Найти в Дзене
мнение

О советской армии.

Я призвался в пограничные войска. Там и служил два года. Было всякое. И голод. И холод. И... дедовщина.

Перед самой границей, была учебка в Советской Армии. Да, погранцов посылали учиться в армейские учебки.

Там мы научились мыть полы и натирать паркет в казарме (!), собирать урожаи яблок и помидоров, арбузов и лука. Мы научились делать все то, что, по-идее должны делать колхозники. Еще мы убирали территорию и мусор со свалки офицерского городка. А еще... мы страдали от безделия.

Безделие было не таким, что мы валялись и смотрели в небо, а такое, когда - занимались не тем, чем надо бы.

Настоящую боевую подготовку, мы получали уже в части. И учили нас старослужащие. Они передавали нам знания, которые в свою очередь когда-то получили от своих "дедов". Коректировали этот процесс офицеры.

Тогда же я научился и стрелять из автомата.

Что я хочу сказать? Я не против армии. Я всей душой за нее. Но...

Армия должна воевать. Если нет войны, она должна учиться воевать. Только профессионально подготовленная армия сможет противостоять врагу.

Рядом со мной проживают несколько офицеров-отставников. Они очень болезненно переживают реформу армии. И со мной спорят до хрипоты. На тему: "Сокращение армии - нельзя!!! Неможно - говорят - ее сокращать! И все тут!"

Я их понимаю. Они всю жизнь провели в армии. Они всю жизнь были в постоянной боевой готовности и сейчас видят, как эта готовность падает. Да, говорят, были перегибы. Но армия должна быть той же, что и при совке.

Они не хотят задумываться откуда берутся солдатики. И кто их кормит. А главное - за чей счет.

У меня же несколько другое мнение. А именно:

Солдат - это выхваченный из народного хозяйства работник. И его отсутствие должно чем-то компенсироваться. Ведь получается неправильно. Призвали парня из деревни. А вместо него прислали солдатика, который никогда в жизни не собирал картошку. Да и прислали-то на время. Получается, что и в армии непрофессионал, и на селе неумеха. А почему бы не трогать колхозника, пусть лучше собирает злополучную картошку, чем ее затопчет обратно в грунт специалист по электронике, которого заставляют ее бережно собирать в ведра.

Если посмотреть дальше, то увидим еще более интересный пласт размышлений. Оторванный от производства молодой человек - это видимая часть айсберга. А невидимая - это те производства, и люди на них, которые работают на армию. Ведь они тоже оторваны от производства. Они не кормят народ и не одевают. Напротив, они кормятся и одеваются за счет мирного населения. Мало того. Они потребляют лучшие материалы. Стали, пластмассы, дерево. А еще, они занимают лучшие земли и территории.

А ведь и на них кто-то работает.

Зайдем с другой стороны. Я в пятнадцать лет поступил в мореходку и успешно закончил ее в восемнадцать. Само собой призвали меня в армию. По наивности я считал, что самое лучшее применение мне - это военно-морской флот. Готовый специалист. Штурман! Командир флота российского! Тем не менее, попал я на границу. Честно отслужил два года и вернулся в свое пароходство, где меня ждала должность штурмана на теплоходе. Вроде все нормально, только мне пришлось сдавать проверку знаний (это процедура такая, типа экзамена на профпригодность, когда долго не стоял за штурвалом). Там сидели люди понимающие:

"Парень из армии только что, чего с него возьмешь!" Не дали провалить проверку.

А я задался вопросом. Меня почти четыре года учили на будущего капитана и сразу после обучения оторвали и бросили на поле в котором я ничего не смыслю. За два года кой-чему научился, но забыл то, чему меня учили до этого.

В результате из меня не получился капитан флота, и не получился крутой пограничник с Мухтаром на поводке.

Как-то собрались мои однокурсники на очередную дату окончания и тогда я узнал, что из всего курса только четверо служили на флоте (сразу оговорюсь, только один из них служил непосредственно на кораблике). Позже, поездив по стране, я узнал еще более впечатляющую статистику. Из 38 мореходных и речных училищ огромной страны, ежегодно выпускается почти 4000 готовых специалистов флота. Каждый год почти все призываются на срочную службу в армию. И только примерно 4% из них служат на флоте.

Задаюсь вопросом. Зачем?.. Готовых спецов флота, на обучение которых потрачены немалые народные средства, ежегодно посылают в "непрофильные" войска.

Все объяснимо. Выпускник гражданского училища обладает тем же самым набором знаний, что и выпускник такого-же, но военного учреждения. За исключением, разве что, чисто военных прикладных предметов. Таких как, тактика и стратегия морского, озерного и речного боя. Еще знание образцов и характеристик вооружений.

Теперь представьте ситуацию, в которой на одном кораблике встречаются ровесники с равными знаниями. В-принципе - взрывная ситуация. Молоденький неопытный офицер отдает неправильную команду, а матрос с дипломом штурмана понимает эту ошибку и пытается поправить старшего по званию. Офицер обязан добиться выполнения приказа любой ценой. А дипломированный специалист может молча подчиниться, а может и послать "летеху". Конечно потом будет разбор "полетов" и раздача "слонов" и "спец"-матрос окажется на гауптвахте (или дисбате). Но боевая задача может быть сорвана.

Главным в этой ситуации, пусть на короткое время, окажется сильнейший физически. Не все военные обязательно физически подготовлены лучше обычного гражданского. При соотношении: десяток тысяч матросов с дипломами штурманов, на примерно равное количество военспецов страна может, в какой-то момент лишиться боеспособного флота...

Подобная же ситуация царит во всей огромной стране. Ежегодно выпускаются тысячи специалистов разного направления. Трактористы-танкисты. Летчики-истребители. Геодезисты-разведчики. Строители-саперы. И т.д. и т.п.

Если их всех посылать на службу в "профильные" войска, руководство армии рискует иметь небоеспособную армию. Поэтому-то процесс перемешивания идет активно и на ранней стадии.

Но я о другом. О том, что специалисты, за время срочной службы, не закрепляют знания, полученные до армии. Кто будет спорить, что знания надо закреплять практикой, и, чем скорее начнется и продолжительнее будет практика, тем лучше специалист становится? На деле, молодые специалисты в стране советов за время службы скорее забывают, то чему их обучали.

И армии они без толку. И в хозяйстве становятся приемлемы, только через несколько лет после окончания учебы.

Тогда зачем такая армия, в которой специалисты используются, только как пушечное мясо, и народное хозяйство, при этом страдает.

Еще такой аспект. Помнится в детстве мы с замиранием сердца слушали истории о партизанах Отечественной войны 12 года прошлого века и более поздних - 45 года, уже нашего века. Они показали свою действенность против превосходящих силах противника. Другими словами - при обороне страны.

Позже, опять же в училище и армии, по разговорам офицеров, стало складываться понимание: для обороны страны нет необходимости в огромнейшей армии. Для успешной обороны достаточно небольшой, но очень мобильной группировки, и хорошо подготовленной, глубоко эшелонированной и законсперированной партизанской базы.

Это в разы уменьшает расходы армии, не разоряет народное хозяйство и сильно препятствует проникновению врага на нашу территорию.

Снова вопрос. Зачем держать большую армию, если мы миролюбивая страна и не собираемся ни на кого нападать. Достаточно на должном уровне поддерживать инфраструктуру гражданской обороны и проводить краткосрочные сборы в удобное для хозяйства время.

Для сдерживания врага еще пригодится ядерное оружие и структуры схожие по применению. Но основу обороны с успехом составит подготовленное народное ополчение.

Еще аспект. В 1984 году началось перевооружение армии и погранвойск. Нам выдали новые короткоствольные автоматики. Офицеры с возбуждением говорили о возможных военных действиях. И началась, хотя и краткая, но интенсивная переподготовка личного состава войск для действий в тылу противника. То бишь из погранцов возжелали сделать войсковую прифронтовую разведку ближнего боя. Этот энтузиазм продержался недолго. В Афган нас не пустили. В китай - тоже. Позже я уволился в запас и вернулся уже совсем в другую страну.

Не жалею о полученном тогда опыте. Жалею, что опыт этот улетучился так же быстро, как и получен был. Учение без практики - пшик. А сколько средств было потрачено - врядли кто, когда подсчитает и скажет. И зачем я, как и мои сверстники получали это учение?

С детства меня учили одной истине, так сказать, жизненной аксиоме. Собрался бить - бей! Взялся - делай!

А в армии страны советов кроме "баклуш", миллионы молодых людей ничего не били и не делали...

Зачем такая армия?