Задержка времени отправления рейса, к сожалению, нередкое явление. Однако, не все пассажиры знают свои права в этом случае.
Права пассажиров при задержке рейса регулируются Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ), Законом о защите прав потребителей, а также отраслевыми подзаконными актами: в России это Федеральные авиационные правила, в Европе — регламент EC № 261/2004, на международных рейсах также действует Варшавская или Монреальская конвенции.
В данной статье мы погорим о правах пассажиров при задержке рейса по российскому законодательству. А также, какие права появились у пассажиров, после присоединения России к Монреальской конвенции.
Итак, пассажиры внутренних рейсов имеют право по российскому законодательству:
1.ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОЛЕТА.
При этом, перевозчик обязан компенсировать вам полную стоимость билета, даже если билет был невозвратный. В силу п. 2 ст. 792 ГК РФ в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
Согласно п. 2 ст. 108 ВК РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
Причем, закон не устанавливает конкретный временной предел, по истечении которого пассажир имеет право отказаться от полета. По смыслу п. 99 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 в случае задержки рейса время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете. Таким образом, право на возврат денежных средств возникает у пассажира с момента задержки рейса независимо от времени задержки.
2.ТРЕБОВАТЬ УПЛАТЫ ШТРАФА
Штраф в размере 25% от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (то есть 25 руб.) за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.
Согласно п. 1 ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
В силу ст. 120 ВК РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Таким образом, если перевозчик докажет, что задержка рейса произошла по причине, например, плохой погоды, то штраф не подлежит взысканию.
3.ТРЕБОВАТЬ ПЕРЕСАДКИ НА ДРУГОЙ БЛИЖАЙШИЙ РЕЙС.
При условии наличия свободных мест. При этом, какая-либо дополнительная плата не требуется.
4. УСЛУГИ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ИЛИ ОТМЕНЕ РЕЙСА.
Ребенку младше 7 лет и сопровождающему взрослому должны предложить комнату матери и ребенка, независимо от времени задержки рейса.
Согласно п. 99 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
- предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет.
- при задержке рейса больше 2 часов российская авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажирам напитки.
- при задержке больше 4 часов — горячее питание.
- Дальше вам должны выдавать горячие блюда каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.
5. РАЗМЕЩЕНИЕ В ГОСТИНИЦЕ.
По российским правилам полагается размещение в гостинице при задержке рейса от 6 часов ночью и от 8 часов днем. Трансфер из аэропорта до гостиницы и обратно авиакомпания тоже организует бесплатно.
Это также вытекает из п. 99 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82. Перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
- размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более 8 часов — в дневное время и более 6 часов — в ночное время;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.
6. БЕСПЛАТНОЕ ХРАНЕНИЕ БАГАЖА.
П. 99 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 также гласит, что перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах организацию хранения багажа.
7. ИНФОРМИРОВАНИЕ О ЗАДЕРЖКЕ ИЛИ ОТМЕНЕ РЕЙСА, ИХ ПРИЧИНАХ, ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ.
Согласно положениям п.1 ст. 106 ВК РФ на перевозчика возлагается обязанность не только по организации обслуживания пассажиров воздушных судов, но и по обеспечению их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
Согласно требованиям п.72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82 регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, а чартерные рейсы — в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. При этом п.73 ФАП определены требования к информации по каждому регулярному рейсу, которым должно отвечать опубликованное расписание движения воздушных судов.
В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (пункт 74 ФАП).
Информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса доводится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятельность (обслуживающей организацией), непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустической форме (пункт 92 ФАП).
8. ЗВОНКИ И ПИСЬМА НА EMAIL.
Пункт 99 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 указывает на то, что перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов.
Теперь рассмотрим, какие права предоставляет пассажирам Монреальская конвенция.
Не так давно, а именно, в апреле 2017 г. Россия присоединилась к Монреальской конвенции. В настоявшее время в конвенции участвуют около 130 стран.
Действие конвенции распространяется только на международные рейсы (и не распространяется на внутренние). При этом, рейс должен выполняться из той страны и в ту страну, которая является участником Монреальской конвенции.
К примеру, в случае покупки билетов «в одну сторону» из России в страну, не являющуюся участницей конвенции, нормы конвенции действовать не будут. Зато конвенция распространяется, если купить билет в обе стороны сразу(например, Москва – Бангкок – Москва), где пунктом конечного прибытия будет страна-участница Монреальской конвенции.
Монреальская конвенция предоставляет более высокую компенсацию при задержке или отмене рейса. При этом, размер ответственности перевозчика по конвенции рассчитывается с учетом так называемых специальных прав заимствования.
Специальные права заимствования (СДР) – условная расчетная единица Международного валютного фонда. Стоимость единицы СДР публикуется ежедневно на сайте МВФ. ЦБ РФ ежедневно устанавливает официальный курс СДР на базе этой информации. По состоянию на дату написания статьи, СДР составляет 84,83 руб.
Сейчас конвенция предусматривает следующую максимальную компенсацию за задержку рейса – 4694 СДР , что на рубли составляет 398 192,02 руб.
Однако, данная сумма будет выплачена далеко не во всех случаях. Компенсация за задержку рейса может быть выплачена только по обоснованной претензии пассажира. Перевозчик не будет нести ответственность за вред, причиненный вследствие задержки рейса, если он докажет, что им приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда. Пассажиру придется доказать, что он действительно понес убытки в связи с задержкой и смог их документально подтвердить. В этом случае компенсация может быть выплачена.
Если же авиакомпания зарегистрирована в Европе, то на нее распространяется также Регламент EC № 261/2004. Он предоставляет фиксированные платежи при задержке рейса: от 125 до 600 евро, если рейс отменили и заменили его другим меньше, чем за 14 суток до вылета.
Регламент EC № 261/2004 действует на всех рейсах внутри ЕС, на всех рейсах, вылетающих из ЕС, а также на рейсах, прилетающих в ЕС, если их выполняют европейские перевозчики.
Причем, можно одновременно требовать компенсации по Регламенту EC № 261/2004 и расходы по Монреальской конвенции, если авиаперевозка подпадает под юрисдикцию данных актов.