Найти тему

Отцы и дети или о насилии над несовершеннолетними в Германии

Оглавление

Воспитание детей – трудная наука. Об этом написаны книги, вопросы воспитания детей изучаются многими учеными-психологами. Но каждый родитель изобретает свои методы и правила, потому что воспитание каждого ребенка имеет свои особенности. Государство, взяв на себя ответственность за жизнь каждого гражданина, имеет право в особых случаях контролировать процесс воспитания детей и таким образом обеспечивать безопасность детям, которые не могут себя защитить. Случаи применения насилия над детьми растут и становятся серьезной проблемой для всего общества. Но не всегда то, что выглядит как насилие таким и является. Не все родители применяют жесткие воспитательные меры по отношению к своим детям по своей воле. Неуважение их со стороны детей заставляет применять крайние меры. Дети в современном обществе научились защищаться и их методы тоже не всегда можно признать допустимыми. Но как определить, где кончается граница свободы воспитания и свободы самовыражения ребенка? В пользу кого разрешить спор между ребенком и родителем, где каждый имеет свои причины полагать, что он прав?

Суды практически каждый день вынуждены разрешать такие вопросы. Особенно проблемными являются подростки, которые сегодня становятся, как им кажется, уже в 10-12 лет самостоятельными и могут принимать решения.

Подозрение

Учительница 12-летней дочери Ирины Пейль заподозрила, что с девочкой дома плохо обращается мать. Как утверждала учительница по физкультуре, ее внимание привлекла не столько сама Аня Пейль сколько ее одноклассницы, указавшие на то, что девочку бьет дома мать, а однажды она даже обрезала ей из-за плохих оценок волосы и не отпустила девочку в поездку, которую совершал весь класс вместе. Так как учительница подключила руководство школы, директор была вынуждена также сообщить органам опеки и попечительства о таких подозрениях. Учительницу и девочку допросили или, вернее сказать, с ними государственные органы провели беседу, пытаясь выяснить, насколько серьезны обвинения. Аня в разговоре выразила сомнения в том, что девочки обратились к учительнице по ее жалобам. Более того, Аня не могла объяснить и понять, почему они так сказали про ее маму. После беседы с девочкой в школу пригласили и маму, но это ничего не дало. В последующем, жалобы девочки подругам повторялись несколько раз, но девочка в присутствии работников социальной службы все отрицала. Таким образом, органы социальной защиты ничего не могли предпринять и каким-то образом помочь девочке.

Защита интересов матери в похожих ситуациях может казаться со стороны бесчеловечным и несправедливым. Но, во-первых, вина женщины была не установлена и судить о человеке по словам других нельзя. Во-вторых, работа адвоката не заключается в защите невиновных. Профессиональный защитник — это человек, который не только имеет определенные юридические знания и опыт, но и лицо, которое представляет интересы других, а значит должен уметь вставать на место человека, каким бы он ни был и в чем бы он ни обвинялся. Наша главная задача состояла в том, чтобы освободить нашу клиентку – Ирину Пейль – от обвинений в том, что она плохо воспитывает дочь и подвергает ее насилию. Мы изучили акты по делу госпожи Пейль и определили, каким образом ее следует защищать.

Так как мы представляли не сторону обвинения, а сторону обвиняемого, то наша аргументация должна была в первую очередь опровергнуть существующие доказательства, говорящие против клиента. Мы обратились к показаниям учительницы и одноклассниц. Учитывая показания Ирины Пейль, слова учительницы и одноклассниц были противоречивы и не совсем верны. Так, учительница утверждала, что заметила порез на руке девочки и спросила, откуда он появился. Девочка ничего не ответила, а одноклассница наедине посвятила учительницу в то, что ее мама наказала за плохие оценки. На самом же деле и сама Ирина Пейль заметила порез и на ее вопрос, откуда появилась рана, девочка ответила, что они залезали на дерево, а когда она спускалась, то соскользнула и поранилась. Синяки на ноге девочка объяснила тем, что упала на физкультуре и повредила так себе ногу. Учительнице же было сказано, так же, как и про порез, что виновата мама. Таким образом, не представляется возможным установить, какое из утверждений является соответствующим реальным событиям и показания учительницы нельзя считать достоверными, так как они основывались даже не на слова девочки. Кроме того, иные повреждения, о которых говорит учительница, ничем, по ее словам, подтвердить она не может. А значит, скорее всего, это только предположения. Аня уже несколько лет посещает уроки балета. Учительница по балету в своих показаниях подтвердила, что за все время ничего необычного она не замечала, никаких повреждений или синяков. Необходимо отметить, что на уроках балета девочки одеты в легкие одежды и совершают сложные движения, что указывает на то, что вероятные травмы девочки были бы легко замечены преподавателем. Учитывая различность показаний учительницы физкультуры и балета и того обстоятельства, что на уроках балета заметить травмы было легче, показания преподавателя балета на наш взгляд являются более достоверными и достойными доверия. Отметим также, что показания преподаватель по балету давала по нашей просьбе, так как мы пригласили ее как свидетеля.

Что касается показаний одной из одноклассниц Ани, которая утверждала, что девочку била мать и сообщала об этом учительнице, то и они при более внимательном рассмотрении казались нам недостаточно достоверными. В первую очередь, как нам удалось выяснить, девочка немного завидовала Ане и раньше, до перехода обеих в гимназию, получала плохие оценки в отличии от отличницы Ани. Особой дружбы у девочек не было, чаще всего они общались только потому, что были в одном классе. Ведь их характеры настолько различны, что невозможно и представить, что девочки очень дружны. Учитель по балету в своих показаниях также утверждала, что однажды она наблюдала разговор одноклассницы Ани Пейль с ее мамой. Девочка очень грубо отвечала женщине и не выражала никакого уважения. Данный факт мог дополнительно служить подозрению в том, что девочка хотела навредить Ане и ее матери, а вовсе не помочь своей «подруге». Не исключено и то, что девочки в таком возрасте (11-13 лет), когда наступает так называемый переходный возраст, становятся излишне впечатлительными, преувеличивают и придумывают то, чего не было, выражая так свой протест по отношению к взрослым. Следует отметить и тот факт, что только эта одноклассница жаловалась от имени Ани на ее маму. Ни один другой ребенок ничего такого не заметил и основывался в своих подозрениях только на слова этой девочки. Таким образом, принимать всерьез показания также не представлялось разумным.

Кроме опровержения показаний двух единственных свидетелей обвинения, мы попытались найти и доказательства того, что госпожа Пейль заботится о своей дочери и не практикует насилие или оказание влияния на девочку иным незаконным путем. Два года назад, когда девочка стала менее активной в школе, скрытной и молчаливой, мать забила тревогу. Вместе со школьным психологом было принято решение, что у девочки проблемы с одноклассниками и она попросту боится ходить в школу. Так как такие проблемы встречаются достаточно часто в таком возрасте, психологи уже имеют опыт в таких вопросах и предлагают подросткам терапию, которая проходит 1-2 раза в неделю и помогает им бороться с такими ситуациями. Аня и ее мама были записаны на такую терапию, и она проходила успешно так, что девочка снова начала получать хорошие оценки и стала более раскованной. Психологу также удалось установить, что проблемы девочки связаны исключительно с конфликтами между ее одноклассниками и у девочки нет проблем в семье и в отношениях с матерью. Более того, Ирина Пейль выступала инициатором проведения терапии в интересах Ани. Для того, чтобы у суда была возможность убедиться в данных утверждениях, мы пригласили в качестве свидетеля терапевта Ани.

Так как квартира семьи Пейль была подвергнута обыску, у суда были и доказательства того, что в доме не всегда чисто и прибрано, в углах стоят коробки с вещами и т.д. Конечно, идеальным квартиру назвать нельзя, но и обвинять мать-одиночку в том, что она, работая одна, не всегда успевает следить за чистотой это неверно. Сама девочка уже в состоянии оказывать помощь по дому. К тому же, как удалось установить органам социальной защиты, важнейшие части квартиры – ванная и кухня – были признаны находящимися в хорошем состоянии. Наличие вещей в коробках и некоторый беспорядок также удалось объяснить вполне разумным замечанием о том, что семья вскоре собиралась переехать в более просторную квартиру. И это было также подтверждено нашей клиенткой и документами на новую квартиру.

Таким образом, доказательств по делу слишком мало, и мы просили суд закрыть дело. Мы также особенно указали на то, что Конституция и в особенности ст. 6 Конституции Германии защищает приватную сферу каждой семьи. Дальнейшие расследования без иных более обоснованных оснований не являются оправданными. Кроме того, мы указали и на то, что для девочки, которая из-за этих расследований постоянно находится в страхе, что ее маму обвинят, будет лучше, если их семью оставят в покое.

Хотя и доказательств невиновности нашей клиентки было достаточно, не исключено, что в процессе заседания могут возникнуть процессуальные проблемы. Так на первое заседание наша клиентка не пришла, правда, она предоставила справку от врача. Суд перенес заседание. На второе заседание женщина также не явилась и суд был вынужден разрешать дело без ее присутствия. Благодаря нашей аргументации суд посчитал, что доказательств недостаточно, а имеющиеся показания свидетелей невозможно считать абсолютно достоверными и закрыл дело нашей клиентки. За то, что она дважды не явилась в суд и второй раз без причины, ей был выписан штраф. Но самым главным было то, что дело по ее обвинению было закрыто, а с Ирины Пейль сняты всяческие обвинения в нарушении родительских обязанностей.

Порой взгляд на ситуацию с одной стороны показывает только негативные стороны одного человека, а все факты, кажется, говорят против него. Но всегда есть и взгляд со стороны самого человека и тех, кто являлся свидетелем реальных событий, а не выдуманных наговоров и сплетен. Задачей суда является изучение всех имеющихся доказательств и улик, а также их интерпретация и оценка. Ну и суды бывают предвзятыми и порой интуитивно защищаются интересы того, кто на первый взгляд слабее и уязвимей. Именно поэтому в каждом конкретном случае задачей адвоката является так преподнести доказательства и так оценить происходящие события, чтобы его подзащитный не был вынужден защищаться от того, чего он не совершал. Каждая мать старается дать своему ребенку самое лучшее, но и у матерей бывают тяжелые времена, когда они не успевают следить за всем и оказывать ребенку должное внимание. Но разве от этого она становится врагом своему ребенку? В такой ситуации как у Ирины Пейль каждая мать стала бы искать наиболее надежный выход из положения. А обращение за профессиональной помощью не только освободило ее от неприятных разбирательств в суде, но и от обвинения в том, чего она не совершала.

Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.

АДВОКАТСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕСЫ КЛИЕНТОВ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ ГЕРМАНИИ