Николай Анисимович родился 13 ноября 1910 года в семье рабочего-металлурга. Работать начал с 12 лет на шахте. В 1926 году поступил в горнопромышленное училище, работал на шахте. После окончания училища уехал в Днепропетровск, где поступил в институт. Был членом КПСС После окончания металлургического института работал на предприятиях Украины.
В 1938 году, избирался первым секретарём Красногвардейского райкома партии, работал председателем Днепропетровского горисполкома. Тогда же познакомился Л. И. Брежневым. Во время Великой Отечественной войны отвечал за эвакуацию промышленных объектов, населения и материальных ценностей. После сдачи Днепропетровска был политработником.
В 1946—47 годах заместитель министра местной промышленности УССР. В 1947—51 годах работал в аппарате ЦК Компартии Украины, был заместителем секретаря ЦК КП Украины по промышленности.
В 1951—62 гг. и в 1965 г. — 1-й заместитель председателя Совета Министров Молдавской ССР, в 1957—58 гг. и в 1962—65 гг. — председатель СНХ Молдавской ССР. В 1965—66 гг. — второй секретарь ЦК КП Молдавии. В 1966-1968 годы — Министр охраны общественного порядка СССР, в 1968—1982 годы — Министр внутренних дел СССР.
Деятельность в МВД
Первым делом в должности министра он издал приказ о том, что милиционеры должны вежливо обращаться с гражданами.
«Работа милиции, как искусство, литература, призвана внушить людям непоколебимый оптимизм, веру в лучшие проявления человеческих душ… И если говорить юридическим языком, произведения, прославляющие пошлость, порнографию, способствующие насилию, уже сами по себе представляют уголовные деяния», — говорил Щёлоков и как в будущее глядел. Новый министр повысил зарплату рядовым, переодел милицию в новую форму.
Рассказывают, как однажды, будучи на отдыхе на юге, Щёлоков подошёл к милиционеру. Тот стоял на солнцепёке в форме с длинным рукавом, при галстуке. Щёлоков поинтересовался: «Товарищ милиционер, вам не жарко?» Через несколько дней вышел приказ о том, что при температуре выше +20˚С стражи порядка могут не надевать галстук и носить рубашки с коротким рукавом. По оценкам историков, Щёлоков действительно сделал очень много для милиции, благодаря ему она поднялась до уровня высокого института в государстве.
Щёлоков был против того, чтобы в работу его ведомства вмешивался КГБ. Принёс как-то Брежневу декрет Ленина о том, что у здания ЦК КПСС должны стоять не КГБэшники, а работники милиции. Говорят, за такие мелкие «пакости» в сторону Комитета госбезопасности Юрий Андропов и невзлюбил Щёлокова. 10 ноября 1982 г. скончался дорогой Леонид Ильич, Андропов стал генсеком. И несчастья одно за другим посыпались на семью министра.
Через месяц после смерти Брежнева, Николая Анисимовича освободили от должности министра, обвинили в злоупотреблениях. Претензии за претензиями, допрос за допросом, обыск за обыском, всё это было применено к личности Николая Щёлокова.
Ему предъявляли всё новые случаи хищения «у народа»: картины, антиквариат, драгоценности, иномарки, списанные вещдоки… В итоге ущерб государству, причинённый бывшим министром МВД, оценили в 500 тыс. руб. Сколько украл Щёлоков, сколько вернул, а сколько ему приписали, теперь уже сказать не сможет никто.
Члены семьи опального министра стали персонами non grata. Светлана Щёлокова не могла больше терпеть ссоры, опалу и унижение. 19 февраля 1983 г. на служебной даче она пустила себе пулю в голову.
Лишение звания
Так дело против экс-министра всё набирало обороты. 6 ноября 1984 г. без решения суда Николая Щёлокова лишили звания генерала армии. Указ об этом «событии» опубликовали в центральных СМИ как раз в День милиции, а 10 ноября указом Президиума Верховного Совета СССР Щёлокова лишили всех государственных наград, кроме боевых, и звания Героя Социалистического Труда, 7 декабря его исключили из партии, позвонили и предложили сдать ордена…
Щёлоков ответил: «Забирайте сами». 10 декабря Николай Щёлоков сел за письменный стол и написал послание Константину Черненко: «Так начинался 1937 год… Я не нарушал законности, ничего у государства не брал… Прошу Вас, не допускайте разгула обывательской клеветы обо мне, этим невольно будут поносить авторитет руководителей всех рангов… Спасибо за всё доброе. Прошу меня извинить. С уважением и любовью — Н. Щёлоков». 12-го он навестил родных.
13 декабря министр надел парадный мундир, медали и снова сел за письменный стол. Достал из папки письмо к Черненко, перечитал. Положил рядом 420 рублей и записку с просьбой оплатить свет, газ и услуги домработницы. Выпил кофе с коньяком, взял ружьё и выстрелил себе в голову. Говорят, рядом с телом нашли ещё одну записку: «С мёртвых ордена не снимают».