Найти в Дзене
Маргарита О.

Дудочка или кувшинчик

 ДУДОЧКА ИЛИ КУВШИНЧИК Когда слышишь, что сегодня всерьез разгораются споры о том, на что же делать ставку дальновидному руководителю – на командообразование или на конкурентную борьбу среди сотрудников, сразу вспоминаешь не такую уж и  детскую сказку Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик». Помните, это про  девочку Женю, которая собирала землянику и про «старика боровика, коренного лесовика, главного начальника над всеми грибами и ягодами»? Если провести аналогию с трудовым коллективом «семья», перед которым стоит задача собрать побольше ягод, то Женя и Павлик будут рядовыми сотрудниками, которых надо мотивировать на сбор ягод, их родители – начальство, организующее работы, а старик боровик – руководитель сторонней, возможно конкурирующей организации. Давайте, вначале, оценим руководителей (родителей Жени и Павлика) с точки зрения создания ими команды. Дали они Жене кувшинчик, Павлику – блюдце, себе взяли кружки. Затем, «выбрала мама Жене полянку получше и говорит:- Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай». Итак: руководители выбрали себе удобную и небольшую тару, сотрудников поставили в неравные по сравнению с собой и друг с другом (кувшин против блюдца, и всё вместе против кружек) условия, а уж инструктаж и вовсе завалили – «ходи, собирай». Как собирать, зачем собирать, сколько времени собирать, как вознаграждается – непонятно. Понятно только одно – тут каждый за себя. И только в процессе работы, когда работавший на летнем солнцепеке сотрудник Женя уже набила себе шишки, ничего не собрала и порядком устала, руководители снисходят до обучения: мама сообщает, что надо под листики заглядывать, а папа раскрывает алгоритм работы - «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится». И тут-то вроде бы работа должна начать спориться, но шлейф так называемой «выученной беспомощности» (депрессивное состояние, возникшее в результате нескольких неудачных попыток действовать, при котором человек уже не может совершать даже доступные ему действия, т.к. предыдущим опытом «выучен» быть перед ними беспомощным) уже довлеет над ним. И Женя беспомощно опускается на пенек, мечтая лишь о том, чтобы кто-нибудь ей помог. Тимбилдинг не состоялся. Более того, команда движется к разрушению. 
Теперь о конкуренции. «Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт», - пишет автор. Администрация не беспристрастна, она подсуживает любимчику, и этот персонаж явно не Женя. У сотрудника Павлика и рост поменьше (ему не надо наклоняться, говорит мама, он сам ростом с землянику, ему ягоды и так видно) и тара помельче - блюдечко. Очевидно, что он наберет раньше. Такая конкуренция, соперничество в заведомо неравных условиях, приведет не к повышению производительности труда, не к скорейшему достижению общей цели (она и не обозначена как общая), а лишь к вражде и поискам нечестных, обходных путей. 
Такой путь и подсовывает уже готовой к нему Жене, внезапно, ниоткуда, но закономерно, появившийся перед ней старик боровик. Старик боровик - начальник конкурирующей фирмы, он руководит ягодами и грибами и не в его интересах разбазаривать ресурсы. Он хитер. Его метод – очаровать конкурентов новыми технологиями, но продать эти технологии так, чтобы ими было нельзя воспользоваться. «Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:- Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся».  Но «Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик - он мне очень понравился».- Хорошо. С большим удовольствием». Всё, документы подписаны, сделка состоялась. Женя попала в ловко расставленные сети: когда ягоды видны – тогда их некуда собирать. Когда  есть куда собирать – тогда ягоды не видны. Безысходность, отчаяние. Думаю, что самые безобидные мысли, которые посещают сотрудника в такой ситуации – это мысли об увольнении. Самые безобидные. 
Но Валентин Катаев - добрый человек. В его сказке все заканчивается хорошо. Немотивированно хорошо. Женя сама находит в себе силы преодолеть все препятствия, в том числе психологические, и принимается за работу без помощи, без современных технологий, без понимания ее смысла. А один из создавших эту ситуацию руководителей, папа, или издеваясь, или искренне ничего в психологии управления не понимая, говорит: «- Вот умница,  полный кувшинчик принесла! Небось устала?». А закаленная непростой жизнью Женя, вполне в соответствии с отечественной литературной традицией (вспомните - «тепло-ли-тебе-девица? «тепло-батюшка»»), отвечает: «Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал». «И пошли все домой - папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком». А что делать, работать-то где-то нужно…
Итак. Вопрос «тимбилдинг или конкуренция?» похоже так же нелеп, как вопрос «дудочка или кувшинчик». И дудочка, и кувшинчик. Как психолог, придерживающийся идеалов гуманистической психологии, я бы начала с командообразования (назовем это, например «дудочкой»). Создать команду единомышленников, понимающих задачи, стоящие перед организацией, одновременно как общие и как свои личные, команду профессионалов, заинтересованных в слаженной работе и процветании предприятия, команду людей с высокой человеческой и профессиональной нравственностью, готовых оказать другому помощь и поддержку, творчески заряженных, доброжелательных, настойчивых в достижении результатов – это практически означает наперед  решить все производственные задачи. 
С другой стороны, если даже в таком коллективе не будет здоровой конкуренции – «кувшинчика» (в таком контексте, я бы лучше  назвала её соревнованием), то сотрудникам не за кем и не за чем будет тянуться и работа превратится в рутину, скуку. Рутина сделает работу непривлекательной, скука убьет команду. 
Возвращаясь к сказке Катаева, попробуем придумать более эффективное административное поведение родителей. Наверняка, лучше было бы перед походом за ягодами рассказать детям (сотрудникам), для чего именно нужно собирать эти ягоды. Рассказать, как здорово будет зимой намазывать земляничное варенье на свежий хлеб или как приятно будет угощать ими друзей, как весело будет вспоминать эту летнюю прогулку. Это мотивирование. Затем родители должны были показать как именно и где эти ягоды нужно собирать – это обучение, инструктаж (повышение квалификации). Потом нужно было провести прозрачное распределение обязанностей: кто, сколько и почему сможет собрать. Да, не забыть и про критерии оценки работы и про вознаграждение, если оно запланировано (например, совместный ужин - блины с земляникой). С командой более или менее разобрались, такая мотивированная команда со справедливым распределением труда уже хорошее дело. Но у нас еще в запасе честное соревнование. Кто быстрее, кто больше, у кого крупнее. Доброжелательное соревнование, заключающееся не в том, чтобы победить одному, перехитрить и подавить других, а в том, чтобы больший и лучший вклад внести в общий результат. Ведь всем уже понятно, что результат общий и выгоден всем вместе и каждому в отдельности. Такое соревнование вносит нотки азарта, разнообразит работу, заставляет тянуться за другими, превосходить их и себя. Такое соревнование с необходимостью предполагает и помощь друг другу, и собственный профессиональный рост, и обмен опытом. 
Сказка ложь, да в ней намек. Намек на то, что честное управление, которое направлено на сплочение людей вокруг общей цели, а также справедливое распределение обязанностей и вознаграждений, создание ситуаций, когда высокий профессионал задает горизонты для остальных, а менее умелый знает, что не стыдно учиться у мастера – вполне оправдано. И наоборот, руководитель, который вместо того, чтобы доверять коллективу, вместе с ним работать на результат, занят выбором – «командообразование» или «конкуренция», пожнёт судьбу погибшего от голода буриданова осла, не сумевшего выбрать между двумя ароматными охапками сена.
ДУДОЧКА ИЛИ КУВШИНЧИК Когда слышишь, что сегодня всерьез разгораются споры о том, на что же делать ставку дальновидному руководителю – на командообразование или на конкурентную борьбу среди сотрудников, сразу вспоминаешь не такую уж и детскую сказку Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик». Помните, это про девочку Женю, которая собирала землянику и про «старика боровика, коренного лесовика, главного начальника над всеми грибами и ягодами»? Если провести аналогию с трудовым коллективом «семья», перед которым стоит задача собрать побольше ягод, то Женя и Павлик будут рядовыми сотрудниками, которых надо мотивировать на сбор ягод, их родители – начальство, организующее работы, а старик боровик – руководитель сторонней, возможно конкурирующей организации. Давайте, вначале, оценим руководителей (родителей Жени и Павлика) с точки зрения создания ими команды. Дали они Жене кувшинчик, Павлику – блюдце, себе взяли кружки. Затем, «выбрала мама Жене полянку получше и говорит:- Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай». Итак: руководители выбрали себе удобную и небольшую тару, сотрудников поставили в неравные по сравнению с собой и друг с другом (кувшин против блюдца, и всё вместе против кружек) условия, а уж инструктаж и вовсе завалили – «ходи, собирай». Как собирать, зачем собирать, сколько времени собирать, как вознаграждается – непонятно. Понятно только одно – тут каждый за себя. И только в процессе работы, когда работавший на летнем солнцепеке сотрудник Женя уже набила себе шишки, ничего не собрала и порядком устала, руководители снисходят до обучения: мама сообщает, что надо под листики заглядывать, а папа раскрывает алгоритм работы - «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится». И тут-то вроде бы работа должна начать спориться, но шлейф так называемой «выученной беспомощности» (депрессивное состояние, возникшее в результате нескольких неудачных попыток действовать, при котором человек уже не может совершать даже доступные ему действия, т.к. предыдущим опытом «выучен» быть перед ними беспомощным) уже довлеет над ним. И Женя беспомощно опускается на пенек, мечтая лишь о том, чтобы кто-нибудь ей помог. Тимбилдинг не состоялся. Более того, команда движется к разрушению. Теперь о конкуренции. «Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт», - пишет автор. Администрация не беспристрастна, она подсуживает любимчику, и этот персонаж явно не Женя. У сотрудника Павлика и рост поменьше (ему не надо наклоняться, говорит мама, он сам ростом с землянику, ему ягоды и так видно) и тара помельче - блюдечко. Очевидно, что он наберет раньше. Такая конкуренция, соперничество в заведомо неравных условиях, приведет не к повышению производительности труда, не к скорейшему достижению общей цели (она и не обозначена как общая), а лишь к вражде и поискам нечестных, обходных путей. Такой путь и подсовывает уже готовой к нему Жене, внезапно, ниоткуда, но закономерно, появившийся перед ней старик боровик. Старик боровик - начальник конкурирующей фирмы, он руководит ягодами и грибами и не в его интересах разбазаривать ресурсы. Он хитер. Его метод – очаровать конкурентов новыми технологиями, но продать эти технологии так, чтобы ими было нельзя воспользоваться. «Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:- Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся». Но «Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик - он мне очень понравился».- Хорошо. С большим удовольствием». Всё, документы подписаны, сделка состоялась. Женя попала в ловко расставленные сети: когда ягоды видны – тогда их некуда собирать. Когда есть куда собирать – тогда ягоды не видны. Безысходность, отчаяние. Думаю, что самые безобидные мысли, которые посещают сотрудника в такой ситуации – это мысли об увольнении. Самые безобидные. Но Валентин Катаев - добрый человек. В его сказке все заканчивается хорошо. Немотивированно хорошо. Женя сама находит в себе силы преодолеть все препятствия, в том числе психологические, и принимается за работу без помощи, без современных технологий, без понимания ее смысла. А один из создавших эту ситуацию руководителей, папа, или издеваясь, или искренне ничего в психологии управления не понимая, говорит: «- Вот умница, полный кувшинчик принесла! Небось устала?». А закаленная непростой жизнью Женя, вполне в соответствии с отечественной литературной традицией (вспомните - «тепло-ли-тебе-девица? «тепло-батюшка»»), отвечает: «Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал». «И пошли все домой - папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком». А что делать, работать-то где-то нужно… Итак. Вопрос «тимбилдинг или конкуренция?» похоже так же нелеп, как вопрос «дудочка или кувшинчик». И дудочка, и кувшинчик. Как психолог, придерживающийся идеалов гуманистической психологии, я бы начала с командообразования (назовем это, например «дудочкой»). Создать команду единомышленников, понимающих задачи, стоящие перед организацией, одновременно как общие и как свои личные, команду профессионалов, заинтересованных в слаженной работе и процветании предприятия, команду людей с высокой человеческой и профессиональной нравственностью, готовых оказать другому помощь и поддержку, творчески заряженных, доброжелательных, настойчивых в достижении результатов – это практически означает наперед решить все производственные задачи. С другой стороны, если даже в таком коллективе не будет здоровой конкуренции – «кувшинчика» (в таком контексте, я бы лучше назвала её соревнованием), то сотрудникам не за кем и не за чем будет тянуться и работа превратится в рутину, скуку. Рутина сделает работу непривлекательной, скука убьет команду. Возвращаясь к сказке Катаева, попробуем придумать более эффективное административное поведение родителей. Наверняка, лучше было бы перед походом за ягодами рассказать детям (сотрудникам), для чего именно нужно собирать эти ягоды. Рассказать, как здорово будет зимой намазывать земляничное варенье на свежий хлеб или как приятно будет угощать ими друзей, как весело будет вспоминать эту летнюю прогулку. Это мотивирование. Затем родители должны были показать как именно и где эти ягоды нужно собирать – это обучение, инструктаж (повышение квалификации). Потом нужно было провести прозрачное распределение обязанностей: кто, сколько и почему сможет собрать. Да, не забыть и про критерии оценки работы и про вознаграждение, если оно запланировано (например, совместный ужин - блины с земляникой). С командой более или менее разобрались, такая мотивированная команда со справедливым распределением труда уже хорошее дело. Но у нас еще в запасе честное соревнование. Кто быстрее, кто больше, у кого крупнее. Доброжелательное соревнование, заключающееся не в том, чтобы победить одному, перехитрить и подавить других, а в том, чтобы больший и лучший вклад внести в общий результат. Ведь всем уже понятно, что результат общий и выгоден всем вместе и каждому в отдельности. Такое соревнование вносит нотки азарта, разнообразит работу, заставляет тянуться за другими, превосходить их и себя. Такое соревнование с необходимостью предполагает и помощь друг другу, и собственный профессиональный рост, и обмен опытом. Сказка ложь, да в ней намек. Намек на то, что честное управление, которое направлено на сплочение людей вокруг общей цели, а также справедливое распределение обязанностей и вознаграждений, создание ситуаций, когда высокий профессионал задает горизонты для остальных, а менее умелый знает, что не стыдно учиться у мастера – вполне оправдано. И наоборот, руководитель, который вместо того, чтобы доверять коллективу, вместе с ним работать на результат, занят выбором – «командообразование» или «конкуренция», пожнёт судьбу погибшего от голода буриданова осла, не сумевшего выбрать между двумя ароматными охапками сена.

Маргарита Остренкова