Найти в Дзене
Зарина Асфари об искусстве

Почему Константин Великий – сомнительный претендент на роль первого христианского императора?

Константин Великий почитается как святой равноапостольный царь. Если верить Википедии, он «сделал христианство господствующей религией». Насколько всё это верно?

Мозаика X века из Собора св Софии в Стамбуле. Слева Юстиниан преподносит Богородице собор, справа Константин дарует ей город Константинополь (до IV века Византий, с 1930 Стамбул)
Мозаика X века из Собора св Софии в Стамбуле. Слева Юстиниан преподносит Богородице собор, справа Константин дарует ей город Константинополь (до IV века Византий, с 1930 Стамбул)

В начале четвёртого века в Западной Римской Империи было два претендента на трон – Константин и Максенций (запомните это имя). В 312 году первый одержал победу над вторым в битве у Мульвийского моста. Согласно христианской легенде, накануне сражения Константину было видение: в небе полыхал крест, а голос рёк «сим победишь». Константин велел своей армии начертать XP (сокращение для Christos) на щитах и флагах – и победил. И стал единовластным правителем империи. Разумеется, иных источников, кроме христианских, у этой истории нет.

Джованни Лоренцо Бернини, "Император Константин Великий", 1655 год. Терракота, высота 45 см. Эрмитаж
Джованни Лоренцо Бернини, "Император Константин Великий", 1655 год. Терракота, высота 45 см. Эрмитаж

Что мы знаем наверняка, так это то, что в 313 году Константин подписал Миланский эдикт. Он знаменовал торжество (нет, не христианства) религиозной терпимости, ибо сей эдикт уравнял в правах последователей любых учений и культов – христианства в том числе. Сам император при этом остался Pontifex Maximus традиционной Римской религии, то есть верховным жрецом. Но христианам (как и иудеям) действительно легче задышалось. Вероятно, на такой щедрый шаг Константина сподвигла его матушка Елена – христианка, впоследствии канонизированная.

Мастерская Рафаэля Санти, "Крещение Константина", 1517-1524. Фреска в Апостольском дворце, Ватикан
Мастерская Рафаэля Санти, "Крещение Константина", 1517-1524. Фреска в Апостольском дворце, Ватикан

Миланский эдикт Константин подписал не один, а вместе с императором Восточной Римской Империи Лицинием. Последний даже женился на сестре Константина, но это не спасло его от битвы за единоличную власть над вновь объединённой Римской Империей – в 325 году борьба закончилась победой Константина. Он милостиво отправил соперника в ссылку, а вскоре велел задушить.

Руины Новой базилики, известной сегодня как Базилика Максенция и Константина
Руины Новой базилики, известной сегодня как Базилика Максенция и Константина

Но вернёмся к Максенцию – помните, я просила вас запомнить это имя? – первый конкурент Константина погиб в битве у Мульвийского моста, но оставил несколько незавершённых архитектурных проектов. Среди них – Новая Базилика в Риме. В те годы базиликой называлась не церковь, как сегодня, а светская постройка, административное здание.

То, что осталось от Колосса Константина из Новой Базилики. 325-326 гг, мрамор, высота головы 2,6 м. Дворец Консерваторов, Рим
То, что осталось от Колосса Константина из Новой Базилики. 325-326 гг, мрамор, высота головы 2,6 м. Дворец Консерваторов, Рим

Константин все недострои Максенция завершил и подписал своим именем. А в Новой Базилике ещё и велел сваять девятиметрового себя – из мрамора да с бронзовыми доспехами. Этот колосс стал официальным представителем императора на мероприятиях, на которых по протоколу было необходимо его присутствие, но не очень-то нужно его активное участие.

Арка Константина. Рим. 312-315 годы (посвящена 25 июля 315). 21х26 метров. Мрамор
Арка Константина. Рим. 312-315 годы (посвящена 25 июля 315). 21х26 метров. Мрамор

Скульптура и архитектура в те времена – как в целом и сейчас – была самым понятным способом донести простому народонаселению весть о собственном могуществе. Так что появление девятиметровой статуи в Риме вполне закономерно, – как и Триумфальной арки рядом с Колизеем, для которой разобрали несколько арок предшественников Константина – Траяна, Адриана и Марка Аврелия. Таким оригинальным способом могущество и величие всех троих доставались Константину.

Рельефы на арке Константина. Адриан/Константин охотится на кабана и приносит жертву Аполлону; Константин обращается к народу в римском форуме
Рельефы на арке Константина. Адриан/Константин охотится на кабана и приносит жертву Аполлону; Константин обращается к народу в римском форуме

На одном из рельефов арки – не апроприированных, а сделанных специально по случаю – Константин обращается к народу в совершенно новом для римского искусства стиле. На смену художественной свободе, благоговению перед классическими образцами, стремлению запечатлеть облик каждого и вольным композиционным решениям пришли строгая иерархия, ценностная перспектива (кто главнее, тот и больше), композиционная упорядоченность и усреднённая внешность всех, кто не критически важен для сюжета. Пройдёт немного времени, христиане возьмут этот стиль в оборот и разовьют на его основе канон для икон и мозаик. Но пока этот стиль используют для того, чтобы возвысить над остальными не Христа, а Константина.

В 337 году Константин отойдёт в мир иной и на смертном ложе примет крещение. К концу четвёртого века история совершит замысловатый кульбит, христианство станет господствующей религией Римской Империи, а всех, кто верит в старых богов, начнут притеснять. Вот уж чего Константин с его либеральным Миланским эдиктом не одобрил бы! Но его уже никто не спрашивал, а со временем оформился и культ первого императора-христианина.