэвида возникли проблемы с поведением задней части машины, и он сопротивления Мике не оказал, но Шумахер был уже далеко – более чем в 15 с — впереди и продолжал понемногу отрываться.
На 35-м круге Шумми совершает свой второй пит-стоп, пропуская вперед Хаккинена. У Мики было 10 кругов до своей дозаправки, за которые действующий чемпион смог отыграть только около 2 с, но неожиданно прибавил после возвращения на трассу. Отрыв таял на глазах и, вероятно, Хаккинен сумел бы навязать серьезную борьбу своему сопернику, если бы в дело не вмешались пилоты, отстающие на круг. Кстати, одним из тех, кто помешал Мике достать Шумахера, был дебютант того сезона, а ныне ветеран Формулы-1, Дженсон Баттон.
В этой гонке Шумахер и Хаккинен играли в своей собственной лиге, обогнав всех остальных, в первую очередь сражавшихся за подиум Култхарда и Баррикелло, минимум на круг.
На следующей остановке «Большого цирка», в Монако, «проклятие поул-позишн» сыграло злую шутку с Михаэлем Шумахером. Уверенно лидируя две трети дистанции, немец сошел из-за поломки подвески. Победа досталась Култхарду, который вышел на второе место в личном зачете (Хаккинен был лишь шестым: помешали технические проблемы) и едва ли не впервые в карьере стал рассматриваться как главный конкурент Шумахера в чемпионате. В Канаде Шумахер, снова стартуя с поула, все же привел свой болид к первому месту на финише, хотя Баррикелло в конце гонки был быстрее, но, повинуясь указанием из боксов, не стал атаковать. Дэвид в Монреале очков не набрал, а Мика закончил ее четвертым.
Дальше для Михаэля наступила черная полоса. Три гонки подряд он сходит с дистанции. Один раз из-за отказа двигателя, а еще дважды становится жертвой аварий в первом повороте. Гран-при Франции и Австрии заканчиваются очередными дублями McLaren (как и в начале сезона, первая победа достается Култхарду, вторая – Хаккинену). Лишь благодаря удивительной победе Рубенса Баррикелло (первой в карьере) на Хоккенхаймринге, где бразилец в конце гонки рискнул не менять шины на дождевые, а перед этим «Серебряные стрелы» лишились огромного преимущества из-за выбежавшего на трассу человека – уволенного работника Mercedes-Benz, Михаэль сохранил лидерство в чемпионате. Шумахер – 56 очков, Култхард и Хаккинен – по 54. На руку Шумахеру играло и отсутствие субординации в McLaren-Mercedes, гонщики которой, по сути, отбирали очки друг у друга.
На 12-м этапе Гран При Венгрии в лидеры чемпионата выходит уже Мика Хаккинен. Он снова демонстрирует отличный старт, возглавив пелотон с третьей позиции и уверенно доведя дело до победы. Михаэль на финише второй, Дэвид – третий.
Гран При Венгрии ’00. СЛЕВА: Берни Экклстоун в окружении трех реальных претендентов на чемпионский титул, Дэвида Култхарда, Михаэля Шумахера, Мики Хаккинена, и одного теоретического – Рубенса Баррикелло. СПРАВА: Старты в 2000-м Хаккинену явно удавались. Мика выходит в лидеры с третьей позиции на решетке.
ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ 2000
13-й из 17 этапов
В те годы Спа еще была той трассой, где смелость пилота играла ключевую роль. Например, не каждый гонщик, располагавший могучим V10 за спиной, решался проходить легендарную «Красную воду» на полном газу, но легендарный автодром всегда награждал наиболее отважных. Другим важным фактором являлся поиск правильных настроек: это позволяло отыграть ценные десятые и сотые.
Пилоты Scuderia Ferrari не очень здорово смотрелись в свободных заездах, в отличие от своих главных соперников – McLaren-Mercedes, поэтому поул-позиция Мики Хаккинена выглядела вполне закономерной. Больше удивило солидное преимущество финна – 0,733 с над занявшим вторую строчку Ярно Трулли (Jordan-Mugen-Honda). Михаэль Шумахер уступил времени Хаккинена еще больше – 0,906 с, сенсационно пропустив вперед еще и Дженсона Баттона. Более того, Шумми мог и вовсе оказаться в третьем стартовом ряду, так как лучшее время Х.-Х. Френтцена было аннулировано за блокировку Култхарда (шотландец в итоге оказался пятым).
СЛЕВА: пройти Eau Rouge «газ в пол» осмеливался не каждый. СПРАВА: Хаккинен отрывается после старта.
День гонки в Спа оказался дождливым. Несмотря на то, что к старту осадки прекратились и трасса уже начала подсыхать, судьи, видимо, помня о массовом завале в 98-м, приняли решение пустить пилотов в бой за автомобилем безопасности. Такое развитие событий вполне устраивало Мику Хаккинена, как и то, что шедший вторым Трулли явно притормаживал остальной пелотон. К 5-му кругу, когда М. Шумахер прорвался на второе место, «Летающий финн» был уже в 10 секундах впереди. В это же время пилоты дружно кинулись менять дождевую резину на псевдо-слики, последовав примеру Жана Алези (Prost-Peugeot), который первым понял, что траектория достаточно подсохла. Здесь в McLaren несколько замешкались, продержав Хаккинена на трассе лишний круг, а Култхарда и вовсе два. Мика остался лидером, хоть его преимущество и сократилось до 6 секунд, а вот гонка Дэвида была испорчена.
Те, кто следил за бельгийским этапом по российскому телевидению, наверняка помнят, что трансляция постоянно прерывалась прямыми включениями с Останкинской башни, в которой случился пожар. Во время одного из таких включений лидеры поменялись местами, и теперь уже Шумахер лидировал с 6-секундным отрывом. Дело в том, что на 13-м круге болид Хаккинена развернуло поперек трассы после наезда на один из поребриков, который оказался предательски скользким.
Михаэль начинает постепенно отрываться, раз за разом обновляя результат лучшего круга в гонке, а после 21-го круга отправляется на свой плановый пит-стоп. Мика остается на трассе на 5 кругов дольше, отыграв за это время 4,5 с. Во время остановки механики изменили аэродинамические настройки MP4/15 действующего чемпиона. Вернувшись в гонку, Хаккинен начинает отыгрывать у Шумахера по полсекунды на круге. Шумахер на длинных прямиках сворачивает с траектории, пытаясь охладить шины, но это никак не меняет ситуацию.
14 кругов до финиша, Мика уже в секунде позади Михаэля. Следующие пять кругов бескомпромиссной борьбы, без сомнения, вошли в историю чемпионатов мира, а то, что случилось на 41-м, позже назовут «Обгоном века». За круг до этого финн, повиснув на заднем крыле соперника в «Красной воде», уже пытался пройти Шумахера на прямой перед Les Combes, но немецкий пилот резким маневром отбил атаку. На этот раз добавилось третье действующее лицо – отстающий на круг пилот BAR-Honda Рикардо Зонта. Михаэль пошел на обгон слева, а Мика в последний момент решил обойти бразильца, а вместе с ним и Шумахера, справа! Этот невероятный по красоте маневр принес Хаккинену победу и увеличил его отрыв до 6 очков. На нижнюю ступеньку подиума поднялся младший брат Михаэля – Ральф. Финишировавший четвертым Дэвид Култхард, покидая Спа, вероятно, понимал, что в чемпионской разборке «Хаккинен против Шумахера» третий будет лишним.
Михаэль сократил отставание в чемпионате до прежних двух очков, опередив Хаккинена на домашнем для Ferrari этапе в итальянской Монце, а Култхард окончательно выпал из претендентов на титул, став жертвой массового завала на первом круге (колесо отлетевшее в этой аварии от Arrows Педро де ла Росы убило пожарного). Через две недели на 25-м круге Гран-при США в Индианаполисе произошло одно из ключевых событий чемпионата: Мику Хаккинена подводит двигатель Mercedes-Benz. Михаэль Шумахер побеждает и отрывается в личном зачете на 8 очков.
ГРАН-ПРИ ЯПОНИИ 2000
16-й из 17 этапов
Лидеры чемпионата подошли к вопросу о подготовке к концовке сезона по-разному. Михаэль наматывал тестовые километры за рулем своего болида, а Мика отправился на отдых, вероятно, вспомнив, как добавил ему сил небольшой отпуск в середине сезона. Интересное решение приняла компания Bridgestone, предоставившая «конюшням» лишь один состав псевдосликов на своем домашнем Гран-при - новую резину средней жесткости, тем самым исключив одну из составляющих стратегии на уик-энд.
Уже на свободных заездах стало ясно, что Гран-при Японии - это место отчаянного поединка двух пилотов, а остальные 20 будут лишь своеобразной массовкой. Об этом намекнул и гоночный директор Чарли Уайтинг, пообещавший жестко наказывать тех, кто каким-либо образом помешает претендентам на титул. Гонщики такому раскладу не противились, дружно пообещав пропускать автомобили №1 и №3, как только те покажутся в зеркалах заднего вида.
Надежды любителей Формулы-1 с лихвой оправдались в квалификации. Шумахер и Хаккинен в каждой попытке находили какие-то скрытые резервы и снимали сотые с лучшего результата соперника. Последнее слово осталось за Михаэлем: его быстрейший круг был всего на 0,009 с быстрее, но в Ferrari прекрасно помнили, что две предыдущие квалификации на Сузуке заканчивались подобным образом, но каждый раз победа доставалась Хаккинену. Второй ряд на старте заняли Култхард и Баррикелло.
Мика в очередной раз выигрывает старт
В день гонки небо над автодромом затянули свинцовые тучи. Дождь пошел между утренней разминкой и гонкой, но к старту асфальт уже успел высохнуть. После прогревочного круга операторы показали крупный план MP4/15 Хаккинена, занявшей свое место на стартовом поле. Позади был небольшой дымок, а под задним антикрылом – маленькая лужица, что наполнило сердца болельщиков McLaren тревогой. Но как только погасли огни стартового светофора, волноваться стали уже фанаты «Скудерии». Шумахер хуже стартовал, сместился в сторону Хаккинена, чтобы заблокировать соперника, но было уже поздно: Мика промчался мимо и в первый поворот вошел лидером. Третье место осталось за Култхардом, а Баррикелло прозевал хорошо стартовавших Ральфа Шумахера и Эдди Ирвайна.
До первых пит-стопов Мика по крупицам наращивает отрыв. На 22-м круге, имея преимущество в 2,4 с, первым на пит-лейн сворачивает лидер гонки, Михаэль делает это круг спустя. Обе бригады механиков сработали на отлично, разрыв остался прежним. Хаккинен по-прежнему немного быстрее Шумахера – на одну-две десятые на круге, но уже через несколько кругов лидеры упираются в плотную группу отстающих гонщиков. Еще одной неприятностью стал начавшийся моросящий дождь. Для перехода на промежуточные покрышки он был слишком слабым, но трасса стала довольно скользкой.
Хаккинен понемногу отрывается от Шумахера
Круговые нивелируют все накопленное Микой преимущество. Когда Хаккинен отправился на свой второй пит-стоп (37-й круг), оно составляло меньше секунды. Финн снова вернулся в группу круговых, а асфальт становился все более скользким. Шумахер поехал в боксы на три круга позже, практически до последней капли израсходовав горючее. Рискованный тактический ход Росса Брауна оправдался сполна: когда Михаэль покидал пит-лейн, McLaren Хаккинена был позади. До конца гонки оставалось еще немало кругов, но уже ни у кого не было сомнений: Шумахер своего не упустит. Так оно и случилось: со взмахом клетчатого флага Михаэль Шумахер стал трехкратным чемпионом мира.
Титул в личном зачете в Маранелло ждали 21 год. Через две недели в Малайзии, после четвертой подряд победы Михаэля Шумахера (Култхард – второй, Баррикелло – третий, допустивший фальстарт Хаккинен лишь четвертый) окрыленная успехом команда оставит за собой и Кубок конструкторов.
К сезону 2001 года конструкторские штабы и Ferrari и McLaren подготовили разработанные с чистого листа автомобили. И если у «Скудерии» дела сразу пошли хорошо, и ее пилоты всю зиму раз за разом били рекорды домашних тестовых треков в Мюджелло и Фьорано, то у их соперников как-то не заладилось: моторы Mercedes горели, машина часто ломалась. Да еще и Мика Хаккинен, ставший в конце 2000 года отцом, появлялся на тестах намного реже, чем раньше, взвалив большую часть нагрузки на Култхарда и нового тест-пилота команды Алекса Вурца. Вероятно, автомобиль на такое отношение финна к нему обиделся. Иначе объяснить жуткое невезение Мики в первых гонках трудно.
В трех гонках выездного турне на старте чемпионата Хаккинен набрал лишь 1 очко, в то время как Шумахер, победив в Австралии и Малайзии, имел в своем активе 26. Главным соперником «Красного барона» был скорее Дэвид Култхард, победивший в Бразилии и уже в первом европейском Гран При сравнявшийся с Михаэлем по очкам. В Имоле лидер Ferrari сошел, Мика был только четвертым, а Дэвид финишировал вторым вслед за победившим Ральфом Шумахером на Williams-BMW. Команда сэра Фрэнка вернулась в число претендентов на победы, самый мощный двигатель делал его пилотов фаворитами скоростных трасс, а шины Michelin при определенных погодных условиях давали преимущество. По правде говоря, напарник Ральфа колумбиец Хуан-Пабло Монтоя имел очень хорошие шансы на победу еще в Бразилии, но его вынес с трассы отстающий на круг гонщик Arrows Йос Ферстаппен.
ГРАН ПРИ ИСПАНИИ 2001
5-й из 17 этапов
С пятого этапа чемпионата мира разрешалось применение управляющей электроники, такой, как системы контроля старта и трекшн-контроль. С начала сезона не раз ставилась под сомнение легальность Ferrari F2001, превосходившей конкурентов в скорости, но в Испании кардинальных перемен не произошло. Михаэль четвертый раз в сезоне завоевал поул, но Мика Хаккинен был очень близок - всего 0,085 с разницы. Култхард и Баррикелло, уступившие по 0,4 с, разделили второй ряд.
Первой жертвой сбоя системы контроля старта стал Дэвид Култхард, заглохший перед прогревочным кругом. В ближайших Гран-при оставшиеся неподвижно стоять на стартовой решетке машины станут привычным делом. Уже во время старта не сможет тронуться с места Хайнц-Харальд Френтцен. Шумахер-старший и Хаккинен проблем не испытали, сохранив свои позиции в первом повороте. Михаэль к пятому кругу отрывается от соперника на две секунды, этот разрыв останется неизменным до первой волны дозаправок.
М. Шумахер проводит свой первый пит-стоп раньше Хаккинена - 23-й круг против 27-го, но положение не меняется, несмотря на все усилия Мики. Шумми даже немного быстрее, понемногу увеличив расстояние до 4,5 с. Второй раз в боксы Михаэль снова сворачивает раньше - 43-й круг. На этот раз финн, пересидев своего оппонента на 7 кругов, пользуется преимуществом более легкой машины сполна, оторвавшись на 27 секунд, достаточных для пит-стопа, и возвращается на трассу лидером.
Хаккинен выходит в лидеры после серии вторых пит-стопов.
«Летающий финн» до этого трижды подряд поднимался на верхнюю ступеньку подиума на Каталунье. Казалось, что уже ничего не помешает сделать это и в четвертый раз. Команда все сделала правильно, Шумахер, испытывавший проблемы с третьим комплектом резины, безнадежно отстал, но Старушка Удача в этот раз отвернулась от Мики, когда до клетчатого флага было рукой подать - всего полкруга. Хаккинен останавливается из-за отказавшего сцепления за три поворота до финиша, теряя заслуженную и такую важную победу. В боксы обескураженного финна подбрасывает партнер по команде, добравшийся после всех злоключений до финиша в очках, а там его первым встречает Михаэль, извинившийся за украденную победу. Компанию Шумахеру на подиуме составили Х.-П. Монтоя, для которого это были первые очки в Ф-1, и Жак Вильнев, впервые за несколько лет занявший место в тройке.
Неудачи продолжили преследовать Хаккинена и дальше: в следующих пяти гонках он лишь дважды добирается до финиша, впервые в сезоне поднявшись на подиум лишь в Канаде. Дэвид Култхард, несмотря на красивую победу в Австрии, отпускает Михаэля в личном зачете все дальше. Шумахер побеждает в Монако, на Нюрбургринге и во Франции, финишируя вторым в остальных гонках. Его главными соперниками на трассах становятся младший брат Ральф, победивший в Канаде, и другой пилот Williams-BMW Монтоя, но и они недостаточно стабильны, чтобы навязать реальную борьбу в чемпионате. После 10 этапов на счету Михаэля 78 очков, в то время как у Култхарда 47, у Ральфа Шумахера - 31, а у Хаккинена - скромные 9.
ГРАН ПРИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 2001
11-й из 17 этапов
Прохладная английская погода была неблагосклонна к французской резине Michelin, поэтому пилоты Williams на этот раз в квалификации выглядели слабовато, а единственным, кто мог помешать Шумахеру-старшему завоевать свой 8-й в сезоне и 40-й в карьере подиум стал Мика Хаккинен. Всю сессию чемпионы сменяли друг друга на вершине протокола, но Шумми все же оказался на 0,085 с быстрее. Третье место занял Дэвид Култхард, опередивший пилотов Jordan-Honda - Трулли и Френтцена.
«Красный барон» сумел сохранить свою позицию на старте, но вплотную преследовавший его Хаккинен был полон решимости отобрать лидерство, что и произошло на 5-м круге в повороте Copse. К этому моменту гонку уже покинул Култхард, не поделивший первый поворот гонки с Трулли. Мика стремительно отрывается от Шумахера (в среднем по 2,5 секунды с круга), а на позиции немца уже начал покушаться Монтоя. На 17-м круге колумбиец слип-стримом обгоняет лидера чемпионата на прямой «старт-финиш». Хаккинен к тому времени был уже в 24 секундах впереди.
На 21-м круге Мика одним из первых останавливается для дозаправки, на 25-м это же делает оставшийся в лидерах Хуан-Пабло. Михаэль Шумахер, для которого запланирован всего один пит-стоп, остается на трассе, вернувшись на второе место, но проигрывает Хаккинену около 10 секунд, и разрыв этот снова увеличивается. Вторая остановка Мики совпала с первой Михаэля (39-й круг), вернувшись на трассу финский гонщик продолжает уверенно двигаться к своей первой в сезоне победе. Третье место занял Рубенс Баррикелло, тактически переиграв Монтою.
На подиуме улыбка не сходила с лица Михаэля - не покидало ощущение, что он рад победе Мики Хаккинена не меньше него самого.
ГРАН ПРИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
15 июля 2001 г., Сильверстоун
60 кругов; длина круга: 5,141 км; дистанция: 308,356 км
Поул-позиция: М. Шумахер (Ferrari) – 1’20.447
Лучшийкруг: М. Хаккинен (McLaren-Mercedes) – 1’23.405
В оставшихся шести Гран-при Михаэль Шумахер трижды поднимется на верхнюю ступень подиума (в Венгрии, Бельгии и Японии), оформив чемпионство за четыре этапа до конца сезона. Победы в скоростных Гран-при Германии и Италии достанутся гонщикам Williams-BMW — Ральфу Шумахеру и Хуану-Пабло Монтое соответственно. Мика Хаккинен же одержит свою последнюю, 20-ю победу, в Формуле-1 на трассе в Индианаполисе уже после заявления об уходе из чемпионата. Мика обещал вернуться через год, но этого так и не произошло – он ушел окончательно. Михаэль остался без своего самого опасного соперника, единственного, кого он считал равным себе по силам, остался, чтобы побить многочисленные рекорды в борьбе уже с новым поколением гонщиков.
СЛЕВА: Гран При Венгрии ’01. Михаэль Шумахер досрочно оформляет свой четвертый чемпионский титул. СПРАВА: Гран При США ’01. Мика Хаккинен отмечает свою последнюю победу в Ф-1 в компании главного оппонента и многолетнего партнера по команде.