Константин Великий почитается как святой равноапостольный царь. Если верить Википедии, он «сделал христианство господствующей религией». Насколько всё это верно?
В начале четвёртого века в Западной Римской Империи было два претендента на трон – Константин и Максенций (запомните это имя). В 312 году первый одержал победу над вторым в битве у Мульвийского моста. Согласно христианской легенде, накануне сражения Константину было видение: в небе полыхал крест, а голос рёк «сим победишь». Константин велел своей армии начертать XP (сокращение для Christos) на щитах и флагах – и победил. И стал единовластным правителем империи. Разумеется, иных источников, кроме христианских, у этой истории нет.
Что мы знаем наверняка, так это то, что в 313 году Константин подписал Миланский эдикт. Он знаменовал торжество (нет, не христианства) религиозной терпимости, ибо сей эдикт уравнял в правах последователей любых учений и культов – христианства в том числе. Сам император при этом остался Pontifex Maximus традиционной Римской религии, то есть верховным жрецом. Но христианам (как и иудеям) действительно легче задышалось. Вероятно, на такой щедрый шаг Константина сподвигла его матушка Елена – христианка, впоследствии канонизированная.
Миланский эдикт Константин подписал не один, а вместе с императором Восточной Римской Империи Лицинием. Последний даже женился на сестре Константина, но это не спасло его от битвы за единоличную власть над вновь объединённой Римской Империей – в 325 году борьба закончилась победой Константина. Он милостиво отправил соперника в ссылку, а вскоре велел задушить.
Но вернёмся к Максенцию – помните, я просила вас запомнить это имя? – первый конкурент Константина погиб в битве у Мульвийского моста, но оставил несколько незавершённых архитектурных проектов. Среди них – Новая Базилика в Риме. В те годы базиликой называлась не церковь, как сегодня, а светская постройка, административное здание.
Константин все недострои Максенция завершил и подписал своим именем. А в Новой Базилике ещё и велел сваять девятиметрового себя – из мрамора да с бронзовыми доспехами. Этот колосс стал официальным представителем императора на мероприятиях, на которых по протоколу было необходимо его присутствие, но не очень-то нужно его активное участие.
Скульптура и архитектура в те времена – как в целом и сейчас – была самым понятным способом донести простому народонаселению весть о собственном могуществе. Так что появление девятиметровой статуи в Риме вполне закономерно, – как и Триумфальной арки рядом с Колизеем, для которой разобрали несколько арок предшественников Константина – Траяна, Адриана и Марка Аврелия. Таким оригинальным способом могущество и величие всех троих доставались Константину.
На одном из рельефов арки – не апроприированных, а сделанных специально по случаю – Константин обращается к народу в совершенно новом для римского искусства стиле. На смену художественной свободе, благоговению перед классическими образцами, стремлению запечатлеть облик каждого и вольным композиционным решениям пришли строгая иерархия, ценностная перспектива (кто главнее, тот и больше), композиционная упорядоченность и усреднённая внешность всех, кто не критически важен для сюжета. Пройдёт немного времени, христиане возьмут этот стиль в оборот и разовьют на его основе канон для икон и мозаик. Но пока этот стиль используют для того, чтобы возвысить над остальными не Христа, а Константина.
В 337 году Константин отойдёт в мир иной и на смертном ложе примет крещение. К концу четвёртого века история совершит замысловатый кульбит, христианство станет господствующей религией Римской Империи, а всех, кто верит в старых богов, начнут притеснять. Вот уж чего Константин с его либеральным Миланским эдиктом не одобрил бы! Но его уже никто не спрашивал, а со временем оформился и культ первого императора-христианина.