Операция «Щит весны», которую Эрдоган начал в Сирии, имеет несколько целей.
Задача минимум - нанести максимальный урон САА, принудить её отойти за линию наблюдательных пунктов в Идлибе.
Имидж определяет поведение
Не достигнув цели своего ультиматума Эрдоган не успокоится. Ибо не поймут турецкие граждане, а правители сопредельных стран будут относиться без должного уважения. Имидж самого крутого регионального игрока надо поддерживать любыми силами и способами.
Пока у Эрдогана это получается. Он демонстративно попирает все договоренности, не останавливается перед применением армии на территории суверенного государства, шантажирует ЕС/ НАТО беженцами.
Наполеоновские планы Эрдогана
Куда интереснее задача-максимум, о которой Эрдоган не заявляет в ультимативной форме.
Речь идёт о послевоенном переустройстве Сирии, точнее, конфигурации и устройстве так называемой турецкой зоны безопасности. Контуры которой прочерчивают сегодня наступающие протурецкие, впрочем, к чему лукавить - турецкие войска.
В этой зоне нет места курдам. Совсем нет. Их вытеснят на периферию, желательно как можно подальше от соплеменников в самой Турции.
Возле своей границы турки создают протекторат, населенный родственными, а потому дружественными туркоманами. Здесь уже ходит турецкая лира, в школах детей учат по турецким программам. Есть отрывочная информация об унификации административно-территориального деления, переформатировании его по турецкому образцу. Найдется там место и для суннитов.
Насколько далеко простираются аппетиты Эрдогана? За Евфрат, включая Алеппо. Это очень большой кусок, часть которого, а именно Алеппо, прежде надо отнять у другого игрока - Ирана. Что сделать будет не легко и не просто.
Контроль над водными ресурсами и крупным городом за здорово живёшь никто не отдаст.
Мечты сбываются, и не сбываются
Кто может откорректировать непомерные амбиции и приземлить фантазии турецкого лидера? Только сила в лице САА и её союзников - России и Ирана.
Надежды на ООН, ЕС и инопланетян - из области фантастики.
Но вопрос следует сформулировать несколько иначе: готовы ли Россия и Иран пойти наперекор Эрдогану не на словах, а на деле, хватит ли у них сил и решительности?
Возможно, что ответ на него мы получим совсем скоро- после встречи Путина и Эрдогана.