Найти в Дзене
Будем

Американец: у вас что, правда были такие люди?

От кого Тэйлор услышал словечко "фарцовщики", я спрашивать не стал, так как мне оно просто не нравится. Ни по звучанию, ни по смыслу. Вспоминаю ушлых молодых людей, поглядывающих свысока на остальных лишь потому, что они модно одевались, знали что где купить и кому перепродать. При этом чувствовалось в их поведении что-то неуловимо вороватое. Какая-то постоянная готовность завернуть за угол, даже на абсолютно прямой улице, и смыться. - Почему в СССР это было возможно? - спросил Тэйлор. - Ведь ваша экономика все планировала наперед и производственный комплекс Советского Союза был мощным, способным обеспечить любые нужды. - Экономика и планирование, это слишком сложная тема для меня, Тэйлор. Я могу лишь сказать, что в существовании черного рынка у нас, отчасти были виноваты те, кто устанавливал цены на товары. Ну, то есть как, виноваты... Цены на многие вещи и продукты были невысокими. Иногда слишком низкими за что-то, что было хорошего качества, выпускалось в не очень больших о

От кого Тэйлор услышал словечко "фарцовщики", я спрашивать не стал, так как мне оно просто не нравится. Ни по звучанию, ни по смыслу. Вспоминаю ушлых молодых людей, поглядывающих свысока на остальных лишь потому, что они модно одевались, знали что где купить и кому перепродать.

При этом чувствовалось в их поведении что-то неуловимо вороватое. Какая-то постоянная готовность завернуть за угол, даже на абсолютно прямой улице, и смыться.

- Почему в СССР это было возможно? - спросил Тэйлор. - Ведь ваша экономика все планировала наперед и производственный комплекс Советского Союза был мощным, способным обеспечить любые нужды.

Что угодно-с?
Что угодно-с?

- Экономика и планирование, это слишком сложная тема для меня, Тэйлор. Я могу лишь сказать, что в существовании черного рынка у нас, отчасти были виноваты те, кто устанавливал цены на товары. Ну, то есть как, виноваты... Цены на многие вещи и продукты были невысокими. Иногда слишком низкими за что-то, что было хорошего качества, выпускалось в не очень больших объемах и пользовалось большим спросом. В результате, люди, связанные с советской индустрией продаж могли легко покупать эти товары по официальной цене и перепродавать ее с прибылью.

Этот сегмент черного рынка не был насущно необходим населению, в отличие от, например, черного рынка продуктов во время войны. Но вот проблемы он создавал. Кто-то наживался на совсем уж нетрудовых доходах, решал бытовые вопросы, устраивал детей в престижные учебные заведения, что-то получал... за счет других. Партия и правительство, по ряду причин, не решали проблему, и она начала гноиться.

Также, были и те, кто продавал иностранные товары, от пластиковых пакетов и жевательной резинки, до одежды и пластинок рок-групп. Вот их и называли фарцовщиками. Эти товары были очень важны для тех, кто хотел похвастаться, как-то выделиться или не жалел 20-50 рублей на альбом любимой группы. Но и тут нельзя сказать, что большинству граждан все это было как-то жизненно необходимо.

И еще были те, кто незаконно производил и продавал товары внутри страны. Советские люди были в состоянии заплатить за большее количество товаров, чем то, к которому они имели официальный доступ. Нелегальные производители-"цеховики" восполняли этот пробел. Работали подпольные мастерские, использовались также государственные заводы. Реализовывались различные схемы, чтобы наладить производство и получить ресурсы. Успешные цеховики купались в деньгах. Нет тебе ни налогов, ни контроля качества. Проблемы решались взятками, в том числе, на очень высоком партийном уровне...

Опять же, сказать об этом сегменте, что он был жизненно необходим Советскому Союзу нельзя. В конце-концов это было нелегальным производством! Но да, спрос на все это был, поэтому и существовали все эти три сегмента. Иностранные товары были сильно переоценены, нелегальные товары были нестабильного качества, ну а перепроданные легальные товары часто просто раздражали. При этом, являясь следствием проблем советской экономики, они никак не помогали их решать, несмотря на огромный суммарный оборот теневого бизнеса.

-2

А у вас в США, после знаменитых бутлегеров, осталось еще что-то, что связано с теневым рынком?

- О да, конечно! Помимо наркоты и стероидов, есть подпольный рынок антиквариата, но это очень нишевый бизнес... А, вот, еще сигареты. Например, в Северной Каролине пачка стоит 4-5 долларов, а в Нью-Йорке она в официальной продаже идет по 14-16. Поэтому, если у кого-то есть желание заработать пару тысяч баксов, они могут это сделать таким образом.

Но, как и в случае СССР, для нашей экономики все это не является чем-то архиважным. Национальный долг это уж точно никак не уменьшит, ха-ха!

Большое спасибо за прочтение