Найти тему
ИА "ALANIR"

ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: «ТРАГЕДИИ В АУШВИЦЕ И БЕСЛАНЕ – ЭТО НАШЕ ОБЩЕЕ ГОРЕ, ОБЩЕЕ ПРОШЛОЕ»

Владимир Познер перед началом спектакля (фото из журнала "Республика Южная Осетия"
Владимир Познер перед началом спектакля (фото из журнала "Республика Южная Осетия"

Легендарная опера «Брундибар» чешского композитора Ганса Красы была представлена зрителям во Владикавказе в рамках международного фестиваля искусств «в гостях у Ларисы Гергиевой». Спектакль никого не оставил равнодушным: замечательная игра совсем юных артистов, трогательный сюжет и страшный конец первых постановок произвели неизгладимое впечатление. Открывал спектакль известный телеведущий Владимир Познер.

Владимир Познер – на сцене... Позади него на стоп-кадре фрагмент из первой постановки «Брундибара» – дети разных возрастов в костюмах и гриме. «Это дети той национальности, которая так не нравилась нацистам – еврейские дети», – начал свой монолог Владимир Познер. Он говорил сдержанно, лаконично. Понимал, что картина давно минувших дней сама штрихами всплывет в воображении зрителя.

На дворе был 1938 год. Непростые времена, но мало кто тогда мог себе представить, в какой ужас превратится жизнь через считанные годы. Люди жили, мечтали, стремились к чему-то. Вот и чешский композитор Ганс Краса (еврей по национальности) специально для государственного детского конкурса написал оперу «Брундибар» («Шмель»). Трогательная сюжетная линия: брат с сестрой пытаются заработать деньги, чтобы купить своей больной маме молоко. Как и полагается в сказках, здесь представлено противостояние зла и добра – шарманщика Брундибара и детей. Преодолев все трудности, добро побеждает зло…

Жаль, что в жизни не все бывает как в добрых сказках. Вихрь истории подхватил судьбы тысяч людей, война все смешала, разрушила, поломала. Еврейских детей фашисты разместили в здании детдома. Там же оказался композитор Ганс Краса и художник-оформитель. Две скрипки, флейта, барабан, контрабас, пианино… Люди старались не падать духом. Даже в самые сложные времена творчество спасает души. Вот и наши герои принялись за постановку оперы. Ее премьера состоялась 23 сентября 1943 года…73 года тому назад.

Опера «Брундибар» на владикавказской сцене (фото из журнала "Республика Южная Осетия"
Опера «Брундибар» на владикавказской сцене (фото из журнала "Республика Южная Осетия"

Фашисты, увидев этот спектакль, быстро поняли, что он может стать удобным пропагандистским инструментом: заявить на весь мир, как хорошо они обращаются с евреями, какую свободу творчества им дают! Было 55 постановок. Убедиться в том, что этот спектакль – не хитрый ход фашистской пропаганды, а реальность, приехали представители международного Красного креста. И, несмотря на то, что к тому времени фашисты уже отправили в концлагерь Аушвиц часть детей из спектакля, дабы в помещениях, где они содержались, стало не так тесно, представители Красного креста не усмотрели нарушений и после спектакля довольные покинули здание детского дома. Они сообщили всему миру, что все хорошо…

Это была последняя постановка. После нее оставшиеся дети также были отправлены в Аушвиц, где умерли страшной смертью в газовых камерах, как и композитор Ганс Краса.

Чудом выжила лишь одна участница того спектакля. Она жива и по сей день. Владимир Познер не раз общался с ней, и каждый раз рассказ ее повергал его в ужас. «Вы знаете, меня поражает, как она рассказывает эту историю: очень спокойно, так буднично. Как вы бы сказали: я сегодня пошел в школу, там получил пятерку. Вот так буднично о таком ужасе! И от этого рассказ становится еще страшнее. Если бы она заламывала руки, плакала – но нет!» – подчеркнул Владимир Познер.

Увидев все ужасы войны в столь юном возрасте, по всей видимости, вся жизнь этой девушки в дальнейшем представлялась лишь нелепой постановкой, драмой, в которой такой страшной смертью могут погибать ни в чем не повинные дети… Годы идут, времена меняются, а драмы с участием детей повторяются вновь.

Бесланская школа №1 (фото из открытых источников)
Бесланская школа №1 (фото из открытых источников)

Владимир Познер провел параллель между трагедиями в Аушвице и Беслане. «Связь с Бесланом, на мой взгляд, очевидная: менталитет людей, которые так обращаются с детьми, совершенно одинаков! Не важно, как они себя называют: «повстанцами», террористами – не важно. У них одна голова: что у нацистов, что у террористов – у всех, которые могут вот так вот обращаться с детьми», – отметил телеведущий.

Он призвал старшие поколения доносить до младших эти истории. Это наше общее горе, общее прошлое. И эта постановка – хороший способ укоренить в умах подрастающего поколения понимание простой истины: человечество должно созидать, а не рушить.

После постановки оперы в 1943 году, «Брундибар» был забыт на несколько десятков лет. В 1975 году совершенно случайно обнаружили эту оперу, а после узнали и ее предысторию. Была премьера в США. Затем в Европе. И вот теперь – Осетия. В спектакле приняли участие воспитанники владикавказского колледжа искусств им. Гергиева, учащиеся музыкальной школы им. Чайковского и детской театральной студии «Золотой ключик» при государственном театре оперы и балета. На одной сцене с ними выступили артисты Мариинского театра. Режиссер-постановщик спектакля – народный художник России Мстислав Пентковский. Искренняя, талантливая игра детей вызвала шквал зрительских оваций.

Опера «Брундибар» – всемирный символ сопротивления нацизму, терроризму и насилию, как грустное напоминание подрастающим поколениям: такие трагедии не должны повториться.

Елена ГОБОЗОВА