Понятное дело, что за целую зиму ожидания первого четвертьфинального матча с «Фейеноордом» спартаковские болельщики дошли до точки «красно-белого каления». В хорошем смысле слова.
Главный вопрос был – каков он будет, новый российский Спартак своего второго сезона? Сможет ли стартовать «с места в карьер» после зимы? Удастся ли доказать, что успех прошлого года не был случайностью? И что вообще за зверь такой – «Фейеноорд» (который, кстати, как раз тогда стал писаться с двумя «О», до того он был просто и по-русски «Фейенорд», так же как и ПСВ звался просто «Эйндховен»).
Ну да, как бы «второй сезон» в футболе, как «вторая пластинка» в музыке – далеко не всем удается выдержать сразу заданную планку. Да, «весенний футбол» - но ведь всего два года назад с блеском прошли «Реал», в марте же тоже! Ну а уровень команды... уже было ясно: Спартак – не только чемпион среди «Текстильщиков», Спартак – команда уровня «Ливерпуля», потому что Спартак прошел в 1/4, а «Ливерпуль» не прошел.
Стал ли Спартак за зиму сильнее? По именам – не особо, из известных мастеров в команду вливались только Илья Цымбаларь и Юрий Никифоров, но на Евроарене они помочь не могли, ибо были заиграны за «Черноморец» уже. К счастью, тогда еще считалось, что главное усиление – в сыгранности, в командных действиях, в характере и опыте, то есть – в резервах внутренних, а не внешних. Что касаемо соперников из Голландии, то...
Мне вот еще чем та игра крайне памятна. К третьему нашему курсу Физтеха как-то стало понятно, что заниматься придется не только учебой, и что всякие «халтуры» и «подработки» - уже не только развлечение с приятным денежным бонусом, а почти что необходимость. Ну да, «Лихие 90-е» набирали обороты.
И вот как раз звонит мне старший товарищ Владимир Петров с предложением разгрузить машину какого-то ширпотреба. Даже две. Ну, кое-кто тут же размечтался о кренделях небесных. Как разгрузим машину, даже две, как срубим кучу бабок (даже две кучи), для бедного студента любые деньги тогда была «куча», как потрачу их на что-нибудь асоциально важное... девке своей лосины подарю, как раз тогда на пике моды, ей с ее длиннющими ногами очень пойдут... домечтался до того, что простыл, и понял, что в разгрузке машины (даже не двух, а ни одной) никак не смогу принять участия... Р- расстройство.
Но закончилось всё в каком-то смысле хорошо. В самый день спецоперации, в самое ее время проведения, звонит другой старший товарищ, Евгений Цеков, и утешает меня:
- Мишанечка, родимый, не расстраивайся, и хорошо, что хоть ты не приехал. Потому что нас с Вовиком наебали, никакой машины не было! Ну и денег, как ты понимаешь, тоже.
- А что так, дядь Жень?
- Не знаю, но наебали. Короче, в итоге просто взяли с Вовиком две бутылки портвейна, но, правда, он один их обе почти сам и выпил. Он сказал, что очень замерз, хотя я всё время стоял на улице, ждал, на снегу с ветром, а он бегал на склад греться...
Тут я дико заржал. Потому что это был такой «парафраз» на одно их летнее приключение. Всё было почти так же, и две бутылки портвейна, и то же «исполнение» Петрова в пересказе Цекова:
- ...Короче, в итоге просто взяли с Вовиком две бутылки портвейна, но, правда, он один их обе почти и выпил. Он сказал, что очень вспотел, хотя я всё время стоял на улице, на самом солнцепёке, а он бегал на склад, в тень и прохладу...
Вот сколько лет прошло, и сколько уж нет на этой земле Цекова с Петровым – а вспоминаешь и тепло так на сердце, оттого тепло, что были такие великие люди! «А Вовик велел мне взять две бутылки портвейна, да только сам их почти обе и выпил. Он объяснил это тем, что у него очень сильная жажда!..»
Вернемся к футболу. Поначалу выглядели голландцы страшно. Особенно ван Гоббель. Но Спартак – выдержал давление, а потом даже сумел провести «гостевой» мяч. Голланд.. пардон, «нидерландцы» долго махали руками по поводу «вне игры», но судья в кои-то веки был на нашей стороне и с чистой совестью мяч засчитал. Так и закончили. Неожиданные и очень приятные 1:0 в пользу Спартака.
Но торжествовать, конечно, было рано. Настоящие болельщики понимали: стоит дома пропустить – и от «преимущества» не останется и следа (в принципе, так и случилось), а значит – самый «валидол» ждет нас в Москве, спустя 2 недели. Но о том – в свой срок.
Скорее смотрим
2 марта 1993, Фейеноорд – Спартак 0:1 (Пятницкий)