Продолжаю знакомить Вас с историей Барселоны.
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, что знаменитый готический Кафедральный собор каталонской столицы хранит множество тайн. Чтобы познакомить Вас с одной из них, предлагаем вот этот небольшой рассказ.
Гулял я как то по старинной части Барселоны, устал и присел на каменную скамью, одну из тех, что в большом количестве стоят напротив Кафедрального собора. Моими соседками оказались две мои соотечественницы, дамы зрелых лет. Из их разговора я понял, что они отдыхали после экскурсии в этот самый собор. Запыхавшись, к ним подбежала подруга.
- Маш, ты где так долго была, все давно уже вышли, а тебя все нет.
- Где, где, Грааль искала.
- Ну и как, нашла?
- А как же, нашла, конечно, - хвастливо ответила она, - теперь будет о чем дома рассказать.
– Как? – всполошились подруги. – А как же мы? Грааль-то так и не увидели. Вера, бежим, у нас еще 5 минут есть.
Через некоторое время женщины вернулись умиротворенные.
– Эх, клуши мы с тобой деревенские, самое интересное-то чуть было и не пропустили.
Вот как все, оказывается, просто: весь мир с ног сбился в поисках легендарной святыни, а наши дамы раз-два и нашли. Вот уж воистину нашей женщине все по плечу: что коня на скаку остановить, что Грааль отыскать. Да не где-нибудь, а в самом сердце истоптанной толпами туристов каталонской столицы. Посмеялся я про себя, но не стал тетушек разочаровывать, пусть себе радуются.
А в барселонском соборе и без Грааля святынь хватает. Его-то, Грааль, как раз не здесь, а на горе Монтсеррат, что неподалеку Барселоны, лучше искать. Говорят, там, среди многочисленных хребтов и пещер, следы его затерялись. Положительного результата гарантировать не могу. Например, поиски Грааля Гиммлером, рейхсфюрером СС, закончились в свое время ничем. Но попробовать можно, вдруг да повезет.
Вот так сидела я, любуясь чудесным видом, развернувшимся передо мной. Воистину Кафедральный собор Барселоны – настоящая драгоценность, подаренная нам средневековыми зодчими. Вот только многие ли знают, что его изящный готический фасад был построен не в те времена, когда в строительстве царствовал этот стиль, а совсем недавно, в конце XIX века. Удивлены? Однако все по порядку.
Возводить собор начали в 1298 году. Не надо думать, что строили его на пустом месте, ничуть не бывало. Здесь с незапамятных времен стояла церковь, вот на ее основе король Хаиме II и приказал возвести самый главный в городе собор – Кафедральный. Сказано – сделано, не прошло и 150 лет, как собор уже стоял. Срок по тем временам незначительный. Оставалось соорудить главный фасад. Эскиз фасада, нарисованный на пергаментной бумаге, уже существовал, его еще в 1408 году придумал «маэстро Карли» (Карл Галтес) – архитектор, приехавший в Барселону из французского города Руана. Осталось воплотить идею в жизнь. Но, увы, в Европе разразился экономический кризис. Дела в Барселоне пошли не лучшим образом, и строительство пришлось заморозить. Роль главного входа в собор временно поручили выполнять вратам «Святого Иво», а стену для будущего главного фасада отштукатурили и оставили стоять в ожидании лучших времен.
Так и стоял собор ни много ни мало – до конца века девятнадцатого. Как тут не вспомнить поговорку «Нет ничего в этом мире более постоянного, чем временное».
Однако любому ожиданию приходит конец. Пришел он и этому долгострою. В 1885 году власти Барселоны надумали устроить в городе Всемирную выставку, что привлекла в город множество именитых гостей со всего мира. «Нам это по плечу», – решили барселонцы и начали усиленные приготовления. За 53 дня построили отель «Интернационал» для приема гостей (после выставки за такие же короткие сроки он был разрушен). Не были забыты и архитекторы-модернисты. По проекту Доменика-и-Мунтанера выстроили здание, где задумали открыть кафе-ресторан. Потом здание это получило название «Замок трех драконов» (разрушить его, к нашему счастью, рука властей не поднялась), там сейчас располагается зоологический музей.
Разбили чудесный парк на месте бывшей тюрьмы Сьютаделья (молодой Антонио Гауди принял участие в сооружении каскада на его главном фонтане). Привели в порядок набережную, очистив ее от складов с древесиной. Этот морской проспект и сейчас любимое место вечерних прогулок гостей со всего света. Для их развлечения пустили на воду стайку прогулочных корабликов «Ласточка» (Голондринос).
Как заключительный аккорд приготовлений, в конце проспекта Рамбла возвели колонну высотой 63 метра со статуей Христофора Колумба наверху, ставшую затем одним из символов каталонской столицы. В общем, подготовились барселонцы на славу.
Накануне выставки власти вспомнили, наконец, и о незаконченном фасаде Кафедрального собора. Почему бы не завершить этот долгострой к приезду гостей? Как-то очень уж неказисто выглядел фасад по сравнению со своими конкурентками – церковью Санта Мария дель Пи и ее подругой – церковью Санта Мария дель Мар.
Объявили конкурс между архитекторами на лучший проект фасада. В одном сомнения быть не могло: фасад должен сиять во всем великолепии готического стиля.
Архитекторы взялись за чертежные инструменты, и вот готовые проекты уже в руках судей. И разгорелись споры. По единодушному мнению, лучшим оказался проект Жоана Мартореля. Рисунок по задумке Мартореля выполнил его помощник Антонио Гауди.
Его собор, стройный и элегантный, устремлялся ввысь, в то время как остальные казались прижатыми к земле. Но… Это пресловутое «но». Украшение собора – величавый шпиль, по мнению судей, мог неимоверно повысить стоимость расходов на постройку. Как быть? Решили послушать, что скажет глас народа. Но и это не помогло. Как известно, чем больше людей, тем больше мнений. Конец спорам положил банкир Мануэль Жирона, взявший на себя все расходы по строительству нового фасада. Он-то и вынес окончательное решение в соответствии со своим, разумеется, вкусом.
Что ж, давно известно: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Испанцы в этом случае говорят: «Quien paga manda» (кто платит, приказывает). Банкиру приглянулся проект Джозепа Местреса, главного архитектора Кафедрального собора. Верхнюю часть фасада – шпиль – взяли из другого проекта, Августа Фонта. Фонту и Местресу было предложено объединить свои проекты в один.
Теперь самое время вспомнить об архитекторе из Руана – «маэстро Карли». Помните тот эскиз, нарисованный им на пергаментной бумаге в 1408 году? Именно его Джозеп Местрес и положил в основу своего проекта.
Итак, все разногласия были разрешены, фасад начали строить. Но, пока судили-рядили, время ушло, к выставке закончить фасад так и не удалось. Собор – это же не временное здание для нужд выставки, это – на века! Строили его, строили, и, наконец, построили к 1890 году. Но опять же не завершили: не хватало шпиля. – «Почему?» – спросите вы. А по одной простой причине: деньги закончились. И опять на помощь пришло семейство Мануэля Жирона. Теперь уже его дети Анна и Мануэль открыли свои кошельки.
Но вот, что интересно, когда устремленный в небо шпиль открылся взорам публики, оказалось, что высота его была намного больше, чем планировалось. Подозревали, что Август Фонт, вдохновленный идеей Жоана Мартореля, взял на себя смелость увеличить шпиль с 75 до 90 метров. На вершине его установили статую Святой Елены.
В 1913 году собор, наконец, завершили. Вот так, в общей сложности всего за какие-то 600 лет и был построен Кафедральный собор города Барселоны.
Каталонцы, рассерженные чужой медлительностью, говорят: «Sembla l’obra de la seu». Это выражение означает приблизительно следующее: «Не иначе как собор строят». Теперь-то вы понимаете, откуда оно пришло?
Что же до награды герою-меценату, его удостоили чести иметь усыпальницу для своей семьи в клуатре (внутреннем дворике) Кафедрального собора.
Почему, спросите вы, Мануэль Жирона пошел на немалые расходы по строительству фасада? Что ж, вероятно, он мог бы заплатить и большую цену за право покоиться среди часовен всевозможных святых в клуатре Кафедрального собора.
Старожилы утверждают, что Антонио Гауди, впервые увидев законченный фасад собора, был очень разочарован результатом и поклялся никогда больше не ходить этой дорогой. Что ж, о нелегком характере архитектора вы, скорее всего, наслышаны. Судьба в лице его учителя и друга Жоана Мартореля (именно он порекомендовал кандидатуру Гауди автору проекта постройки храма Саграда Фамилия) дала ему шанс воплотить в жизнь свою идею того, каким должен быть католический собор. Вот уж где его гениальная фантазия развернулась во всю ширь! Даже недостроенный собор Саграда Фамилия (собор Святого Семейства) привлекает в Барселону туристов со всего света. Однако, несмотря на то, что великий архитектор любил повторять фразу о том, что ЕГО заказчик не торопится, вряд ли собору Святого Семейства удастся побить рекорд Кафедрального собора по долгострою.
Вот так сидел я на скамеечке, любовался собором и думал о своем. И совсем чуть было не разморило меня на горячем испанском солнышке, если бы не одна мысль, никак не дававшая мне покоя: «И что же такое, там в соборе, могли принять наши кумушки за Грааль?» Не выдержал я, да и зашёл еще раз в этот изумительной красоты собор.
Зайдите и вы при случае. Не пожалеете.