Нынче ВМС США попросило 139 миллиардов долларов на обновление своего флота атомных подводных лодок, рассчитывая, что они будут работать на одной заправке до полувека, а как на счет атомных самолетов?
Преимущества атомных подводных лодок перед их обычными собратьями заставляют некоторые умы задумываться о другом сегменте военного арсенала — самолёты!
Но как оказалось, cделать пригодный для полёта ядерный реактор сложно, а как защитить его от выброса опасного излучения, возможно ли это? Во время холодной войны, угроза ядерного апокалипсиса привела к неожиданным планам начиная даже с лётного состава, инженеры предложили решить эту проблему путем найма пожилых летчиков, для пилотирования гипотетических ядерных самолетов, учитывая, что они погибнут в любом случае.
В своё время физик Энрико Ферми представил идею представил идею ядерного полета еще в 1942 году, работая в Манхэттенском проекте по созданию атомной бомбы. Когда Вторая мировая война подошла к концу, Соединенные Штаты начали работу по реализации мечты Ферми о полете на атомной энергии. С 1946 по 1961 годы огромные команды инженеров и технических специалистов трудились не покладая рук, пытаясь воплотить идею в жизнь.
Преимущества атомных самолетов отражали преимущества атомных подводных лодок. В 1945 году был выпущен секретный меморандум комиссии по ядерной энергетике, который сейчас хранится в президентской библиотеке Эзинхауэра, превратив идею ядерного самолёта в стратегическую мечту. Преймущества были очевидны, такой самолет мог оставаться в воздухе в течение нескольких дней, имея возможность охватить любое количество целей по всему миру.
Но у ядерных инженеров были свои проблемы. Реактор должен быть достаточно маленьким, чтобы поместиться на самолете, а это означало, что он будет выделять гораздо больше тепла, чем стандартный. Теоритически высокая температура была способна могла бы рискнуть расплавить реактор и самолет вместе с ним.
Проблема защиты пилотов радиации оказалась еще более сложной. Чтобы защитить экипаж реактору требовались толстые и тяжелые экранирующие слои. Но чтобы взлететь, самолет должен быть максимально легким. В итоге оказалось, что достаточное экранирование шло в разрез с полетом, хотя и прорабатывался вопрос по отсутствию классического топлива. В итоге Соединенные Штаты потратили 16 лет безрезультатно…
Советский Союз также преследовал те же цели и вел разработки, сталкиваясь с теми же проблемами… и к сожалению обеим странам было мало чем похвастаться…
Ни одной из программ не удалось преодолеть проблемы экранирования и веса. Более того, разработка межконтинентальных баллистических ракет в 1950-х годах ослабила аргумент даже в пользу создания атомных бомбардировщиков. Ядерный самолет стал излишним с военной точки зрения.
В конце 1950-х годов администрация Эйзенхауэра сократила бюджет программы, впрочем как и Никита Хрущев сократил финансирование советского эквивалента, а к 1961 году обе страны свернули демонтировали свои проекты для пилотируемых атомных самолетов. Атомный самолёт казался обреченным…