Это сейчас, в эпоху всеобщей глобализации, совместным участием в создании фильма сразу нескольких стран никого уже не удивишь, но в 1981 году, когда появилась на свет картина Владимира Фокина «Александр Маленький», подобный факт был довольно неординарным событием. Причем, в отличие от ряда других случаев, когда, как правило, в съёмочном процессе явно главенствует какая-либо одна сторона, здесь равнозначным вкладом отметились и советская киностудия имени Горького, и восточногерманская компания DEFA.
Это положение не относится только к единоличному управлению режиссёра, а во всех остальных аспектах производства ленты роли были распределены примерно поровну. Поскольку при это никто не пытался перетянуть одеяло на себя и все ответственно подошли к своей работе, получилось соблюсти необходимый баланс и снять невероятно сильную драму о возвращении к мирной жизни в послевоенной Германии. «Александр Маленький», основанный, кстати, на действительно имевшем место происшествии из биографии литературоведа Александра Дымшица, как раз и повествует о нескольких ничем вроде бы непримечательных буднях группы солдат Красной Армии.
После долгожданной победы на плечи выживших бойцов и командиров взвалилось много не терпящих отлагательств задач, в том числе и оказание помощи населению поверженного Третьего Рейха, по которому, словно в отместку, также прокатились беспощадным катком ужасы жесточайшей бойни в истории человечества. Не все и не сразу готовы были принять эту характерную для открытой русской души бескорыстную поддержку и свыкнуться с теми, кого нацистская пропаганда непрестанно выдавала за злейшего врага.
Беспочвенные конфликты, озлобленность фанатиков, страх и растерянность перед неизвестным будущим часто приводили к трагедиям и утратам даже после подписания официального акта о капитуляции. Но картина старается целиком не сосредотачиваться на глубоких ранах, оставивших след внутри каждого, а предлагает с оптимизмом смотреть вперёд, разбавляя суровую правду жизни добрыми и забавными эпизодами, находя верный ритм для единственно возможного освещения поднятой темы.
Гуманистическое начало, нерушимая вера в торжество разума и справедливости, настоящие чувства без прикрас, возвышающая светлая печаль, вот чем насквозь пропитано это человечное и правдивое произведение, где за каждым углом и в каждом кадре незримо проглядывает война невинными глазами и бесхитростной простотой вопросов ребёнка. Бесценной памятью выразительного свидетельства поколений, прямо или косвенно затронутых роковым рубежом в судьбах миллионов, стало это художественно безупречное и ошеломляющее по отклику сердец творение, мимо которого никак нельзя пройти равнодушной особью или бесстрастным судьёй.
Борис Токарев, Юрий Назаров и Михаил Кокшёнов вместе со своими коллегами из ГДР в незамысловатых действиях и обыденных поступках очень убедительно, наглядно и настойчиво ставят перед всей прогрессивной цивилизацией задачу во что бы то ни стало не допустить повторения глобальной катастрофы. Потому как в нынешних условиях, если игнорировать этот праздник со слезами на глазах, не извлечь соответствующие уроки и не сделать правильные выводы, это будет грозить уже уничтожением всего живого.
НеТвоёКино для приверженцев новомодных версий на историю войны.
Понравилась статья? Тогда не поленитесь нажать на лайк. Желаете ознакомиться ещё с чем-то подобным? Тогда не забудьте подписаться на канал. Есть что самим сказать? Тогда смело пишите комментарии. Репост также всячески приветствуется 📃 📝
Эхо отгремевшей войны не отпускает и другую группу бойцов.