Случилось посмотреть выпуск разрекламированного шоу. Само название – «Док-ток» – предполагало аналитику и впечатление в одном флаконе. Попал на «Док» с коммерческого канала, где шло детальное обсуждение конституционной реформы. Контраст почувствовал сразу. Ведущая передачи с узнаваемым лицом Ксении Собчак представила гостей студии – они были названы миллионерами по признаку числа просмотров их роликов в рунете и сумм заработанных на показах денег.
Бизнес гостей, в большинстве случаев, был семейным. Каждый день, в течение нескольких часов, родители снимали на камеру нехитрые постановки с участием детишек, и выкладывали этот «контент» в сеть – как ребёнок открывает упаковку новой игрушки, как ест, прыгает, поёт или ковыряется в носу. Приглашённый в качестве эксперта «миллиардер» (кто это был – понять не удалось) стал укорять «миллионеров» в бессмысленности их «контента». Со стороны посыпались вопросы, зачем же «миллиардер» берёт у скачущих детишек интервью (и для меня это стало загадкой), участвует с ними в общих «проектах» с сюжетами еды-питья-пения – неужели, чтобы стать «триллионером»?
Честно говоря, к этой минуте я очумело воспринимал происходящее на экране – картинки клипов шли одна за другой, ведущая представляла всё новых юных «миллионеров-криэйторов», «миллиардер» избирательно крыл их «контент» за бессмысленность и бессодержательность.
В студии оказался ещё один эксперт – известный писатель, режиссёр и сценарист Павел Санаев. Приглашён он был, видимо, в качестве совести земли русской – писатель всё-таки. Павел успел сказать всего несколько фраз – о том, что подобный «контент» выхолащивает все смыслы жизни, что мозги ребёнка становятся желеобразной жижей (не ручаюсь за точность слов, передаю их суть), что выросшее на таком видеонавозе поколение людей – с мозгами аквариумных рыбок – не сможет управиться со сложностью…
С какой сложностью не смогут справиться эти люди, зрители не узнали – речь совести народа оборвали возгласы находящейся в студии публики. Заинтересованно забивала мнение Павла ведущая; возмущался «миллиардер», до того раздававший «криэйторам» свои порции равнодушного недовольства; что-то пытались эмоционально донести до писателя и сами «криэйторы».
Ксения Собчак перевела разговор на другую тему – что-то о больших деньгах маленьких детей, а я переключил телевизор на другой канал – на тот коммерческий, где обсуждали грядущие изменения в Конституции. Думал – какую же поправку предложить, чтобы защитить голос Санаева на главном государственном канале? Писателей-то стоит слушать – люди мудрые. Очень не хочется через пару десятков лет оказаться в окружении людей с мозгами аквариумных рыбок.