Не то чтобы нежданно, но непривычно рано. Первые числа марта редко бывают настолько тёплыми. У мамы-пенсионерки уже начались первые приступы дачной лихорадки: надо поехать, надо посмотреть, как там её любимый кусочек земли, которому она отдает все свои силы.
Вот правда, есть женщины в возрасте, которые успешно совмещают несколько хобби: вяжут, выращивают комнатные растения, гуляют с внуками, читают, зависают в Одноклассниках. Моя мама всю жизнь верна только одному пристрастию – огородничеству и садоводству. Даже зимой она занята исключительно дачными делами: долго выбирает и покупает новые шланги, лейки и прочие необходимые на даче вещи. Причем верность её распространяется в том числе на те методы выращивания огородных культур, которые она усвоила когда-то давно и менять не собирается.
Например, она и слышать не хочет о том, что нужен севооборот. У нее болгарский перец на протяжении последних 20 лет растет строго на одном и том же месте. Урожай с каждым годом всё хуже, но мама отказывается даже рассматривать версию, что культуры надо менять местами. Почему – не знаю.
Каждый год я пытаюсь убедить её сажать помидорные кустики дальше друг от друга. Бесполезно: к июлю грядка с томатами напоминает сплошной ковер, где под ботвой созданы идеальные условия для грибка и гнили. Испорченные кусты выдергиваются и выбрасываются.
Есть у мамы планшет с Интернетом, есть возможность изучать новые взгляды на выращивание овощей, но это ей не надо. "У нас в деревне ничего не опрыскивали, не подвязывали, и всего навалом было". Выросла мама на тамбовском чернозёме, который щедро удобрялся навозом от своих коров, но уверена, что истощенная дачная земля обязана давать стабильные урожаи без каких-либо усилий.
Ну и пусть. Лишь бы человек получал удовольствие. Для неё не так важно, сколько и чего вырастет, есть это всё равно некому. Главное – контакт с землёй и растениями, от которого она получает неподдельное наслаждение. И слава Богу.