В любовницы старца попала случайно...
Одно из первых громких судебных разбирательств с кинокомпаниями устроили владельцы русского Дома моды Irfe, процветавшего после революции в Париже, князь Феликс Юсупов и его супруга Ирина. Этот Дом моды отчасти обязан своей популярностью личности хозяина, во дворце которого и произошло скандальное и загадочное убийство Распутина. Американские клиентки приезжали в Irfe в том числе и для того, чтобы увидеть живьем убийцу «русского старца».
После выхода на экраны голливудского фильма «Распутин и императрица» в 1932 году Феликс и Ирина подали в суд на кинокомпанию MGM. Причиной стали искаженные факты и слишком фривольная трактовка в фильме княгини Натальи, в образе которой угадывалась Юсупова, -- ее показали как любовницу Распутина. Юсуповы наняли адвокатов и выиграли огромную сумму по тем временам -- почти миллион долларов. В итоге скандальные сцены были из фильма вырезаны.
А голливудские студии с тех пор стали подстраховываться от возможных претензий со стороны разгневанных прототипов киногероев, размещая в каждом фильме оговорку -- «этот фильм является художественным вымыслом, и любое совпадение с ныне живущими или умершими персонажами является случайным».
Князь Монако против модельера Кеннеди
Звезда лучших фильмов Альфреда Хичхока актриса Грейс Келли долгие годы была любовницей самого многообещающего американского модельера того времени -- Олега Кассини, наряды которого украшали голливудские фильмы. Впоследствии он стал любимым кутюрье первой леди Америки Джекки Кеннеди.
Дизайнер итальянско-русского происхождения был очень красивым мужчиной и редким сердцеедом. Но Грейс сделала выбор в пользу монакского князя Ренье, за которого вышла замуж в 1956 году.
Несмотря на разрыв с Кассини, Грейс тоже оставила свой след в истории моды... Вскоре после свадьбы на княгиню объявили охоту папарацци. По легенде, она прикрыла сумочкой Kelly от фотографов свой округлившийся первенцем животик. Снимок попал в прессу, сделав этот аксессуар от Hermes культовым. Таким он остается и по сей день.
Как Джина «украла выкройку»
В 1961 году две главные кинозвезды того времени умудрились оконфузиться на втором Московском международном кинофестивале. Обожаемая в СССР итальянская секс-бомба Джина Лоллобриджида и американка Лиз Тейлор явились на прием в Кремле в одинаковых платьях от Диора, расшитых жемчугом.
Их встреча лицом к лицу с заметно вымученными улыбками тут же была запечатлена одним из фотографов и навсегда вошла в историю моды. Позже Тейлор утверждала, будто ее платье существовало в единственном экземпляре, а ушлая итальянка «украла выкройку».
120 долларов -- и ты принцесса
Годом рождения традиции копировать платья кинозвезд, блещущих на «Оскаре», считается 1995-й. Тогда звезда кинохита Тарантино «Криминальное чтиво» Ума Турман шагнула на красную ковровую дорожку в белом платье Prada довольно простого покроя, не имеющего ничего общего с вычурными нарядами актрис на церемониях.
А настоящий рекорд копирования поставило розовое платье Ralph Laurent, в котором звезда «Влюбленного Шекспира» Гвинет Пэлтроу пришла за своей первой золотой статуэткой «Оскар» в 1999 году. Римейки роскошного наряда принцессы, который разругали в пух и прах многие модные критики, еще долго разлетались по всему миру как горячие пирожки по цене всего 120 долларов.
Говорят, дизайнер вдохновлялся знаменитым платьем из голубого атласа от самого оскароносного голливудского художника по костюмам Эдит Хед, в котором в 1954 году получала свой «Оскар» за роль в фильме «Деревенская девушка» Грейс Келли. Этот наряд вошел в десятку лучших на «Оскаре» за всю историю его существования.
Босоножки за 3 миллиона
2002 год -- апогей голливудского гламура. Звезда мистической драмы Дэвида Линча «Малхолланд-драйв» Лора Харринг ступила на красную ковровую дорожку 74-й церемонии вручения «Оскара» в босоножках стоимостью 1 млн долларов. Они стали абсолютными рекордсменами во всем мире в 2002 году.
Драгоценная обувь была изготовлена известным американским дизайнером Стюартом Вайцманом из платины и бриллиантов -- на ножках красавицы мексиканско-американского происхождения сверкали 464 бриллианта, ослепляя гостей и фотографов.
И хотя на «Оскар» Лора не претендовала и даже не была номинирована, в центре внимания тогда оказалась именно она, а и без того успешный фильм получил дополнительную рекламу. Босоножки Лоры обсуждали чуть ли не больше, чем победителей «Оскара-2002».
По уверениям Лоры, драгоценная обувь оказалась чудо как удобна. Позже миллионные босоножки были выставлены на продажу в лондонском универмаге Harrods. Автор готов был переделать их на размер ноги покупательницы. Более того -- потом он превзошел самого себя и создал босоножки за 2 млн долларов, в которых на «Оскаре-2004» блистала исполнительница кантри Элисон Краусс.
Но абсолютный рекорд принадлежит модели босоножек за 3 млн долларов «Рита Хейворт» с сапфирами, рубинами и бриллиантами, в которых на красную ковровую дорожку «Оскара-2006» вышла рыжеволосая звезда сериала «Доктор Хаус» Кэтлин Йорк.
Пара обуви ныне принадлежит дочери Риты Хейворт -- великой американской актрисы, секс-символа 40-х годов -- принцессе Ясмин Хан (ее Хейворт родила от принца Али Хана, трудившегося в свое время вице-президентом Генеральной Ассамблеи ООН).
Француз Пино везде поспел
Еще один скандал, объединивший мир моды и кино: выяснилось, что отцом четырехлетнего сына легендарной топ-модели Линды Евангелисты является муж киноактрисы Сальмы Хайек. Франсуа-Анри Пино -- французский миллиардер и фэшн-магнат, глава французской компании PPR, владеющей брендами Gucci, Yves Saint Laurent и др. В браке с Сальмой у него подрастает дочь Валентина Палома.
Линда запросила рекордные алименты у французского миллиардера и фэшн-магната -- 46 тысяч долларов в месяц.
Правда об отце ребенка Линды всплыла только недавно -- первое время она кормила журналистов историями о том, что родила сына от некоего архитектора. Интрижка топ-модели и владельца 14-миллиардного состояния случилась во время его недолгой ссоры с Хайек. Узнав об этом, голливудская кинозвезда расторгла помолвку с женихом. Правда, потом они все-таки помирились и поженились.
«Ошибка Лебединого озера»
Одно из самых известных платьев в кино -- наряд героини киносаги «Унесенные ветром» из зеленой занавески. И книга, и фильм стали классикой, и старомодное платье главной героини не имеет к нашим временам никакого отношения. Но словосочетание «платье из занавески, как у Скарлетт О'Хара» -- самая яркая киноассоциация, возникающая у критиков моды при виде неудачных нарядов актрис на всевозможных церемониях. «Поливанию» нарядов кинозвезд посвящены целые разделы интернет-порталов и телепередачи вроде «Полиции моды».
12 лет назад в мир иной ушел злобный Мистер Блэквелл -- человек, который из года в год составлял черные списки самых безвкусно одетых знаменитостей и поливал желчью киноактрис в кутюрных нарядах от самых престижных домов моды. Блэквелл не жалел никого, не принимал в расчет количество завоеванных «Оскаров» и многогранность талантов. А его читательницы злорадствовали: «Звезды ничем не лучше нас, а баснословные доходы -- еще не гарантия безупречного стиля».
Блэквелл называл актрису Линди Лохан «задавшей стандарт плохого вкуса». О Софи Лорен: «В жизни она остается итальянской торговкой, каких привыкла играть в кино». О Бьорк, исполнительнице главной роли в фильме Ларса фон Триера «Танцующая в темноте»: «Она танцует в темноте, там же, видимо, и одевается» и «ошибка Лебединого озера».
На церемонии вручения «Оскаров» в 2001 году Бьорк шагнула на красную ковровую дорожку в эксцентричном платье-лебеде от концептуального дизайнера моды Marjan Pejoski. Такого сумасбродства на «Оскаре» еще не было! Юбка-пачка была отделана оборками и перьями, а шея лебедя тянулась по спине и безвольно обвивала шею Бьорк. Картинку довершала сумка-яйцо, которую Бьорк периодически роняла, намекая на процесс откладывания яйца, -- голливудская публика была эпатирована.
Платье за 4,6 миллиона
Еще один культовый наряд, объединивший кино и моду, -- белое плиссированное платье с развевающейся юбкой, в котором Мэрилин Монро дразнила воображение мужчин всего мира в фильме «Семь лет желания» (1955 г.).
Сегодня знаменитая сцена на вентиляционной решетке кажется довольно невинной, но для пуританских 50-х, когда в обществе царил культ семьи, это было просто верхом фривольности и пиком эротизма.
Платье Мэрилин Монро от William Travilla было продано на аукционе в Лос-Анджелесе за 4,6 млн долларов. До этого момента оно было звездой коллекции костюмов и реквизита из голливудских фильмов, которую 40 лет собирала американская актриса Дэбби Рейнольдс. Когда платье ушло с молотка, 79-летняя Дэбби разрыдалась.
Русские не мелочатся!
Помимо всего прочего, кино второй половины XX века еще и внушает зрителям, какие сигареты сегодня модно курить, какие напитки пить и в какие бренды одеваться. Впервые product placement, то есть скрытая реклама товаров, был применен в кино на закате 20-х, но настоящее распространение приобрел благодаря «Бондиане».
Фильм «Доктор Ноу» 1962 года врезался в память не только загорелой Урсулой Андерс в белом бикини, с легкой руки которой в моду 60-х вошел смуглый оттенок кожи и женщины всего мира бросились на пляжи (сам легендарный хлопковый купальник, завалявшийся после съемок у Андерс на чердаке, в 2001 году был продан с аукциона Christies за 40 тысяч фунтов стерлингов). Продюсер фильмов о Джеймсе Бонде Альберт Брокколи ненавязчиво прорекламировал в «Докторе Ноу» и машины, на которых должны рассекать настоящие мужчины, и водку, которую им следует пить. А дальше это явление стало массовым. На сегодня в Голливуде функционирует 200 агентств, специализирующихся на product placement.
Но сотрудникам этих агентств и не снилась прыть российских киношников. Самый агрессивный пример product placement на русском языке -- «Ирония судьбы. Продолжение», комедия Тимура Бекмамбетова. Продюсер Константин Эрнст не стал мелочиться: герои фильма пользовались услугами телефонной компании «Билайн», нахваливали Toyota, в кадре всплывали майонез Calve, водка «Русский стандарт», пиво «Бочка», компания Аэрофлот. В итоге новогодняя комедия превратилась в двухчасовой рекламный ролик, а за этот рекорд по product placement cтало неловко даже зрителям.
Мотовка Кэрри
Наиболее удачным гибридом моды и кино можно считать популярнейший телесериал и последующие полнометражные фильмы «Секс и большой город». Главные героини, четыре нью-йоркские подружки Кэрри, Миранда, Шарлотта и Саманта, фактически превратились в четыре женских психотипа. Тесты вроде «Какая из героинь «Секса и большого города» тебе соответствует» публиковались в большинстве женских журналов и имели бешеный успех.
Львиной долей своего успеха сериал обязан американскому дизайнеру моды Патрисии Филд. Рыжеволосая мадам подружилась с исполнительницей главной роли Сарой Джессикой Паркер, стала стилистом сериала и так основательно поработала над гардеробом главной героини Кэрри Брэдшоу, что превратила ее в настоящую икону стиля. И хоть в жизни актриса наряжается совсем не так феерично, от сложившегося в кино образа ей уже никогда не отделаться.
Возникло понятие «одеваться, как Кэрри» -- то есть как настоящая fashionista, которая не засоряет сознание правильными сочетаниями цветов и фасонов, а лихо микширует стили и выбирает самые невероятные вещи. Кэрри с фанатизмом коллекционировала обувь, носила немыслимые платья и не собиралась зашориваться в рамках своей возрастной группы «от 30 до 40 лет», чтобы выглядеть более солидно.
Но главное -- колумнистка Кэрри жила явно не по средствам, влезая в долги и кредиты, чтобы всегда быть жертвой моды. Это ее качество весьма повлияло на женщин, сподвигло жить сегодняшним днем и кидаться на дорогие статусные шмотки с энтузиазмом хищниц до тех пор, пока во всем мире не разразился финансовый кризис.
Дьявол меняет гнев на милость
Еще один мегауспешный проект с участием Патрисии Филд -- фильм «Дьявол носит Prada» о нравах в преуспевающем глянцевом журнале, в роль стервозного главного редактора которого органично вжилась Мэрил Стрип. За нее она удостоилась «Золотого глобуса» и была номинирована на «Оскар».
В жизни Мэрил Стрип демонстрирует полное равнодушие к моде и громким брендам, но на экране создала совершенно другое впечатление.
Снимать этот фильм было непросто: дизайнеры моды не горели желанием сотрудничать с создателями из-за боязни прогневать прототип главной героини Миранды Пристли -- главреда американского Vogue Анну Винтур. Анна -- акула модного бизнеса, под дудку которой пляшут не только ассистенты и сотрудники редакции, но и знаменитости и даже великие кутюрье!
Деспотичная мадам пригрозила дизайнерам, готовым внести свою лепту в создание картины, что им не видать своих моделей на страницах Vogue во веки веков. В итоге в кадре осмелился мелькнуть лишь Валентино, в вечернем платье от которого блистает в одной из сцен героиня Мэрил Стрип. А затраты на мелькающие в кадрах вещи и украшения выросли в геометрической прогрессии -- в общей сложности костюмы потребовали 1 млн долларов, что сделало фильм одним из самых затратных в этом плане.
Фильм навел шороху и в российских модных кругах. Первоначально озвучивать роль Миранды Пристли приглашали тогдашнего редактора русского Vogue Алену Долецкую, но она вежливо отказалась, побоявшись разгневать властную американскую коллегу. В итоге героиня Стрип заговорила в русском прокате голосом Эвелины Хромченко, тогда главреда L'Officiel, ныне звезды телешоу «Модный приговор».
Самое забавное, что Анна Винтур, посмотрев фильм, в итоге сменила гнев на милость, нашла его весьма правдивой калькой царящих в модном глянце нравов и удостоила похвалы блистательную актерскую работу великой Мэрил Стрип.
Записала Юлия Румянцева (с) "Лилит"