Авто в лизинг для физлиц. Сервисы, доступные в РФ в 2020 г.
В продолжение налоговой темы: Лизинг vs. Кредит - что выгоднее? Разбор налога на прибыль при покупке в Лизинг.
Продолжаем серию публикаций на канале "PRO. Лизинг", посвященных выбору наиболее оптимального способа приобретения автотранспорта для юридических лиц и ИП с использованием заемного капитала: что выгоднее - лизинг или кредит?
В прошлых статьях мы начали сравнение способов финансирования по критерию налоговых выгод для покупателя. Были рассмотрены налог на имущество организаций и транспортный налог, а так же налог на добавленную стоимость (НДС).
Напомню, пока в противостоянии двух способов финансирования Лизинг vs. Кредит счет у нас равный 1:1.
В данной статье поговорим о втором важнейшем налоге для всех юр лиц (ЮЛ) и предпринимателей (ИП), находящихся на общей системе налогообложения (ОСНО), а так же отдельно разберем ситуацию с "упрощенцами" на УСН по формуле "доходы-расходы".
Налог на прибыль.
Немного теории:
Налог на прибыль - прямой налог, ставка 20%, начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами (налоговая база). Прибыль считается как результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации.
Доходы организации - это выручка от продаж товаров / услуг + внереализационные доходы (дивиденды по инвестициям, проценты по депозитам, курсовая разница валют и проч). Соответственно чем выше выручка и чем больше разница между получаемым доходом и расходами ЮЛ /ИП, тем выше прибыль, и тем больше будет сумма уплачиваемого налога.
Соответственно, чтобы минимизировать налог, выгодно поставить на затраты предприятия как можно больше платежей, тем самым снизив налогооблагаемую базу. Вот только сделать это не так просто - государство уже подумало за нас и прописало в Налоговом кодексе весь разрешенный перечень расходов, которые можно использовать для уменьшения налогооблагаемой базы.
Исчерпывающий перечень разрешенный расходов содержится в статье 318 НК РФ (прямые и косвенные расходы на производство и реализацию) и статье 265 НК РФ (внереализационные расходы). То есть уменьшать доходы разрешено только на те виды расходов, которые перечислены в данные статьях, все иные платежи расходами признаны не будут, доход на их сумму уменьшен не будет, и для снижения налога на прибыль их использовать нельзя. Более того, есть даже отдельная статья 270 НК РФ, которая содержит перечень часто встречающихся в бизнесе расходов, которые ни при каких обстоятельствах нельзя учитывать при определении налоговой базы налога на прибыль, таких пунктов аж 49 с подпунктами.
Теперь давайте посмотрим, как в деле легальной оптимизации налога на прибыль на может помочь приобретение автотранспорта в кредит или в лизинг, и какой из способов покажет лучшую экономику.
Покупка авто в кредит на ЮЛ на ОСНО.
Ситуация: юрлицо на ОСНО (плательщик НДС и налога на прибыль) хорошо проработало два с половиной месяца из трех квартальных, пусть будет 75 млн рублей выручки за период, а вот затраты на сырье, материалы, зарплату, аренду, доставку, складирование товаров бухгалтер по документам насчитал максимум на 70 млн рублей.
Важно! Здесь и далее все суммы берем без НДС, так как налог на прибыль рассчитывается от "чистых" цен.
Бухгалтер докладывает собственнику / директору: "У нас "лезет" чистая прибыль на 5 млн за квартал, нужно будет заплатить с нее 1 млн рублей налога на прибыль в бюджет!". Миллион заработанных денег отдавать жалко. Собственник и бухгалтер начинают думать, что можно еще поставить на затраты, чтобы сократить налоговую базу до минимума?
А не купить ли собственнику-директору новый авто как раз за 5 млн руб? Для поездок на переговоры к клиентам и поставщикам, премиальный автомобиль, целесообразность покупки на предприятие обосновать можно. А чтобы не выдергивать деньги их оборота, воспользуемся кредитной рублевой линией в банке, где обслуживаемся, заберем 5 млн на год под 14% годовых. Да, будет переплата по банковским процентам 700 тыс за год, но если всю покупку поставить на затраты, то сразу целый миллион налога на прибыль уже сейчас можно съэкономить!
Прокатит?) Давайте разбираться.
Что нам говорит Налоговый кодекс РФ: 270 статья пункт 5 прямо запрещает нам включать расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества для снижения налоговой базы. Возникает понятие амортизируемого имущества и амортизации.
Статья 256 НК РФ. Амортизируемое имущество
Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, ... которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество... со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
Амортизация - процесс переноса по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на себестоимость производимой продукции (работ, услуг).
Эконом теория уверяет нас, что амортизация это крайне необходимый для бизнеса инструмент, который позволяет учитывать износ основных средств в процессе производства продукции/оказания услуг, частично перенося величину этого износа в производственные расходы, уменьшая тем самым налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и за счет частичной экономии на налоге создавая задел для будущих инвестиций в обновление ОС, и т.д. и т.п..
По моему мнению подобная высокопарная трактовка амортизации - это полная фигня. Если бы государство действительно было заинтересовано в росте инвестиций в ОС со стороны отечественного бизнеса, оно наоборот активно стимулировало покупки машин, станков, оборудования, транспортных средств за счет возможности максимально быстро списать инвестиции на затраты и получить льготы по налогу на прибыль для инвестиционно-активных предприятий уже в текущем квартале. Но мудрое государство придумало амортизацию как раз для того, чтобы не допускать резкого увеличения расходов на сумму инвестиций и обнуления выплат по налогу на прибыль. Это основная и единственная задача выдуманного понятия амортизация, никаких "фондов обновления" она не создает.
Более того, государство составило огромный перечень всех возможных вариантов зданий, сооружений, машин, станков и оборудования, и разбило его на амортизационные группы, которые отличаются по срокам использования ОС, т.е. каждая группа устанавливает продолжительность времени, в течение которого небольшими частями будет списываться на расходы сумма по приобретению основного средства, и никак иначе!
Давайте возвращаться к нашему примеру. Взяли кредит в банке на ЮЛ, купили представительский авто для директора за 5 млн руб. Сразу списать на затраты государство нам данную покупку не позволяет - авто относится к ОС, срок полезного использования больше 1 года, стоимость выше 100 тыс руб.
Смотрим в амортизационные группы, ищем там наш автомобиль: в зависимости от объема двигателя (менее 3,5 литров или более), легковой автомобиль попадает либо в 3-ю группу амортизации со сроком списания от 3-х до 5-ти лет, либо в 5-ю группу со сроком списания от 7-ми до 10-ти лет включительно.
Так как авто у нас премиум, предположим, что литраж там приличный, 4 литра например, тогда получается государство предлагает нам ставить его на затраты в течение минимум 84 месяцев, т.е. примерно по 49 тыс руб в месяц (считаем цены без НДС), что даст нам экономии аж целых 29 тыс рублей на налоге на прибыль в квартал... Не густо.
На самом деле, не все так плохо. Статья 259 п.9 НК РФ позволяет включить в расходы единовременно до 30% стоимости приобретенного ОС из 3-7 амортизационных групп (наше авто из 5-ой группы как раз попадает в категорию), что в нашем случае составит уже 1,388 млн руб расходов и 277 тыс руб экономии налога на прибыль в квартале покупки. Оставшиеся 70% стоимости ОС придется списывать в течение 83 месяцев минимум. При этом есть и условие - автомобиль нельзя будет продать в течение 5 лет, иначе первоначальную 30%-ную экономию по налогу на прибыль придется таки выплатить в бюджет.
Так же статья 259.3 НК РФ устанавливает правила ускоренной амортизации (повышающие коэффициенты *2 и *3 списания на затраты) для определенных видов ОС и видов деятельности предприятий, но это все специфично. Посмотрите по ссылке - может быть найдете себя в данном списке и сможете воспользоваться данной льготой? Большинство же работающих на территории РФ юр лиц под данные льготные категории не попадают.
Что же еще мы сможем поставить на затраты в нашем примере?
Статья 265 п.2 НК РФ позволит нам поставить на затраты банковский процент удорожания по автокредиту, а это 700 тысяч рублей в нашем примере. Только ставить на расходы мы их будем по мере выплаты годового кредита, или по 700.000 / 12 = 58 тысяч ежемесячно, что даст нам дополнительно 35 тыс рублей экономии по налогу на прибыль в квартал. Обратите внимание - само тело кредита ставить на расходы нельзя! На тело кредита мы купили автомобиль, который будем амортизировать в течение 84 месяцев, а вот % удорожания по кредиту - можно ставить на затраты по мере уплаты.
Так же, являясь собственником автомобиля, мы сможем ставить на затраты эксплуатационные расходы: страховки, ГСМ, сервисное обслуживание и ремонт, оплату парковки, комплекты зимней резины и прочие необходимые затраты, связанные с эксплуатацией авто.
Итого, в сухом остатке, экономия по налогу на прибыль при единовременной покупке автомобиля в кредит на ОСНО:
- Списание на расходы 30% от стоимости покупки в квартал приобретения - экономия на налоге 277 тыс руб в первый квартал;
- Списание оставшихся 70% в период 3-5 или 7-10 лет, в зависимости от того, в какую амортизационную группу попадет автомобиль - экономия на налоге составит от 20,8 до 48,6 тыс руб, начиная со второго квартала;
- Списание на расходы банковских % по кредиту по мере выплаты - экономия на налоге 35 тысяч в квартал в течение года;
- Списание эксплуатационных затрат по содержанию автомобиля (одинаковые при любом способе покупки, в сравнении можно не учитывать).
Таким образом, решить поставленную задачу легально оптимизировать возникший налог в 1 млн рублей в квартал с помощью Кредита для ОСНО у нас не получилось, но мы смогли компенсировать за один квартал 277.000+35.000 = 312.000 рублей налога на прибыль с помощью покупки автомобиля в кредит.
В течение целого года сумма экономии на налоге уже составит 277.000 + (20.800*3) + (35.000*4) = 479.400 рублей.
Покупка авто в кредит на ЮЛ на УСН (доходы-минус расходы 15%).
А теперь давайте рассмотрим очень похожую ситуацию: тоже ООО, только уже на" упрощенке", выручка 75 млн, а затрат насобирали только на 70 млн, НДС уже не облагаются. "Лезет" прибыль 5 млн руб, с которой нужно заплатить 15% (ставка налога кстати зависит от региона 5%-15%) = 750.000 рублей налога на доход.
Идея такая же - покупка авто представительского класса за 5 млн руб с целью законной оптимизации налога на прибыль.
Так же, чтобы не выдергивать всю сумму из оборота, воспользуемся кредитной линией в банке под 14% годовых. Потом, в следующем году, по возможности погасим кредит раньше срока, съэкономим на уплате процентов.
Получится? Сейчас посмотрим.
Для определения допустимых для налогообложения затрат обращаемся к статье НК РФ 346.16 Порядок определения расходов (для упрощенной системы налогообложения).
Что мы там видим:
п.3.1 Расходы принимаются в следующем порядке: в отношении расходов на приобретение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходов на дооборудование основных средств, произведенных в указанном периоде, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
То есть, приняли решение о покупке транспортного средства, заключили договор купли-продажи, купили, поставили на учет, приказом директора ввели в эксплуатацию - все, ставим на расходы!
п.3.3 При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.
Налоговый период для УСН = 1 календарный год, отчетный период = 1 квартал. То есть, если купили автомобиль за 5 млн руб на кредитные деньги в 1-м квартале, то ежеквартально ставим на затраты по 1 млн 250 тыс рублей до конца года. За год списываем на затраты всю покупку полностью.
Более того, никто не мешает купить таким образом автомобиль в 4-м квартале, в конце ноября или в начале декабря, например. Тогда ВСЮ сумму покупки полностью ставим на затраты уже в декабре месяце, так как календарный год (он же налоговый период) заканчивается!
Очевидная выгода от налоговой оптимизации при покупке ОС (транспорта в нашем случае) в конце календарного года, когда уже примерно понятен общий финансовый результат: сумму налога таким образом, как сейчас очень модно говорить у политиков, можно "обнулить" полностью и совершенно законно, см. НК РФ 346.16.
Важно! Именно купить, то есть право собственности на автомобиль должно перейти к ООО в момент оплаты договора купли-продажи. При этом если не хватает собственных средств - можно использовать заемные, статья НК не запрещает для этого использовать кредиты.
Списать на затраты проценты по банковскому кредиту можно? Можно, см п.1.9. статьи НК РФ 346.16.
А расходы на содержание транспорта можно? Тоже можно см п.1.12. статьи НК РФ 346.16.
Итого, экономия по налогу на прибыль при единовременной покупке автомобиля в кредит на УСН доходы - расходы:
- Списание на расходы 100% от стоимости покупки в течение календарного года - полная экономия на налоге 750 тыс рублей;
- Списание на расходы банковских % по кредиту по мере выплаты - дополнительная экономия на налоге 105 тысяч рублей в течение года;
- Списание эксплуатационных затрат по содержанию автомобиля.
Итого, годовая экономия на налоге 15% УСН гарантированно в нашем примере составит 750.000+105.000 = 855.000 рублей, задача по налоговой оптимизации решена в полном объеме.
Делаем выводы: приобретение в собственность основных средств (в нашем случае транспорт) за собственные или кредитные деньги позволяет поставить на затраты:
- при ОСН - порядка 40-50% от стоимости покупки в течение года;
- при УСН (доходы-расходы) - 100% стоимости ОС в течение года и максимально съэкономить на уплате налога.
В следующей статье мы разберем, что нам предложит Лизинговая схема приобретения авто для легальной оптимизации налога на прибыль.
Подписывайтесь на канал, будет много полезной информации. Все для того, чтобы Вы не теряли свои деньги!
Полезные публикации канала, посвященные сравнению Кредита и Лизинга:
Стартовые условия покупки автомобиля в лизинг и в кредит для корпоративных клиентов - где скидки будут больше и почему?
Лизинг и Кредит - что дороже? Выбираем способ, который был бы более выгоден для клиента при прочих равных условиях.
Разбор транспортного налога и налога на имущество организаций - есть ли отличия при покупке в лизинг и кредит?
Разбор НДС при лизинге и кредите. Где выгоднее?