Нагрудная икона являлась регалией еще великокняжеской власти. Сын основателя династии Калитичей Иван II Красный завещал своему наследнику Дмитрию Донскому вместе с золотой шапкой, бармами и золотым поясом икону Св. Александра, две золотых цепи (одну, плетеную из драгоценных шнуров и другую, соединенную кольцами) и златокованую икону «Парапшина дела». Иконы были не простые. Они являлись ковчежцами для хранения крестов-мощевиков.
Сын Донского Василий I благословляет своего наследника Василия II «страстьми болшими да крест животворящии патреяршь Филофеевскии». Икона мастера Парамши не упоминается. Можно предположить, что под «страстьми болшими» имеется в виду икона Св. Александра. А «Филофеевской» была икона, привезенная в Москву в XIV в. от Константинопольского патриарха Филофея.
Как пишет И.А. Стерлигова в работе «Новозаветные реликвии в Древней Руси»: «В духовной великого князя Иоанна Васильевича (1504) она [ставротека] названа «крестъ животворящее древо въ раце Цареградцкой», в духовной царя Иоанна Васильевича (1572–1578) — «крестъ животворящее древо большей Цареградской».
Ее описание сделал в 1967 г. А.В. Банк: «Ставротека (хранилище для креста) прямоугольная, в виде ящичка, со следами утраченной выдвижной крышки и крестообразным углублением, украшенная чеканными серебряными пластинками, укрепленными на деревянной основе. По сторонам от крестовидного углубления внизу — фигуры в рост: слева — св. Косьмы, справа — св. Дамиана. Вверху, в медальонах, погрудные изображения: слева — св. Кира, справа — св. Пантелеймона. Фон украшен орнаментом. По полю, вокруг крышки, греческая надпись. В надписи содержится прославление реликвии и говорится, что «реликварий изготовил с любовью Иоанн». На боковых стенках растительный орнамент из вертикально расположенных пальметок в замкнутых кругах. Вверху петля. На полях части застежек».
Как выглядел крест «золот Парамшиньскои» не известно, а «Филофеевская ставротека» хранится в Музеях Московского Кремля.
Василий II передает Ивану III «крест Петров чудотворцов, да крест золот Парамшиньскои». Во время обряда венчания на царство Дмитрий получает от Ивана III икону работы Парамши. Наследником внук не стал, и Василию III отец завещает «крест животворяще древо в раце цареградскои да крест Петров чюдотворцев».
В Лицевом Летописном Своде содержатся сведения о том, что перед кончиной Василий III благословил Ивана IV крестом Петра Чудотворца. «Василий <…> снял с себя крест Петра Чудотворца и приложил к кресту сына своего; и начал благословлять крестом сына своего, и, благословив его, возложил на него тот крест».
Крест Петра Чудотворца имел огромнейшее сакральное значение. Василий III наставляет наследника словами: «Да будет тебе этот Святой Крест на изгнание врагов и борителей наших; ибо многие неверные покушаются на православие, на нашу державу, Богом порученную нам, хотя разорить ее, но не смогли одолеть Крестной силы; ибо есть нам, верным, защита – Крест честной и молитвы святых…».
Какие иконы-мощевики, кроме «Филофеевской ставротеки», могли принадлежать Ивану Грозному и сохранилась до нашего времени? Одна из них хранится в Ковчеге И.А. Хворостинина.
Описывая ризницу Благовещенского собора в своей работе «Памятники московской древности…», вышедшей в 1841 г., И.М. Снегирев пишет: «Особую важность составляют здесь для Христианского мира кресты, содержащие в себе части животворящего крестного древа и гроба Господня; таковы:
1 Киот с крестом осьмиконечным из животворящего древа, в два вершка длиною, в золотом сканном окладе с финифтью и с жемчугом и драгоценными каменьями. На задней стороне креста след. надпись: Древо честного и животворящего креста, не нем же единородный сын слово Божие ради нашего спасения распяся плотию.
Поля около креста обложены чеканным серебром с изображениями двух Ангелов и Равноапостольного Царей Константина и матери его Елены; при подножии креста золотая панагия Иерусалимского Патриарха Феофила с камнем от гроба Господня; сверх того, на семи серебряных плащах изображены чернью праздники Господские.
На верхней серебряной доске киота сего креста следующая надпись: «В сем киоте крест святый и животворящего древа, на нем же распяся Христос Бог, а сей святый крест сотворен животворящим самосущным древесем, и в нем святое древо от того креста иже бе прислан от Константинополя в Киев, Великому Князя Владимиру Манамаху, Константина Манамаха единогласно нареченнаго шапку, и диодиму, и сердоличную чарку, из нея же иногда веселяся Август Кесарь Римский. Еще же и той святый крест тогда прия от Митрополита Неофита Ефескаго, и Митулискаго, и Милитенскаго, и протчих. О чем убо свидетельствует в восьмой главе Степенной книге. В том же киоте скрывалца имуще камень живонасного гроба Гоподня, и отваленный от гроба, их же Феофан Патриарх Иерусалимский на своих персех носив. Да в том же киоте мощи мученицы Гликерии, мощи Преподобныя Параскевеи во плоти, мощи Матфея новомученнаго во плоти. Украшение его и скание Князя Иоанна Андреевича Хворостинина. Зачато же бысть украшати дело сие, в честь Христа Бога нашего, в лето 7113 (1605), а своершено бысть в лето 7121 (1621) году».
М.В. Мартынова в работе «Ковчег И.А. Хворостинина» упоминает, что «в пространной редакции чина венчания Ивана IV, как и во всех последующих чинах венчания, называется «крест животворящее древо...», что прислан греческим царем Константином Мономахом с Неофитом Эфесским. Хотя согласно надписи на ковчеге Хворостинина, в нем находится не тот самый крест, который был прислан византийским императором, а лишь сделанный из древа креста, привезенного митрополитом Неофитом Эфесским, уже авторы XIX в. считали, что именно он использовался во время венчания на царство и называли его «Мономахов». В пользу такого мнения говорит тот факт, что икона с этим крестом стоит, как мы уже говорили, на первом месте в «Описи Большому государеву наряду» перед венцами, то есть является ценнейшей реликвией. <…> Как нам представляется, золотой наперсный крест мог быть исполнен к венчанию на царство Ивана Грозного. В конце XVI в. для него была изготовлена икона с черневыми дробницами и изображением Константина и Елены».
В Музеях Московского Кремля хранится и другой ковчег - Дионисия или Большие Страсти Спасовы. А.Н. Казакевич в книге «Символы и святыни Российской державы» пишет, что в 1382 г. архиепископ Суздальский Дионисий привез из Константинополя «часть древа Животворящего Креста Господня, часть Крови Спасителя, часть от Гроба Его, от тернового венца и другие святыни». Год спустя для их хранения Суздальский князь Дмитрий устроил крестообразный серебряный киот. Далее следует детективная история: «Однако спустя некоторое время киот был замурован в каменной стене одного из суздальских соборов. Но весной 1401 года эта святыня была обретена и торжественно перенесена в Москву. Ее встречали горожане и все московское духовенство. Долгое время она находилась в Благовещенском соборе».
Ковчег выполнен в форме равноконечного креста, состоящего из центрального квадрата и боковых полукружий. Мощевиком является его центральный квадрат. В нем размещена частица Животворящего Креста. Вокруг нее в шестнадцати маленьких ковчежцах под окошками из слюды расположены тринадцать других связанных со Страстями Христовыми реликвий.
Носились иконы-мощевики на золотых цепях. Подобное высокохудожественное ювелирное изделие XVI в. можно и сейчас увидеть в Музеях Московского Кремля.
Слушать подкаст:
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.