Сегодня хочу рассказать об одном нашем молодом российском писателе и паре его произведений. Зовут его Азамат Габуев и родом он из Северной Осетии. Обратить внимание на него заставила премия "Фикшн35", которая разыскивает молодых, талантливых авторов. Азамата Габуева выделяли.
Габуев - автор уже известный, благодаря своим рассказам, которые печатались в журнале "Дарьял" и были доступны в интернете. Правда публиковал он их сначала под псевдонимом Джонни Рамонов. Его произведения вызвали некий резонанс, некоторые читатели из Осетии в различных пабликах в соцсетях высказывали мнение о том, что молодой автор позорит свою родину, показывая подобных персонажей на примере осетинцев. Автор парировал тем, что пишет про людей, а не про край или какую-то отдельную национальность. А Осетия, потому что там вырос. Некоторые типажи присутствуют в любом месте и среди представителей любой национальности.
Что же там такого в этих рассказах... Дело в том, что Азамат Габуев пишет о современных людях, прежде всего о молодежи. И пишет от первого лица. И пишет не про приятных героев нашего времени. Наоборот, в самых читаемых его произведениях главными персонажами являются типы неприятные. Например, рассказ "Аделина".
На самом деле девушку зовут Залина, но для звучности и загадочности при регистрации на сайте знакомств она выбирает имя Аделина, считая, что оно придаст загадочности её образу. Залина-Аделина - прекрасный собирательный образ для "принцесс". О, такие кругом. Особенно ярко они проявляют себя в соцсетях. Подвид куриц - курица-принцесса. Тот самый тип, где завышенное в край самомнение, гипервысокомерие, быдловатое и хамское поведение, снобизм, жуткое невежество, ставка на внешность и сексуальность, но при этом дремучее пуританство и абсолютная безграмотность в вопросах секса. Они сбиваются в курятники с себе подобными. Девушки-мечты, каковыми они себя считают. Они готовы осудить любого, они презирают практически всех, кто не соответствует какому-то выдуманному ими статусу, потому что даже этот критерий мерила людей у них поверхностен и ограничивается одеждой, машиной, материальным благополучием, внешностью и должностью. Сам человек не важен от слова совсем. Внутренний мир? А что это? Зачем это? При этом они "не такие": не шлюхи, не дешевки, не какие-то простые смертные. У них модные шмотки в стразах и офигенный маникюр.
То, что Габуев пишет от первого лица, только подливает "масла в огонь", так как он мастерски передает и манеру речи, и образ мыслей и эту примитивную логику, которая сложилась в непостижимое нечто, так как мы "не такие", но в то же время и спереть телефон можем (у извращенцев можно), и пойти сраться (извиняюсь, но именно это слово лучше всего передает смысл) в матерный паблик. Они настолько для себя прекрасны и уникальны, невероятны и правильны, что даже не замечают, какую реакцию вызывают у окружающий, какое к ним отношение у людей, насколько дешево они выглядят. И насколько нелепы. Приведу несколько цитат:
– Ну, ну, о чем они говорят?
– Ну, когда я проходила мимо них первый раз, они говорили за какого-то Леопольда Мазоха и его это самое.
– Что, это самое?
Эля придвинулась к нам и сказала почти шепотом:
– Член.
– Как?! Ты уверенна, что именно это они и обсуждали?
– Да, я сама слышала, как девушка сказала, – она снова сделала голос тихим: «За хер Мазоха можно уважать…».
Эта женщина мне сразу понравилась. На ней было много золота и какая-то женская мудрость на лице.
– А что он вообще представляет из себя? – спросили мы с Элей.
– Ничтожество. Представьте, звонит он мне и говорит: «давай я за тобой на факультет зайду к концу занятий, сходим вместе куда-нибудь».
Мы с Элей в ужасе замотали головами. А у меня еще и дыхание сперло. Это возмутительно! Каков нахал! Ни кожи, ни рожи, да еще и «зайти» предлагает. Ненавижу таких парней.
«Что вам нравится в сексе?». Да откуда мне знать, что мне нравится в сексе! Идите, у проституток спросите! Нет, конечно, здесь не стоит злиться, потому что это автоматическая система и она задает одни и те же вопросы всем подряд. Но когда я подумаю, что кто-то на эти вопросы отвечает, становится страшно за нашу молодежь. Вы видели, что там за вопросы? Роль в сексе – пассив или актив? Есть ли гетеросексуальный опыт? Есть ли гомосексуальный опыт? Что вас возбуждает? Фу! Аж тошнит! Как представлю, что такие люди живут рядом, так в дрожь бросает.
– Бред Пит, – снова произнесла Эля, любовно прижимая журнал к груди. – Знаете, девочки, – она посмотрела сначала на меня, потом на Милену: – Я бы ему дала.
– Я тоже.
– И я.
Мы можем смело об этом говорить. Ведь это сам Бред Пит, а значит, мы не дешевки.
Я думаю, что этого достаточно для того, чтобы увидеть, что за типаж девушек тут "воспевает" молодой автор.
В рассказе "Реваз" нас ждет иной типаж, уже мужской, и иная модель поведения. Таких тоже много, морально-уродливых карьеристов, занудных и дотошных, очень самоуверенных, но при этом ума недалекого. У них якобы принципы из-за которых они считают не просто допустимым, но даже правильным проявлять свою жестокость и бить тех, кто якобы упал ниже их нравственных планок. А теперь дайте такому в руки толику власти. Представили, что будет? Вот вам и Реваз в полной красе. Самое забавное, что с этим рассказом была связана курьёзная история. Так как Азамат описывал в "Ревазе"образ молодого владикавказца, который работает в минмолодежи, да ещё так похоже всё написал, в этом самом министерстве решили, что рассказ является работой инсайдера, и даже определили «подозреваемого», за чем последовало внутреннее расследование.
Прошлым летом издательство "Эксмо" в серии критика Валерии Пустовой выпустило сборник Азамата Габуева "Холодный день на солнце", куда помимо одноименной повести вошли и те два рассказа, о которых я тут написала выше. Сама Валерия писала о прозе Габуева:
Это книги о регионе, где растерянность человека перед сегодняшним разнообразием моделей поведения и самореализации достигает критического пика.
Азамат Габуев пишет ролевую прозу, особенно увлекательную там, где вжиться в образ ему не помогает личный опыт. Он готов испробовать полярные точки зрения на себе.
В одном из интервью Азамат говорил, что к каждому своему персонажу он ищет подход. Сначала придумывается персонаж, а потом писатель подбирает для него "личность" и, главное, манеру речи. Он пробует на черновиках различные варианты, пока не находит нужного. И раз за разом очень точно попадает - образ отлично складывается.
Читайте хорошие книги!
Из рубрики "Рекомендации".