Женщинами славится Россия.
Труд на благо Отечества, семья, домашнее хозяйство, забота о муже и близких, воспитание детей, общественные нагрузки – все это на хрупких женских плечах.
История знает немало славных имен великих тружениц, матерей, жен, муз. Среди них – Софья Андреевна Толстая (1844-1919), жена великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Ураган любви закружил в своем вихре 18-летнюю Соню Берс, когда 34-летний Лев Толстой, тогда уже известный писатель, делает ей предложение руки и сердца. Но их будущий супружеский союз, длившийся 48 лет, не был усыпан розами.
В день венчания после короткого свадебного ужина молодые уезжают из Москвы в имение мужа - Ясную Поляну.
И хотя медовый месяц был для них невероятно счастливой порой, Соня пережила немало горьких и тревожных мгновений. Например, чего стоили ей, неискушенной деве, дневники мужа, которые он дал ей прочитать о своих прежних любовных приключениях. Ее юную душу терзали сомнения об искренности к ней Левочкиных чувств.
Но это ей не помешало с первых дней заложить традиции семейной жизни и новый ритуал. Соня получила от мужа огромную связку ключей и право на управление его хозяйством. В действительности очень скоро усадьба стала преображаться: в доме воцарились чистота и порядок (она с ужасом узнала, что до женитьбы ее муж и братья спали на соломе и без простыней), похорошел и приусадебный парк.
Софья Андреевна стала матерью-героиней в самом полном смысле этого слова: она родила 13 детей, большинство из которых выкормила грудью, а также, имея диплом домашней учительницы, занималась их воспитанием и обучением, зачастую проводя бессонные ночи у постели больных малышей.
Повторявшиеся каждые 1-3 года с 1862 по 1888 гг. беременности уносили немало физических сил и здоровья. А сколько горя она пережила, когда ее пятеро детей умерли еще в младенчестве!
Сильный характер помог ей вынести все, но она не ограничивалась ролью домохозяйки. Имея хорошее образование, она постоянно занималась его совершенствованием: изучала музыку, живопись, пробовала себя в литературной работе.
Она стремилась к большему: к сотрудничеству с мужем, была ему слушательницей, советчицей, переписчицей, музой. Ей удавалось вдохновлять его: многих своих героинь он «списал» с нее. С годами ей открылась простая истина: семейное счастье достигается только незаурядной любовью.
Хотя частые конфликты и ссоры с мужем порой доводили ее не только до слез, но и до отчаяния.
Так, в канун рождения дочери Александры 17 июня 1884 г. после серьезной ссоры Левочка ушел. Софья догнала его, хотела узнать, куда он направился. «Может быть, в Америку и навсегда», - услышала он в ответ. А потом со слезами, но твердо добавил: «Не могу так больше жить дома». Софья умоляла мужа остаться, ведь ей скоро рожать, она это чувствовала. Левочка был непреклонен. У нее начинались схватки.
В 12 часов ночи Софья сидела на лавочке перед домом и громко плакала. В пятом часу утра домашние ей сообщили, что муж вернулся и остался спать внизу. Софья вскочила и пошла к нему, пыталась объясниться, но муж был глухим к ее словам. А в 7 часов утра она родила дочь.
В горькие минуты Софья Андреевна часто обращалась к своему дневнику (за жизнь их появилось несколько), безмолвному собеседнику, благодаря которому мы имеем более полное представление о ее жизни. Вот одна из ее записей.
«<…> Лев Николаевич встал и хотел сам ставить самовар для припарок; но нашел плиту еще довольно теплой, чтоб греть салфетки в духовом шкапу. Мне всегда смешно, когда он возьмется за какое практическое дело, как он его делает примитивно, наивно и неловко. Вчера испачкал все салфетки сажей, спалил себе бороду свечой, и когда я начала руками ее тушить — на меня же рассердился».
Тяжелый удар она получила, когда ее Левочка изменил свое мировоззрение, призывая отказаться от собственности и жить своим трудом. При всем уважении и любви к мужу она прежде всего беспокоилась о благополучии детей, и его идея оставить их без наследства приводила ее в ярость. Муж передал ей доверенность на право распоряжаться всеми его делами, имущественными и издательскими. Отныне немалые заботы об имениях, домах, издании книг стали еще одной ее обязанностью.
Когда пришло время старшую дочь Татьяну выводить в свет и посещать балы, а принято это было делать отцу, но Лев Николаевич в то время вел аскетический образ жизни в Ясной Поляне, а Софья Андреевна жила с детьми в Москве, поэтому эту роль пришлось взять на себя матери.
Все двери московского бомонда были открыты для них. Софья Андреевна не жалела денег на шикарные наряды, прически от лучших мастеров Москвы. Светские успехи, восхитительные взоры, шум, блеск вскружили голову и зарядили ее новой энергией и активностью. Она умудрялась посреди бала приезжать домой, спускала на пол бальное платье, кормила малыша грудью, снова спешно одевалась и неслась в карете на бал.
23 сентября 1887 г. супруги отмечали серебряную свадьбу. Принимая поздравления от близких и друзей со счастливым браком, Левочка поправил:
«Могло бы быть лучше».
Каким уколом в сердце Софьи Андреевны были эти слова. Вскоре она захворала и с ужасом поняла, что вновь беременна. Эта беременность закончилась рождением сына Вани, самого последнего и самого любимого ребенка в семье. Его смерть в 7-летнем возрасте стала последней каплей в многолетнем семейном разладе.
Семейная драма закончилась более, чем печально: 82-летний Л. Н. Толстой тайно уходит из дома и, заболевая в дороге, умирает.
К 100-летию смерти писателя Павел Басинский написал документальный роман «Бегство из рая».
Может, это действительно было бегство, а дом и семья были для Льва Николаевича раем? Вопрос к размышлению.
Чтобы великий Лев Толстой не предстал перед нами каким-то нравственным чудовищем, надо помнить о том, что гениев не судят по обыденным законам.
Софья Андреевна, зная о том, что ее роль в жизни Льва Толстого оценивалась неоднозначно, писала:
«…Пусть люди снисходительно отнесутся к той, которой, может быть, непосильно было с юных лет нести на слабых плечах высокое назначение — быть женой гения и великого человека».
Источник: Никитина Нина Алексеевна. Софья Толстая / Нина Никитина ; [гл. ред. А. В. Петров]. – Москва : Молодая гвардия, 2010. – 258, [3] с., [16] л. ил., портр., факс. ; 21 см. . – (Жизнь замечательных людей)