Возник этот вопрос сам собой, после достаточно сердитого упрека моего оппонента, прочитавшего предыдущую статью «Уставшие» врачи. Вам приходилось встречаться с такими?». Он назвал врачей «беззащитными существами», страдающими от сложившейся ситуации в здравоохранении наравне с пациентами. А виноваты те, что «сверху» все решили и ухудшили.
О тех, кто «наверху» решает и проводит очень сомнительные реформы ‒ тема отдельная. Сейчас о тех, кто непосредственно работает с пациентами.
И мне совсем не нравится определение «беззащитные существа» по отношению к врачам. Странное, некорректное. Да просто неправильное. Даже оскорбительное.
Почему врачи «молчали» в ходе проведения реформы здравоохранения?
Повторю снова и снова: с большим уважением и благодарностью отношусь к медикам и профессии врача вообще.
Но! До проведения и в процессе самой (мягко сказать, не очень удачной) реформы здравоохранения БЫЛА ЛИ значимая критика, какие-то заметные действия со стороны медицинского сообщества в целом?
Когда по решениям Минздрава под руководством В. Скворцовой проводились так называемая оптимизация (читай: объединение-укрупнение) лечебных медицинских учреждений в регионах РФ, особо не завуалированное сокращение в них штатных единиц, соответственно, повышение врачебной нагрузки и т. д. и т. п.?
Ну, не пациент же, а врач, действующий дипломированный специалист может АРГУМЕНТИРОВАННО доказать, что регламентируемое среднее время на прием-осмотр одного пациента терапевтом (или другим врачом) ‒ недостаточно! Что нагрузка на одного врача и медсестру должна быть оптимальной, чтобы обеспечивать достойное качество работы и так далее.
Почему при министре В. Скворцовой молчали?
Скажу сразу: доводы о том, что медики очень заняты, им некогда, сложно принять. А пациенты что, все бьют баклуши, не работают, не заняты?
В конце концов, эти проблемы НАПРЯМУЮ касаются самих медиков.
«Под лежачий камень вода не течет.» (Русская народная поговорка)
В соответствии с Федеральным законом N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":
- «Медицинские работники … имеют право … на … создание профессиональных некоммерческих организаций;» (п. 1, п.п. 6 статьи 72 Главы 9 ФЗ-323).
- Профессиональные некоммерческие организации могут … принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, в разработке порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи,… (п.2 статьи 76, Глава 9 ФЗ-323).
(Жирным шрифтом выделено мной.)
Значит, существует (прописан в законе, см. скриншот выше) инструмент, с помощью которого экспертному медицинскому сообществу можно определенным образом влиять на решения МИНИСТЕРСКОГО РУКОВОДСТВА.
Часть специалистов-медиков курируют вопросы организационного характера. А другие разрабатывают клинические рекомендации, стандарты и протоколы лечения. Те и другие могут высказывать свои экспертные доводы, соображения и предложения по существу дела.
Однако как-то не было слышно возражений, заключений, обоснований, предложений по проводимой реформе в здравоохранении со стороны таких организаций. Они же существуют, работают. В качестве примеров: Союз педиатров России, Российское общество акушеров-гинекологов.
Только когда все свершилось, начались разговоры о том, как все плохо.
Как выяснилось, деятельность медицинской некоммерческой организации в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья не менее важна, чем собственно лечебная. ОЧЕНЬ ВАЖНА.
И врачи вовсе не беспомощны перед чиновниками Минздрава.
А как пациенты могут влиять на ситуацию в здравоохранении на местах?
Мне кажется, основной способ ‒ обращаться в страховую компанию с обоснованными жалобами или претензиями.
(Реестр страховых медицинских организаций, действующих во всех регионах России, можно найти на сайте Федерального фонда обязательного мед. страхования.)
Но не на врачей (это и так иногда делают, при крайней необходимости), а именно по таким вопросам как:
- отсутствие узких специалистов в учреждении,
- большие очереди на прием к специалисту поликлиники или на плановые операции, лечение в стационаре,
- отсутствие должного оборудования для обследования,
- непомерно огромные сроки предварительной записи на обследование (к примеру, на УЗИ),
- и тому подобное.
Страховые компании ТАК или ИНАЧЕ вынуждены будут на это реагировать.
Конечно, необходима и важна честная и адекватная позиция специалистов и руководства страховых медицинских компаний.
«И капля камень точит.» (Еще одна русская народная поговорка)
Да, не очень быстродействующее и, возможно, хлопотное занятие. Нужен энтузиазм.
Резюмируя все сказанное выше:
не стоит ждать «милостей» от чиновников Минздрава, давайте объединенными усилиями, все вместе, по мере возможности, стараться изменить положение дел в здравоохранении к лучшему.