2020 год год это юбилейный год со дня Великой Победы. Отмечая памятные даты принято оглядываться назад и вспоминать моменты из прошлого. Вот и мы сегодня заглянем далеко в прошлое и порассуждаем: а если бы... Эту статью можно назвать кратким уроком альтернативной истории. Речь пойдет об оружии которое могло бы появиться задолго до войны, но в силу разных причин так и не родилось на свет. Речь пойдет об оружии которое было в силах изменить ход Великой Отечественной Войны в нашу сторону.
Как известно в годы ВОВ наши солдаты были вооружены винтовками Мосина, различными пистолетами-пулеметами и пулеметами. Автоматов, в известном ныне смысле, просто физически не было. Автомат Калашникова появился практически сразу после войны и в боях не участвовал. А ведь наличие у советского бойца автомата под промежуточный патрон могло бы сильно склонить перевес в нашу сторону. Чуть позже я поясню как это работает.
Предыстория
Фактически первым массовым автоматом, применявшимся в ВОВ, был немецкий Штурмгевер (он же Stg 44) и его модификации. Шмайссер создал свое детище в калибре 7,92х33. Он первым смог воплотить в металле (массово) автомат под промежуточный патрон. Хотя он точно не первым задумался о самой концепции промежуточного патрона и об его ценности для современного солдата.
Самое обидное, что сама по себе идея была озвучена русским оружейником Федоровым еще задолго до ВОВ. Это был 1913 г. Естественно во времена Первой Мировой Войны никто даже не думал о результатах которые способна принести такая система. Но сам факт того, что Федоров сконструировал собственный патрон 6,5х57 говорит о том, что идея сделать оружие менее мощным, но более стабильным при автоматической стрельбе была уже тогда. По результату Федорову пришлось делать свой автомат под еще более слабый патрон 6,5х50 Арисака.
Все это было пока лишь попытками сделать автомат из винтовки. Тогда еще не было до конца ясно, что формула идеального оружия состоит из трех составляющих:
- Мощность патрона
- Скорострельность
- Предсказуемость оружия
Меняя каждую из этих переменных остальные невольно тоже меняются. Увеличишь мощность патрона, потеряешь предсказуемость попадания. Снизишь мощность - увеличишь скорострельность и т. д.
Пистолеты-пулеметы появились уже позже. Вполне логично, что их делали под небольшой калибр из числа доступных. Нашим стал калибр 7,62х25. Но чуть ли не первый год ВОВ показал, что и винтовка и пистолет-пулемет хороши каждый для своей ситуации. Но требуется еще один вид оружия. Нечто среднее между винтовкой, пулеметом и пистолетом-пулеметом. Им стал автомат Калашникова, но уже после окончания войны.
Зачем солдату автомат?
А сейчас немного отвлечемся и подумаем. А зачем все это вообще нужно?
Война, так или иначе, заставила Советский Союз модернизировать оружие и технику. Но модернизации подверглась не только техническая часть. Была усовершенствована тактика ведения войны. От многого отказались, что-то усовершенствовали. Так вот если посмотреть на тактику боя немецкого пехотного отделения, то мы увидим, что вся оборона отделения по факту строится вокруг пулемета. Остальные бойцы отделения являются его охраной и резервом на случай выбытия по ранению или гибели. Бойцы отделения вооружаются пистолетами-пулеметами или винтовками различных типов. Винтовка стреляет далеко, но уступает в скорострельности. Пистолет-пулемет выдает высокую плотность огня, но ограничен в дистанции. Пулемет представляет собой очень эффективное оружие в обороне. Пулемет стреляет далеко, стреляет много хоть и не очень точно. Так вот переосмыслив тактику ведения боев против фашистов была выработана новая. Согласно этой тактике при наступлении все силы наступающих бросаются в первую очередь на уничтожение пулемета (пулеметного расчета). Когда пулемет уничтожен, остальные бойцы вражеского отделения уже не представляют такой большой угрозы. Сопротивляться они могут, но не так эффективно. Такая тактика успела себя зарекомендовать как более эффективная, но до определенного момента. С появлением у фашистских солдат автомата Штурмгевер все снова стало заметно сложнее. Теперь уничтожение пулемета не означало крах обороны отделения. Бойцы могли продолжать сопротивляться выдавая неплохую плотность огня в сочетании с умеренной точностью стрельбы на весьма приличной дистанции. Вот именно этой цели и служит автомат на поле боя.
А что в СССР?
Советскому руководству в это время тоже не спалось спокойно. Во-первых идея создания автомата так или иначе в головах витала. Но в первые годы войны было откровенно не до этого. Нужно было спасать имеющееся производство, а не открывать новое. Во-вторых в Советский Союз попадали образцы вооружений противника и союзников. То же о патронах. Немецкий 7,92х33 и американский 30 Carbine вызывали пристальный интерес. Разработки в СССР все-таки велись и в результате к середине войны появился 7,62х41, а позже и 7,62х39 как окончательный вариант. С появлением патрона начались разработки оружия под него. В результате к концу войны появились первые СКС. Однако СКС стал лишь продолжением линейки самозарядных винтовок, которые к 45-му году морально устарели. Будущее было за автоматическим оружием.
Еще раз про Федорова.
До наших дней дошло довольно мало информации об автомате Федорова. Но и этой достаточно чтобы сделать вывод о причинах по которым автомат Федорова так и не стал массовым. У автомата была куча недостатков, он страдал низкой надежностью. В этом, кстати, сейчас винят низкое качество сырья и комплектующих. Производство автомата не было организовано должным образом. Детали производили на разных заводах, а собирали на других предприятиях. Все это можно было бы устранить если уделить достаточно времени и сил. Все это происходило еще в начале века! И у нашей страны появился бы собственный автомат, который за 25 лет (к началу ВОВ) наверняка успели бы довести до ума, доработать. Совершенству нет предела. Или же на его базе сконструировать новый, еще более совершенный. Все это могло бы произойти не сложись несколько факторов воедино.
Что в итоге?
А итоге вот что. Не сложись так неудачно история с автоматом Федорова. Не начнись Первая Мировая Война, а потом революция. Да много чего не случись! Имели бы мы свой автомат под промежуточный патрон к 22 июня 1941 г. И автомат этот был бы совершеннее многих мировых образцов, в том числе сконструированных после войны. Забвение автомата Федорова это очень серьезная ошибка. Сколько жизней бойцов он мог бы спасти во время войны? Сколько боев было бы выиграно благодаря ему? Сколько городов можно было бы удержать под натиском фашистов? Насколько быстрее можно было бы одержать победу над фашистами и закончить войну? Ответов на эти вопросы мы уже точно никогда не узнаем. Сегодня мы можем лишь выучить этот урок чтобы не совершать подобных ошибок в будущем.