Прогресс и роботизация не оказывают особого влияния на мифологическое сознание и анималистичное восприятие мира современного человека: пользователи частенько дают имена или выражают вербальную поддержку роботизированным пылесосам, умиляются встреченным на дорогах робокурьерам и даже благодарят голосовых ассистентов за советы и различную информацию.
Люди легко формируют связи и привязываются к лишенным сознания неживым объектам: Alexa, Siri и иные системы с легкостью “угоняют” наши эмоции и формируют у нас иррациональные привязанности. Пока аналитики рассуждают о трудностях разработки ИИ, способного поддерживать беседу с человеком и имитировать сложность людского устройства, практика говорит о том, что барьер, сдерживающий нашу эмпатию и формирование эмоциональных привязанностей, остается предельно низким.
Японские исследования 2008 года указывают на невероятную легкость, с которой пожилые люди вырабатывали эмоциональные связи с напоминающими игрушки роботами Paro - устройства доказали свою способность минимизировать стресс “собеседников” одним лишь своим присутствием!
В 2018 году исследователи из Института Макса Планка предоставили тестовой группе людей робота, “заключавшего” их в “мягкие и теплые объятья” - испытуемые отметили стремительный рост доверия и привязанности к устройствам. Многие люди даже ощутили “ответную реакцию” и “понимание” со стороны машины! Иными словами, даже самые примитивные роботы кажутся изголодавшимся по социальным контактам людям достаточно “человечными”, чтобы формировать с ними некие формы зависимости и “отношений”.
Система выработки привязанностей успешно “отрабатывает” даже кейсы, в рамках которых “оппонент” не проявляет к человеку ни капли сочувствия или вообще каких-либо эмоций - импринтинг с легкостью выхватывает цели, способные слегка сократить наше чувство одиночества.
Скорость формирования привязанности к гаджетам, алгоритмам и интерфейсам поднимает вопросы о дегуманизации: можно предположить, что уже в пределах 20-50 лет люди станут формировать больше эмоциональных связей с “дружественной” электроникой, чем с другими людьми. Взаимодействие с роботами станет более продуктивным, чем взаимодействие с отдельными представителям своего вида - кроме того, “интеллектуальные” машины минимизируют простор для проявления свободы воли, поделив все решения на “оптимальные” и “неоптимальные”.
Анимисты не ждут, что духи и феи выпьют выставленное для них молочко - скорее, они наделают окружающие объекты понятными для большинства людей качествами. Отношение к бурной реке, как к “жаждущей отмщения” сущности может показаться “примитивным” и детским, однако механистичные и редуцирующие подходы современности нередко исключают из рассмотрения критические связи объектов и их взаимодействия.
Технический анимизм не поддерживает ни людей, ни роботов, однако позволяет человеку сохранять навыки, связанные с эмпатией. Погружение в мир гаджетов и алгоритмов - это не бегство от живого общения и эмоционального интеллекта, а попытка сохранить человечность в изменчивой среде обитания. Вместо предполагаемой дегуманизцаии, технологии помогают нам оставаться людьми.
Дальнейшее раскрытие тренда перекроит привычную нам реальность: роботы возьмут на себя рутинные, скучные и тяжелые процессы, оставив людям эмоции, общение, мечты и творчество.
++
По материалам: aeon.co