Поговорим сегодня качествах, которые будут востребованы в будущем согласно рекомендации World Economic Forum*. Эмоциональный интеллект, критическое мышление, креативность, умение руководить людьми, анализировать и принимать быстрое решение – вот, что будут искать работодатели в кандидатах. Сегодня мы фокусируемся на еще 5 качествах, в развитие которых стоит инвестировать свое время, чтобы оставаться конкурентным в будущем.
1. Навык ведения переговоров
Возможно, уже скоро вам не придется тренировать память, прислушиваться к мнению старших, опираться на их опыт, сохранять свою идентичность, но вам точно пригодиться хорошо тренированный навык ведения переговоров. Мир продолжает двигаться к коллаборациям. Проект без партнеров воспринимается как «обреченный», делать что-то самому – моветон. Все должно объединяться и давать синергию. Конечно, хочется, чтобы все задействованы и были удовлетворены сотрудничеством, совместным результатом, то, что называют win-win стратегией. И хотя мы каждый день участвуем в переговорах, это не всегда становится нашим сильным качеством. Где есть двое – там может быть минимум одно противоречие. Часто даже в единомышленников возникают споры, мировоззренческие разногласия, которые загоняют в тупик. Что делать, чтобы выйти из него и перейти к сотрудничеству? Как руководить конфликтными ситуациями, избегать манипуляций? Наш совет – больше читать соответствующей литературы и реализовывать это в жизни.
Три универсальных совета, если вы стали на путь переговоров:
- Готовьтесь к переговорам, составьте так называемый план roadmap (mindmap)
- Знайте все цели и «хочу» - свои и оппонентов
- Будьте честными. No comments
Что почитать, чтобы больше узнать:
1. «Никаких компромиссов» Криса Восса. Невзирая на бескомпромиссное название, книжка учит, как договариваться.
2. «Путь к согласию, или Переговоры без поражения» Роджера Фишера и Уильяма Юри.
2. Гибкость
Речь, в первую очередь, о когнитивной гибкости – способности переключаться с одной темы на другую, а также обдумывать несколько вопросов одновременно. Благодаря техническому прогрессу, мир стал понятней. Но стал ли он проще в океане бесконечных процессов, множества мнений? Расскажем, что будет, если не развивать когнитивную гибкость. Чем она слабее, тем больше вы зацикливаетесь, хуже адаптируетесь к переменам, чувствуете тоску по прошлому и страх перед будущим. Именно упомянутая гибкость позволяет спокойно ориентироваться и уметь подстраиваться к изменчивому миру, который и не собирается останавливаться в изменениях. Эта способность не дается с рождения, ее можно тренировать. Существует мнение, что невозможно эффективно заниматься двумя делами одновременно. Но ведь можно воспользоваться двумя полушариями, - почему бы не попробовать?
Начните с небольших упражнений:
- Избегайте зацикливания, пробуйте делать одно и то же действие тремя разными способами. Рассматривайте разные варианты, даже те, которые вам не нравятся.
- Используйте юмор, абсурд, парадокс, игру, спонтанность. Ищите нестабильность и «укращайте» ее.
- Осознайте проблему, с которой столкнулись и примите ее существование. Прекратили опираться – увидели несколько возможностей.
Когнитивную гибкость называют важной составляющей функций мозга. Она срабатывает тогда, когда у человека не хватает рефлексов и автоматизированных действий. Главное, что дарит нам когнитивная гибкость – умение решать проблемы, принимать точку зрения других, учитывая их моральные ценности, убеждения. Разве не таких людей хотелось бы видеть в качестве работника?
1. «Думай медленно... Решай быстро» Даниэля Канемана. Книжка — о том, что наши действия, поступки предопределены наперед. Когда мы решаем, какой холодильник купить, обдумываем и включаем «медленное» мышление, оказывается, что фоновое быстрое мышление уже все решило за нас. Как с этим жить?
2. «Думай, как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее» Барбары Оакли. Доктор наук показывает, что способ мышления можно изменить и что это нам дает: возможность эффективно решать задачи в любой сфере, владеть методом чередования разных типов задач, а самое главное для нас — «сжимать» ключевые идеи так, чтобы их было удобно держать в памяти. Крутой хак, правда?
3. «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» Кэрол Дуэк. 20 лет собственных исследований помогли Кэрол, известному психологу, найти ответы на типичные вопросы: почему интеллект и талант еще не гарантируют успех и как можно способствовать успеху. Рекомендуем для тех, кто заботится о личном росте, работает с людьми, ну и, конечно, для родителей, которые хотят помочь своим детям быть успешными.
3. Ориентация на сервис
В оригинале service orientation – это склонность к активному поиску способа помочь другим, что относится к категории социальных навыков. Звучит сложно? Чтобы понять, насколько вы владеете этим качеством, просто дайте ответ на вопрос: «Как часто я помогаю своей команде, руководителям, людям из моей сферы и знают ли меня как человека, владеющим этим качеством?».
Невзирая на постепенный переход к автоматизации во всех сферах, развитие этого качества будет становиться важным. Если вы планируете овладеть этим качеством – быть помогающим, внимательным, приветливым и готовым к сотрудничеству – это точно станет вашим преимуществом перед другими. Хотя согласитесь мы и сейчас ценим качественный сервисный подход. Кто быстрее обслуживает, превосходит наши ожидания и интересуется нашим мнением, всегда может рассчитывать на нашу лояльность. И чаевые)
Коротко о главном в этом пункте:
1. Определите, в чем ценность вашего продукта или услуги, и в чем ваша ценность в работе с ними? Как известно, «почему?» должно быть всегда на первом месте.
2. Какую обратную связь вы намерены получить? Что должен почувствовать ваш визави?
3. Как вы планируете создавать и предоставлять услуги/продукт, которые воспримут как очень ценные?
Что почитать:
1. «Be Our Guest. Perfecting the art of customer services» Майкла Айснера, бывшего главы компании Уолта Диснея. Книжка рассказывает о стратегии и принципах, внедренных в компании Уолта Диснея, которые позволили обеспечивать уникальный подход к клиенту и дарить ему чувство «как в сказке».
2. «Философия гостеприимства Four Seasons» Изадора Шарпа. Можно подумать, что это книжка для тех, кто задействован в сфере отельного бизнеса. Но автор делится, как ему удалось построить бизнес, фирменной чертой которого является непревзойденный сервис. Service orientation — способ мышления персонала, который позволил этой сети отелей стать олицетворением гостеприимности.
4. Решение комплексных задач
В будущем (и опять-таки – сейчас тоже), вместо узконаправленных специалистов мир будет нуждаться в людях с комплексным подходом к видению проблем. Работайте не с последствиями, а с первопричинами – и быть вам профессионалом будущего. Комплексный подход к решению проблем основывается на работе не с прямолинейными процессами, а в видении всего цикла и составляющих. Один из возможных способов – подобрать факты по теме, определить проблему, найти идею, оценить ее, спланировать дальнейшие действия, действовать.
Тренировать умение решать комплексные задачи можно уже с пеленок. То же конструирование, программирование для детей помогают развивать логику, терпение, настойчивость.
Для взрослых можем посоветовать:
1. Детализированный подход к решению проблем Complex Problem Solving Мина Басадура.
2. Учебный курс Problem Solving Techniques на нашем любимом Linkedin
3. «Как привести дела в порядок» Дэвида Аллена. Книга — мировой бестселлер. Отсюда можно «выудить» много полезных вещей. Убеждение Аллена простое: наша продуктивность прямо пропорциональна нашей способности расслабляться. Только тогда, когда наш разум холоден, а мысли организованы, мы можем достичь эффективной продуктивности и раскрыть свой творческий потенциал. Чему обещает научить эта книга? Правилу, что делать с новой информацией. Автор называет свой метод — «сделать, делегировать, отложить, отбросить». Согласитесь, это уже немало.
5. Взаимодействие с людьми
Работать с другими – это всегда вызов. А представьте будущее, когда их станет еще больше, поскольку у нас, кроме высокоразвитых коллег-людей, появятся коллеги-роботы (ко-боты)? Что будут ценить работодатели? Ответ – способность организовать свою работу так, чтобы она органично встраивалась в рабочие процессы команды. Что для этого нужно? Держать в фокусе несколько тем одновременно, расставлять приоритеты и при необходимости менять их. Сюда же относят способность к сотрудничеству, умение адаптироваться и быть чувствительным к потребностям других. Универсальные советы на все времена по взаимодействию с людьми: избегайте оценок и критики, обращайте внимание на факты, не игнорируйте свои чувства и чувства своих оппонентов. Похоже на эмоциональный интеллект, о котором мы писали в прошлый раз? На самом деле, связь есть. Но есть и отличия. Эмоциональный интеллект – это о четырех компетенциях: понимание собственных эмоций, управление ими (саморегуляция), понимание эмоций других и управление взаимоотношениями. Больше о том, как это развивать, можно прочитать тут. Взаимодействие с людьми, по словам экспертов, - это комплексное понятие, которое включает умение работать вместе, делегировать, выполнять совместные задания и т.д. Одновременно это включает и коммуникацию, и эмоциональный интеллект, и переговоры.
Что почитать:
«Язык жизни: ненасильственное общение» Маршалла Розенберга. Основывается на многочисленных примерах из практик миротворцев. Ее однозначное преимущество – она проста для восприятия. Главная ее идея – доносить свои истинные чувства и потребности другому можно языком, который не оскорбляет, не унижает, не перекладывая при этом ответственность. Без манипуляций, но с четкой формулировкой, что собеседник должен сделать в ответ на запрос.