Перспективный танк 80-х с максимальной защитой, огневой мощью и безопасностью экипажа. Одной из самых необычных разработок советского танкостроения в послевоенный период был проект двухпушечного танка Евгения Морозова. Работы проводились в конце 70-х годов и были представлены заказчику наряду с другими перспективными направлениями развития компоновки для перспективного танка.
Среди предлагаемых вариантов также рассматривались:
- башенный танк с двумя операторами (490 вариант 1)
- безбашенный танк (с ограниченным наведением системы по горизонту)
- сочлененный (двухзвенный) танк
- танк с вынесенным вооружением.
Компоновка танка была необычной, корпус был разделен на изолированные отсеки, первый – отсек трансмиссии, второй – отсек топлива разделенный перегородками, третий – отсек двигателя. Экипаж, состоящий из двух операторов размещался в корме корпуса в изолированной стационарной капсуле.
Капсула устанавливалась фиксировано, экипаж при любом положении башни находился лицом к носовой части корпуса, вращение поворотной платформы с основным вооружением осуществляюсь вокруг капсулы. Поворотная платформа с основным вооружением имела мощное лобовое бронирование, по бортам устанавливались 125 мм пушки повышенного могущества либо разрабатываемые 130 и 152 мм пушки.
Боекомплект должен был состоять из унитарных выстрелов, размещенных в двух АЗ с простой схемой размещавшихся в отсеках за пушками, которые подпитывались по мере расхода боекомплекта из горизонтальной укладки. При поражении отсеков и пожаре (детонации) боеприпасов исключалась вероятность поражения экипажа танка. При поражении одного из отсеков с АЗ танк сохранял возможность вести огонь.
Вторая башня размещалась над капсулой, в ней устанавливались прицельный комплекс командира-оператора и водителя, устройства статического обзора и блок дополнительного вооружения, включавший стабилизированные 23 мм пушку Р-23 и 7,62 мм пулемет.
Ходовая часть танка выполнена с использованием ряда узлов изделия 219 и состоит из шести пар сдвоенных обрезиненных опорных катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней – ведущие. При залповой стрельбе с места из засады направляющие колёса опускаются на грунт для придания большей устойчивости к нагрузкам при стрельбе. Подвеска регулируемая гидропневатическая. Двигатель – изделие 29. Трансмиссия – электромеханическая или изделие 29Г с ГОП (1250 л.с.).
Обитаемое отделение танка с командиром-наводчиком и водителем:
1 – кресло оператора (при движении танка задним ходом); 2 – аварийный люк; 3, 5, 13 – противорадиационная защита и тепло- и звукоизоляция: 4 – комплекс органов и приборов управления огнем и движением;
6 – прибор наблюдения и управления огнем;
7 – прибор статического обзора экранного типа (8 шт.); 8 – поворотная платформа;
9 – люк для входа и выхода экипажа; 10 – перекидная смотровая трубка; 11 – положение оператора во время отдыха; 12 – корпус
танка; 14 – кресла операторов
Отделение экипажа из двух человек давало решение многих проблем современных компоновки танка. В бронированном объеме размещены два кресла: слева – водителя, справа – командира-наводчика. Все геометрические параметры рабочих мест соответствуют военно-медицинским требованиям. Оба оператора неподвижны по отношению к корпусу танка и имеют возможность поворачиваться на 180° при движении задним ходом за счет вращения сиденья вокруг вертикальной оси. Оба сиденья имеют необходимую регулировку, в том числе и в положении для отдыха. Круговой обзор, общий для обоих операторов, обеспечивается круглосуточными приборами экранного типа, построенными на основе световолоконной оптики. Обзорность назад, в том числе «по-походному», достигается за счет люка в задней стенке рабочего отделения.
Приборный комплекс обеспечивает быстрый поиск целей за счет дублирования приборов, использующих различные демаскирующие свойства. Смена приборов достигается перекидной смотровой трубкой. Управление движением и огнем ведется с двух одинаковых пультов, переключаемых тумблером рода работы и контролируемых с помощью дисплея. В середине размещены радиостанция и другие не связанные со стрельбой органы управления приборами или движением машины. Для заднего хода предусмотрен вспомогательный пульт управления. В случае экстренного выхода из танка в днище предусмотрен аварийный люк.
Вся внутренняя поверхность отделения имеет покрытие из материалов, сочетающих противорадиационные свойства с тепло- и звукоизоляцией. Сравнительно небольшая поверхность обеспечивает достаточную толщину этих материалов.
В обитаемом отделении отсутствуют аппаратура и оружие, выделяющие тепло и пороховые газы, однако имеющиеся объемы позволяют установить танковый кондиционер, существенно улучшающий микроклиматические условия работы экипажа. Вынос из обитаемого отделения вооружения, боеприпасов и горючего существенно повышает живучесть экипажа при поражении танка.
Для облегчения работы операторов следует создавать единые пульты, связывающие группы систем и обеспечивающие оптимальное управление боевыми действиями танка. Система отображения информации может быть построена так, чтобы в зависимости от режима работы на ней появлялось только то, что необходимо в данный момент времени. Например, у водителя имеется 13 приборов, которые фиксируют текущие параметры силовой установки и в процессе движения используются частично. Целесообразно построить систему, автоматически регистрирующую и обрабатывающую эти параметры так, чтобы на табло водителя поступали только сигналы о достижении критических значений этих параметров. Для упрощения работы командира танкового подразделения необходимо автоматизировать сбор и передачу данных о наличии ГСМ и боеприпасов, а также о техническом состоянии машины и т. п., что нетрудно выполнить при существующих системах с датчиками первичной информации.
Для оперативного управления боем командиру постоянно нужно знать расположение и техническое состояние танков его подразделения. Решение этого вопроса возможно с помощью специального радиоканала связи с кодированной информацией. Такая система обеспечит передачу сведений с линейного на командирский танк с максимальной оперативностью и минимальной избыточностью. При системном проектировании командирского танка он принципиально не будет отличаться от основного, функциональные возможности его будут резко расширены, а аппаратурные затраты сокращены.
Сокращение экипажа до двух человек (командира-наводчика и водителя) открывает возможность решения целого ряда проблемных вопросов танкостроения:
повышение противорадиационной защиты,
дублирование работы экипажа, более полное выполнение эргономических требований,
уменьшение массы и габаритов машины.
Однако сокращение экипажа основного танка требует комплексного подхода к исследованиям и конструкторским разработкам на самых ранних стадиях проектирования.