Интервью с детским тренером по тхэквондо в Москве - Дмитрием Чикризовым.
Насколько я знаю, ты до 30 лет работал в офисе и не думал даже о спорте. Как так получилось, что ты настолько кардинально поменял свою сферу деятельности?
Да, я работал в офисе всю большую часть, скажем, сознательной жизни. В какой-то момент я пришел к тому, что пора активнее заняться спортом, просто для поддержания физического здоровья. Стал искать куда пойти. Тренажерный зал мне был не интересен, хотел заниматься единоборствами. Так как в детстве я занимался тхэквондо, то и выбор пал на этот вид боевого искусства. Нашел зал рядом с домом, познакомился с тренером и начал заниматься.
Первое время было очень тяжело вливаться в спорт. Тренировки были с 21.00-22.30, то есть после работы я приходил на тренировку, потом сон и опять работа с утра. Но несмотря на это, меня очень затянули тренировки, и какой бы я уставший не был, я всегда с радостью шел на занятия.
С этого момента моя жизнь начала кардинально меняться.
Тхэквондо стало частью твоей жизни. Пока ты был в роли ученика, участвовал в каких-то соревнованиях?
Да, я стал участвовать в соревнованиях. Были и победы, и поражения. Побеждал в чемпионатах Москвы, России, в 2019 году стал чемпионом Европы. Я полностью окунулся в свое развитие в этом непростом единоборстве. Также раз в полгода проходили аттестации на пояса, и я довольно успешно их проходил. В итоге сейчас у меня черный пояс 3 Дан, и для меня это очень важное достижение.
Расскажи, как ты пришел именно к тренерству?
Пока я сам тренировался, принимал участие в соревнованиях, меня все больше затягивало то, чем я занимался, а главное это приносило мне удовольствие. И я стал задумываться о том, что мне было бы интересно и тренировать. Тем более мое второе образование этому способствовало. Я поговорил на эту тему со своим тренером, он меня поддержал, и очень важно, что меня поддержала президент Федерации Москвы - Волкова Ольга Игоревна. Она предложила мне начать тренировать в одном из залов. Я, конечно, согласился и приступил к этому нелегкому, но очень важному этапу в своем развитии.
И ты сразу стал тренировать?
Нет. Я также днем работал в офисе, а вечером стал стажироваться. Хотя у меня и было профильное образование, но не было достаточного практического опыта. Обучался работе с детьми, системе проведения тренировок тхэквондо, определенным подходам и навыкам. И только через 8 месяцев я провел свою первую тренировку.
Ты стал работать с детьми. Мне кажется такая работа требует колоссальной подготовки, даже больше эмоциональной.
Да, конечно. Работа с детьми - это большой труд и опыт. При этом одна из самых важных составляющих - это вовлечь в процесс тренировки ребенка. И мне кажется, что у меня это получается, при всей сложности эмоциональной составляющей.
Как ты это оцениваешь?
Очень важно – наладить контакт с ребенком. Чтобы тебя слушали, слышали и прикладывали все свои силы и энергию для достижения целей в этом виде спорта. Когда у ребенка получается то, чему я его обучаю – значит я вижу результат своей работы.
Очень важная составляющая - наладить контакт с родителями. Опять же,
мотивировать ребенка для желания идти на тренировку, достигать результатов. Это всегда работа троих – «тренер-ребенок- родитель». Иначе результата не получится. И когда в этом совместном труде появляется определенный прогресс в виде успехов на соревнованиях, успешных прохождений аттестаций на пояса, да и просто элементарных успехов , как в физическом, так и духовном развитии ребенка (дисциплина и т.д.), то это и является для меня положительной оценкой моих усилий.
Получается ты совмещал офисную работу и работу тренером?
Да. Днем я работал в офисе, а вечером тренировал. При этом успевал еще летать в довольно частые командировки. Как это получалось, не могу и сейчас понять.
Ты не уходил с основной работы, потому что финансово не получалось жить только на доход тренера?
Да, это давало дополнительный заработок, но не основной. В таком режиме я работал около 2-х лет.
В это же время ко мне еще поступило предложение пойти работать тренером по тхэквондо в одну из школ. Желающих работать в школе было немного, но мне самому было интересно, для собственного развития. И так я стал там работать. По началу у меня было всего 5 детей, с кем я занимался. Так я проработал до летних каникул в школе. Затем осенью начал опять, и к концу учебного года у меня было около 40 учеников.
Детей какого возраста ты тренируешь?
Когда начинал только, дети в зале были от 4,5-5 лет. В школе соответственно тренировал детей от 6 лет и старше. Сейчас я решился на деток и помладше. Это самое для меня сложное, трудное и ответственное направление, если говорить про возрастную категорию. Самому младшему ученику 3 года и 4 месяца.
Получается, что в летнее время твой доход становится меньше. Какие тут есть варианты развития?
У нас в клубе «Феникс» проходят летние спортивные лагеря. Плюс это индивидуальные тренировки. В самом начале, конечно, индивидуально я ни с кем не занимался. Со временем стали появляться ученики. Но тут тоже много нюансов. От тебя уже ждут более качественный, в индивидуальном плане, подход, и конечно более быстрый результат. И ты 100% вкладываешь в ребенка, и хочешь получить ту же 100% отдачу. Сейчас есть определенное количество учеников, занимающихся индивидуально.
В целом, постепенно стало работать и сарафанное радио, и я приложил определенные усилия для распространения информации. Стали появляться новые ученики и в основном зале, и в школе. Доход также увеличился, как и на основном месте работы, но физически я уже не мог работать везде. И я принял решение полностью погрузиться в спортивную деятельность.
Следовательно, освободилось утреннее время для работы. Но дети с утра, в основном, в школах, поэтому стал искать варианты тренировок.
В школе я увеличил количество групп, занятий. Стало появляться больше учеников. В целом - это очень насыщенная жизнь для детей: получение поясов, различные соревнования, мотивация для детей. Дети стали ко мне привыкать, а я к ним.
Что изменилось потом?
Далее стал искать еще варианты, где могу тренировать. И, случайно, наткнулся на один детский сад, где можно было создать группу по тхэквондо. Сначала было 5-6 человек. Затем было лето, когда практически не было детей. Но к осени уже стали появляться и новые дети, плюс остался костяк с предыдущего года. Также в детском саду я стал работать с детьми помладше. Сейчас я тренирую детей с 3-х лет. Это, конечно, очень нелегко. Несмотря на то, что в основном, это общая физическая подготовка. Для меня это тоже определенный рост – научиться находить контакт с такими малышами. Очень сложно заинтересовать деток такого возраста на довольно таки продолжительное время включаться в процесс.
Мне кажется, что все люди, которые так или иначе обучают детей, достойны уважения. Это большой труд.
Да, я уже говорил об этом. Я также начал развиваться в еще одном направлении.
Существует адаптивное тхэквондо – для детей с ограниченными возможностями. У меня появился ученик. Когда он только пришел ко мне на занятия, ему было сложно выполнять элементарные физические упражнения. Зато сейчас у него уже поставлены хорошие удары. Через полгода после того как он начал заниматься, он уже прошел аттестацию на пояс, а также выиграл первые соревнования.
Расскажи с какими трудностями ты сталкиваешься в ходе своей работы?
Трудности в первую очередь эмоционального плана. Допустим, если ребенок в плохом настроении, он может не захотеть пойти на тренировку, поэтому тут и важно, чтобы в процесс включались родители. Они должны объяснить ему для чего он ходит на тренировки, что в итоге он приобретает, мотивировать его.
Да, в 3 года ребенок может не захотеть прийти на тренировку, просто потому что он еще маленький, хочет к маме. Но проходит время, и даже он начинает ходить с удовольствием.
Очень важно заинтересовать ребенка и втянуть в процесс так, чтобы он начал получать от него удовольствие.
То есть самые главные трудности - это психология детей.
Я думаю, что не совсем правильно заставлять своего ребенка идти на спорт, если он не хочет. Плюс не каждый ребенок -спортсмен по своей природе.
Знаешь, тут очень много факторов. Вот буквально два примера, так сказать свежих.
Один мальчик ходил ко мне уже долгое время, около 4 лет, начал участвовать в
соревнованиях, занимать первые места. Стал привыкать, что он всегда и везде первый на соревнованиях. Потом наступил переходный возраст, стали происходить какие-то изменения в психологическом состоянии. На соревнованиях он перестал занимать первые места. В итоге он забросил и перестал ходить. Родители его в этом поддержали, так он и не вернулся. И я не стал этому препятствовать, как бы мне это не нравилось. Я видел , что у него нет внутреннего желания.
Второй случай. Мальчик занимался тхэквондо 5 лет, и в один момент родители пришли и сказали, что он больше не хочет заниматься тхэквондо, хочет уйти в плавание. Но сам сказать об этом боится. Тогда я попросил родителей всеми возможными способами уговорить его прийти и поговорить со мной. Я объяснил им, что так, как минимум, вы воспитаете в ребенке уважение к человеку, который его тренировал. Я вкладываю свои силы, нервы, мечты, и мне бы хотелось, чтоб ребенок сам мне объяснил что не так. Он пришел, сказал, что из-за тренировок у него понизилась успеваемость в школе, что хочет попробовать себя в другом виде спорта. Я спросил как много времени отнимают у него тренировки? Он ответил, что тренируется 3 раза в неделю по 1,5 часа. На что я, достаточно аргументировано, объяснил, что как минимум одна из причин, то есть неуспеваемость в школе, с этим не связана. Тренировки не занимают полностью время для учебы, а вот самодисциплина, как раз и появляется в любом виде спорта. И нужно просто правильно использовать свое время. Я ему сказал, что у него есть время подумать, попробовать плавание, посмотреть как изменится ситуация в школе, но мы не будем окончательно прощаться. Проходит неделя и приходит мама, уже просит сама, чтобы я с ним поговорил, так как ему стыдно, и он хочет вернуться. Мы опять поговорили с ним, я ему разрешил вернуться. Сейчас у него все хорошо, и в спорте, и в учебе.
Все индивидуально. Таких историй столько же, сколько и учеников. Ко всем нужен свой подход, но заставлять, через неприятие, конечно, не нужно.
Расскажи немного про участие детей в соревнованиях. Где участвуете, как ты их подготавливаешь?
Мы участвуем во многих соревнованиях: Кубок России, Чемпионат России, Чемпионат Европы, Чемпионат мира. Я стараюсь как можно чаще выставлять своих спортсменов. Так у них появляется большая мотивация идти дальше в развитии, ходить на тренировки.
Что касается подготовки, это конечно и физическая подготовка, и определенные
занятия по дисциплинам соревновательным. Очень важна подготовка к спаррингам. И важнейший аспект, при этом очень сложный - это психологическая готовность. Тут часто на самом соревновании может сработать страх или сильное волнение у ребенка. В зале он выполняет все идеально, но на соревновании все может быть иначе. Для любого человека, взрослый он или ребенок, выступление на публике - это непростое дело. Я говорю своим спортсменам: "Или вы победите свой страх, или он - вас". Я учу их выходить на соревнования и не бояться проиграть сопернику, а бояться проиграть своему страху, самому себе. И результаты я оцениваю по тому, как мой спортсмен смог
перебороть себя и сделать максимум из того, что он умеет сейчас в данном промежутке времени. Победы и награды появятся в любом случае только тогда, когда выкладываешься и трудишься в полную силу.
Что самое тяжелое в твоей работе?
Для меня тяжело терять спортсменов по тем или иным причинам. Когда я не смог найти подход, чтобы вернуть спортсмена. Я очень много вкладываю силы как моральной, так и физической, поэтому трудно переношу такие моменты. Бывает не всегда легко найти общий язык с родителями спортсменов. Иногда бывают ситуации, когда родители просят пообщаться с ребенком на тему школы, или каких- то других ситуаций, потому что дети доверяют и слушают меня. То есть это тоже такой сложный психологический и моральный аспект.
Ученики — это капитал, который зарабатывается годами, и при неправильном подходе его можно потерять за мгновение.
Расскажи какой-нибудь запомнившийся случай из твоей работы?
Каждый день на тренировках и соревнованиях бывают интересные, смешные и трудные моменты. Бывали случаи, когда на соревнованиях дети получали тяжелые травмы. Это всегда нелегко.
Бывали случаи, когда ребята выступали со сломанными пальцами на руке или ноге и занимали призовые места на Чемпионатах России.
Недавно первый раз спортсмен, возрастом десяти лет, участвовал на соревновании. Ему разбили нос. В конце подошел ко мне, с лицом в крови, и серьезно так сказал: "Дмитрий Александрович, я считаю, что
соревнования для меня прошли успешно. Я участвовал не для того, чтобы выиграть, а для того, чтобы преодолеть себя. Я это сделал". Было и смешно, и приятно, что растет боец.
Мой любимый вопрос. Что для тебя счастье?
Сейчас счастье для меня - это чувствовать себя значимым в плане востребованности. Когда я ощущаю, что могу быть кому-то полезным, есть желание получить от меня знания. В такие моменты чувствую себя счастливым. И получаю от того, чем занимаюсь, удовольствие!