Режиссёр Михаил Туманишвили вошёл в историю отечественного кино как автор боевик и остросюжетных картин. Дебютировал он в качестве режиссёра, сняв картину «Ответный ход», продолжение фильма «В зоне особого внимания». А второй его работой стала лента про моряков и лётчиков советского ВМФ «Случай в квадрате 36-80» (1982).
По сюжету на американской атомной подводной лодке, несущей современное вооружение, во время учений происходит поломка. В том же районе проводятся и советские учения. Американцам нужна помощь, но при этом пустить на борт советских специалистов они не могут.
Ситуация накалена до предела, особенно с учётом того, что ракеты на АПЛ направлены на советские цели и отключить пуск невозможно из-за ЧП.
Начало восьмидесятых было не самых простым временем. Гонка вооружений в ходу, политика американского президента Рейгана, пришедшего к власти в 1981, не способствует миру. Немудрено, что не только военных, но и обычных людей пугала возможность новой войны, теперь уже технологичной. «Случай в квадрате 36-80», по словам Туманишвили, призван был показать, что может случиться, если безоговорочно доверять технике и не доверять людям (в фильме командир субмарины и советский адмирал сумели найти общий язык, пусть и временно).
Михаилу Туманишвили не понаслышке были знакомы военные тяготы: когда началась война, он был мальчишкой и помнил бомбёжки Москвы, спуски в метро во время налётов, очереди за хлебом. Ему хотелось снять
фильм-воззвание, фильм-предупреждение, напоминающий о хрупкости мира и опасности войны.
Ради съёмок группа объездила чуть ли не весь Советский Союз, побывав на Балтийском, Северном и Черноморском флотах. В съёмках принимали участие пилоты-асы, которые не на шутку удивляли киношников тем, что вели самолёты буквально в нескольких метрах друг от друга. Да и сами
актёры снимались в условиях, максимально приближенных к реальным.
Например, эпизод спасения американских моряков снимали прямо в открытом море, причём в не самую лучшую погоду. Оператору Борису Бондаренко ради достоверности кадров пришлось стоять на небольшом надувном плоту, с трудом удерживая равновесие. Не легче пришлось и артистам, которые выбивались из сил на волнах.
Роли американцев по традиции отдали прибалтам. Туманишвили отдельно оговаривал знание английского языка и отобрал исполнителей, хорошо его знающих. Это ход также призван был подчеркнуть правдивость происходящего.
Интересно, что наряду со звёздами (Борисом Щербаковым, Михаем Волонтиром, Анатолием Кузнецовым) в кадре были и актёры-непрофессионалы. Например, американского адмирала сыграл Омар Волмер, учёный, директор краеведческого музея Пярну (Эстония), а в небольшой роли члена экипажа подводной лодки появился известный исследователь-микробиолог Георгий Гаузе.
По мнению большинства зрителей, «Случай в квадрате 36-80» - по-настоящему захватывающий фильм. В нём нет ярко выраженной идеологический направленности, но это сыграло ему на руку: зрители обращают внимание на действие, остаются в напряжении, а не размышляют о политике. Специалисты обнаружили на экране десятки ляпов, связанных с техникой, но это было неизбежным в начале восьмидесятых, когда
арендовать у НАТО корабли, самолёты и субмарины для съёмок было в принципе невозможно.
Возможно, профессиональный взгляд отмечает, что в роли западной техники «снялась» отечественная, но для обычного зрителя это никакого значения не имеет.
А что вы видите в «Случае в квадрате 36-80»: героизм и самоотверженность военных или огрехи съёмочной группы?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296