В современном мире новые технологии становятся основой нашего существования, и конечно, дети не могут не соприкасаться с ними. Хорошо или плохо давать ребенку без ограничений пользоваться компьютером?
Психологи категорически не соглашаются с сочетанием «ребенок+компьютер».
Любое предыдущее поколение всегда скажет, что новое намного хуже, чем были в свое время они, и такое отношение вполне оправдано: тяжело понять новый стиль жизни, куда проще его осудить. Но относительно современного подрастающего поколения любой профессиональный психолог скажет, что дети, выращенные на компьютерных играх, в общей массе куда менее развиты, чем представители поколения тех же восьмидесятых. Все же, почему возникает такой разрыв, и что становится причиной фактически деградации общества? Мы задали этот вопрос психологам.
Итак, мнения специалистов психологического центра сводятся к одному: родители, покупающие детям компьютеры, делают им медвежью услугу. Казалось бы, парадокс – ведь домашний компьютер может здорово помочь и в учебе, и позволит быстро научится необходимым в современном мире компьютерным азам, или даже научится программировать. Но совет психолога касается обратной стороны медали – не нужно думать, что при пользовании таким удобным средством как компьютер ваш ребенок станет часами просиживать за рефератом, как вы рассчитывали – он проведет часы за очередной стрелялкой. Вот тут-то и кроются все проблемы. По мнению профессиональных психологов, компьютерные игры крайне негативно влияют на сознание детей, разрушая те нужные стереотипы, без которых жить в обществе становится очень тяжело. Ребенок привыкает, что в игре никому не больно, и убивать нужно, что всегда можно выйти из игры через нажатие клавиши и этим решить любую проблему – но за пределами компьютерного экрана действуют совсем другие законы. Детские психологи утверждают, что подобное несоответствие происходящего на экране с тем, что дети встречают в реальной жизни, отрицательно сказывается на психике ребенка.
Еще один негативный фактор – когда человек читает, его мозг работает усиленнее, создавая для себя из букв большее количество образов, чем когда он играет в компьютерные игры. В последнем случае мозгу просто не нужно особо напрягаться – за него уже все и так показали. На консультациях психолога бывает много родителей, которые жалуются, что их ребенок, не отрываясь, играет и при этом отказывается читать. Ответ профессионального психолога однозначен: человек не будет специально делать то, что тяжелее, а читать для него «тяжелее», чем играть в очередной квест. Мозг расслабляется и реальном мире ему действовать намного тяжелее, отсюда мы и получаем всю ту кипу проблем, первая из которых – агрессия, ведь там, в экране, любые неурядицы можно решить именно таким образом. Психологическая консультация, в итоге, оказывается просто необходима, так как у ребенка грань межу реальным и компьютерным может стереться совсем.
Нередко в кабинет психолога приходят родители, которые отмечают, что их ребенок стал нервным, плохо спит, быстро устает, раздражается по мелочам и чересчур много капризничает. Все это тоже может быть последствиями компьютерных игр и особенно Интернета. Детские психологи советуют максимально ограничить доступ ребенка к Интернету, и даже если отставить моральные соображения относительно содержания многих сайтов, то следует задуматься о банальном информационном перегрузе. Интернет это же не только статьи – много ненужной информации попадает в сознание и подсознание через баннеры, даже если мы этого не хотим. По мнению профессиональных психологов, с такой нагрузкой могут не справиться даже взрослые, не говоря уже о детях, которые тем более не могут проконтролировать свое пребывание в Интернет и профильтровать информационный поток. На приеме у детского психолога очень часто всплывает проблема именно бесконтрольного пользования новыми ресурсами с, как получается, крайне негативными последствиями.
Проблема компьютера в жизни ребенка стала актуальна не очень давно, зато с некачественными фильмами и передачами мы безуспешно боремся с самого начала девяностых. В психологических центрах родителям рекомендуют не разрешать детям находиться у телевизора длительное время, так как после просмотра большого количества агрессивных западных мультиков у ребенка может произойти эмоциональный срыв. Психологическая консультация становится по-настоящему необходимой, когда ребенок начинает переносить то, что видит на экране (увы, зачастую это отвратительного качества) на реальную жизнь.
Ребенок не должен быть отстранен от современных технологий
Ни в коем случае нельзя защищать его методом полного ограждения, но профессиональные психологи настаивают на том, что родители все-таки должны контролировать жизнь своего ребенка, и особенно его «общение» с компьютерами и телевиденьем. Детские психологи могут привести массу примеров того, к чему может привести постоянное сидение ребенка перед монитором или экраном телевизора. Эти проблемы носят совсем непростой характер и могут оказать большое отрицательное влияние на психологическое состояние ребенка в будущем. С помощью детского психолога эти проблемы можно решить, но нужно ли их создавать? Может, лучше провести со своим чадом час-полтора, общаясь или играя, чем отправить его к телевизору смотреть очередной мультик-ужастик или посадить «мочить» монстров за компьютером?