Однажды летом, на закате советской эпохи, когда в стране гремела Перестройка, но никто или практически никто еще не догадывался, что скоро огромной страны не станет, одна пятнадцатилетняя Девочка отправилась вместе с мамой в большой южный город навестить маминых друзей. Один из них – дядя Костя, даже приезжал когда-то к ним в Ленинград с женой и сыном, но Девочка тогда была еще совсем маленькой и их не помнила.
Остановиться они должны были у дяди Костиной мамы – тети Вали, которая после смерти мужа, скончавшегося от инфаркта больше семи лет назад, жила одна в трехкомнатной квартире и всегда была рада гостям.
В подарок для тети Вали они везли тушь в брусочках и белую рассыпчатую пудру – другой тетя Валя не пользовалась. Купить такую можно было только в театральном магазине в начале Невского проспекта, да и то она бывала не всегда, но Девочке с мамой повезло – купили с первой попытки.
Пожилая дама, пользующаяся белой пудрой, должна была быть похожа на клоуна из ада, но, к удивлению Девочки, не была. Напротив, выглядела тетя Валя со своим необычным макияжем, включавшим кроме белой пудры еще и густо накрашенные ресницы и перламутровую розовую помаду, довольно стильно.
Лицо ее было удивительно гладким, шею она скрывала под кокетливо повязанным шелковым шарфом, а густоты волосам добавлял идеально подобранный шиньон.
По утрам тетя Валя варила в большом ковшике кофе на молоке, да, вот прямо не наливала молоко в кофе или кофе в молоко, а именно варила на молоке. А еще она готовила на завтрак манную кашу, идеальную манную кашу без комочков ровно такой консистенции, какой надо. От помощи на кухне тетя Валя отказывалась, даже посуду помыть не разрешала, говорила, что раз они в гостях, то нечего тут.
Тетя Валя вышла на пенсию только год назад, всю свою жизнь она проработала в канцелярии военной академии. Как отец, преподававший там, после школы устроил ее на работу, так всю жизнь она там и трудилась.
- В институт-то он не разрешил мне поступить, сказал, что я недостаточно умная для этого, - говорила она. – У меня и правда тройки были и по математике, и по физике.
- А по русскому и литературе? – спросила девочка.
- Ну, там-то пятерки были, да я и хотела пойти на библиотекаря, но папа не позволил.
Девочка подумала про такого папу много разного, но дипломатично промолчала.
Как всякий человек, много работавший с людьми, тетя Валя знала множество историй из жизни и охотно их рассказывала. А Девочка с удовольствием слушала, истории из жизни она любила, тем более, что тетя Валя умела подать любой сюжет очень увлекательно.
- А хочешь я тебе расскажу, как я замуж вышла? – спросила тетя Валя, достав старый фотоальбом.
- Конечно! – воодушевленно ответила Девочка.
- Я ведь была совсем некрасивая, - начала тетя Валя, показывая фотографии, - не то, что Маруся.
Честно говоря, между фотографиями сестер в молодости Девочка не увидела такой уж большой разницы, поэтому возразила:
- А по-моему, вы были симпатичная.
- Да брось, - отмахнулась тетя Валя, - это просто фотографии все отретушированы. А так-то я страшненькая была, вот разве что грудь большая. А мужчин-то после войны мало было. Мне уже было двадцать четыре года, а я еще ни разу даже на свидании не была, в кино только с подружками и ходила. Нет, некоторые, конечно, намекали на всякое, но я была порядочная девушка и не соглашалась. Маруся-то в девятнадцать лет замуж вышла, а я уже думала, что в старых девах останусь. К папе часто коллеги с работы по вечерам заходили, ничего необычного в этом не было. Ну а мы с мамой всегда накрывали на стол, ужинали с ними, а потом уходили, чтобы не мешать мужским разговорам. И вот как-то раз пришел к нему новый человек, Николаем звали, а когда ушел, отец позвал меня и сказал: «Вот, нашел тебе жениха. Ты ему понравилась, он согласен. Так что готовься к свадьбе». Я - в слезы: «Да он же некрасивый, косоглазый и лысый, да и старше меня насколько». А отец мне на это: «Ты не себя-то посмотри! Да, он постарше, но ему тридцать два всего, не старый еще. Да и кому ты нужна! В общем, не пойдешь за него, так и из дома уходи, мне такая дочь непокорная не нужна».
Тут Девочка подумала об отце тети Вали еще больше всякого разного, но вслух опять ничего не сказала.
- В общем, я два дня проплакала, - продолжала тетя Валя, - ну а потом решила согласиться. Других-то кавалеров не было, а так, подумала, хоть ребеночка рожу. Вот за Колю и вышла. К внешности его я со временем привыкла. А человек он был очень хороший, заботливый, помогал всегда, когда попросишь. Я знаешь какая была взрывная, ух! А Коля спокойный всегда, никогда голоса не повысит, не злился на меня, вспышки мои терпел. Да и с Костенькой много занимался. И любил он меня. И я его тоже, пусть и не сразу, но полюбила.
Девочка еще как-то могла себя представить, как в сказке Аленушка полюбила Чудище лесное, но чтобы вот так, в реальной жизни, полюбить вот такого косоглазого и лысого – такое представить ей было трудно.
- До сих пор скучаю по нему, - сказала тетя Валя, промокая повлажневшие глаза невесть откуда появившимся вышитым платочком.
И посмотрела на фотографию покойного мужа с такой нежной печалью, что Девочка поверила, что всё-таки можно искренне полюбить и вот такого, если он хороший человек.
🎇Аудиоверсию этой истории и не только можно найти на странице ВК
Похожие статьи:
Как вышла замуж Инка - лишний рот
Барышня и хулиган
Да кому ты такая нужна?!