Меня часто спрашивают, какой велосипед купить. Шутка, я начинаю этот разговор сам.
Гравийные велосипеды на такой вершине хайпа, что сам термин уже поднадоел. Идейно это велосипед для плохих дорог, и звезды сошлись на мнении, что это еще и лучший претендент на звание универсального велосипеда, которых, строго говоря, конечно, не бывает. Мтбшный хардтейл менее накатист, да и видом не так хорош (просто примите).
На самом деле, выбор типа коня зависит от стиля езды: хочешь катать дороги/оффроад около 70/30, тогда читай внимательно, подберем тебе аппарат. Здесь оценим рынок начальных гравийников доступных из России до 1000 евро. Да, именно с таких цен начинается данный класс велосипедов, такая точка входа, в такое время живем. Если ты новичок, то покупать что-то еще дороже - не всегда рациональное решение, возможно, полезнее будет приездиться на чем-то попроще, оценить свои предпочтения и уже затем с ясной концепцией в голове подобрать пушку. Если карман совсем жмет, но хочется катить быстро - лучше смотреть на какой-нибудь синглспид, там ценник от 10-20к, аля российский bearbike.
Где искать
Важно отметить, что поиск конкретного предложения - отдельный большой разговор. В рамках этой статьи поговорим только о новых велосипедах. Есть б/у рынок, но туда лучше не соваться без опыта (или хотя бы без шаристого друга), как и в сборку аппарата по компонентам, ибо стандартов деталек много, и они несовместимы друг с другом чаще, чем хотелось бы. А про ХВЗ деда из чулана лучше забыть сразу - тот никогда не поедет нормально.
Увы, в России даже в Москве бывает затруднительно найти хорошее магазинное предложение. Опытный юзер в погоне за дримбилдом может просить оф дилера привезти ему что-то на заказ или писать английский имейл напрямую изготовителям с просьбой продать заветный заказ через пейпал и выслать в РФ. Интересным вариантом могут быть европейские дискаунтеры, например, немецкие братишки:
- bike-discount.com
- bike-components.com
- bike24.com
Вот только они не доставляют велосы в сборе в РФ, только компоненты :((( В таком случае можно пользоваться услугами сторонних сервисов аля Бандеролька или же смотреть варианты на прочих европейцах:
- chainreactioncycles.com (чайник)/ wiggle.com
- bikeinn.com
Тут есть вкусненькие предложения и доставка в РФ, только надо помнить, что она недешевая, а еще плюсом будет свеженький налог на доставку свыше 200 евро, так что вопрос: стоит ли оно того - как никогда ранее неочевиден. Так что для максимизации выгоды от покупки следует проделать определенный ресёрч.
Кстати на алиэкспрессе готовых гревел сетапов (пока) нет.
В Мск и СПб есть увлеченные офлайн магазины, но чем больше вглубь страны - тем больше единственной точкой притяжения будет оставаться Триал-Спорт, о котором чуть позже. Отмечу, что товар, который мы рассматриваем, очень сезонный, и цены в марте и октябре могут отличаться до полутора раз (на какую-нибудь последнюю неходовую ростовку), когда магазин освобождает полки (часто) под горнолыжное барахло на зиму и освобождает склад к новому сезону. Еще многие сайты грешат засилием старых предложений не в наличие с неактуальными ценами, что сбивает с толку, особенно, учитывая, что с каждым годом повозки бывает частично меняют навесное оборудование, а также, естественно, дорожают, спасибо рублю, бл%дь.
Как выбирать
Изначально тебе может быть сложно понять, на что смотреть, поэтому очертим контур. Также условимся, что не знаем, что такое геометрия рамы и как она влияет на ходовые характеристики (chainstay, trail, wheelbase и проч.), не смотрим на вес велосипеда, не знаем разницы между сумками и пенниерсами, а также примем случайной величиной расположение и количество дырок с болтиками на раме бонок, ибо все равно до конца не представляем, как ими пользоваться
Что хотим увидеть:
То, что у производителей на оф сайте обычно идет в разделе gravel/adventure bike. Ищем 28" колеса; руль-баран; дисковые тормоза; зазоры в раме для резины от 35мм, шире - лучше, Уже - ужЕ будет ближе к циклокроссу; предпочтительнее хром-молибденовая стальная рама (ибо алю рама и алю вилка считается некруто, а алю рама и карбон вилка - чаще уже чуть другая ценовая категория).
С чем, скорее всего, не повезет:
зазоры под покрышки шире 700х41 мм; удобное седло; модная система 1х (с одной ведущей звездой); хорошие педали (как и с любым новым велом, если что. Некоторые могут вообще ими не комплектоваться - кошмар!); готовые под бескамерку покрышки+обода; много промподшипников в узлах; коническая/интегрированная рулевая колонка; внутренняя проводка тросов; гидравлические тормоза; хоть какой-то карбон; втулки на осях; каретка на выносных подшипниках.
И правило раз - искать только свою ростовку. Безальтернативно.
Варианты
На объективность не претендую. Покажу, что нашел в бюджетных предложениях линеек разных производителей. Кандидатов разложу по прогрессивной шкале ценника. Там, где тяжко было найти рублёвое предложение, приведу рекомендованную цену изготовителя в этих европейских деньгах. Для каждого вельчика, кстати, часто есть пара варианта цветов (ння).
Свеженький шульц - новинка этого года от питерского бренда, который уже давно любят за городские велосипеды, вот-вот должен появиться в продаже. Очень вкусненький за такую цену, имеет дырочки для всех основных приблуд (3 пары под бутылки, а еще под оба багажника, а еще под брызговики и даже тройной дуплет на вилке под эникейдж). Главная фишка - уход от очевидного шоссейного групсета shimano claris 2x8 на перекидки microshift и индексные переключалки в концовиках руля. Решение удешевило сетап, но система сама по себе надежная и годами применяется в породистых турингах, вообще незазорная, а даже интересная. И у чуваков с тусовки лишний повод подойти к тебе заобщаться.
Второй соотечественник: Format. На сайте написано, что имеет аж промподшипники в колесах, 40ю резину и тормоза trp spyre, что очень достойно, будто особо и не экономили. Приятный гравийно-туринговый аппарат. Еще не доперли, что передние багажники моднее, но прощаю.
Маринчик стал уже классикой входа в гревел за последние годы, эта энтри-левел модель выпускается давно и относительно легка для поиска в продаже. Комплектуха максимально средняя, ничего особо про нее не скажешь. Для богатых есть проапгрейженные версии типа nicasio+ на жирненьких катках 650b с коричневой стенкой, а коричневая стенка - это всегда стиль.
Из выделяющего его в лучшую сторону имеет пожалуй лишь "более эффективную" каретку на выносных подшипниках (система с интегрированной осью).
Укушенная пчелой рулевая и пнутые верхние перья на достаточно рациональной навеске.
Неплохой боец, которого выгодно отличают добротные покрышки hutchinson 38mm и обода wtb. И те, и другие в стоке готовы под бескамерку. Если приглядеться, имеет даже приятную графику на внутренней части вилки (на этом фото не увидишь). Увы, не имеет дилеров в России.
Что может предложить вездесущая тайваньская мерида? Смелого вида геометрию (первый в нашем чарте алюминиевый фрейм с карбоновой вилкой) коническую рулевую и колеса на осях - весьма жирный комплект. Да и найдется пощупать, вероятно, в магазине любого крупного города. Уже появляется карбоновая вилка и sora вместо claris'a, добавляя на заднем колесе дополнительную звездочку. Такая роскошь, п ч мы приближаемся к 1000 евро. И почему я думаю о консервном ноже когда смотрю на эту мериду?
Братья-славяне также очень хорошо смогли в гревел за рекордные пару лет. А блогер Ляпота прайд облизывает не первый год на своем ютуб-канале. Есть за что: желанные добротные trp spyre, бонки, sora, бонки, мтбшная задняя перекидка (позволила впихнуть кассету чуть побольше для лучших - более низких - передаточных чисел, ибо гревелы не ездят 60км/ч как шоссейники), бонки, промподшипники, оси, каретка на выносных, обода под бескамерку - просто не зассал и поехал, даже апгрейдить с ходу не надо. Слава Украiнi.
Не очень понятно, где его купить, но по информации RRP на оф сайте, он имеет право быть в нашем списке, так что добавлю для полноты картины. Все довольно добротно: алю рама, карбон вилка, оси, тюблесс реди, 40е покрышки. Смущает, что намешали сюда каретку под квадрат и пускают пыль в лицо задней перекидкой sora, хотя все остальное claris, наперсточники, меня не проведешь.
Триал-Спорт
Отдельной вкладкой можно описать предложения Триал-Спорта. Повторюсь, для маленьких городов часто это единственная возможность без лишнего геморроя взять себе нормальный велосипед, благо, выбор есть аж из трех. Помните, что в триал вашего города легко можно заказать товар из любого другого триала, заплатив за доставку ПЭКом, часто она обойдется в пару тысяч рублей, зато привезут очень заманчивое скидочное предложение из какой-нибудь Перди. Да, и если видите "цена по карте триал-спорт", не беспокойтесь - ее дарят всем в магазине при первой просьбе. Господа имеют своеобразное ценообразование, когда два одинаковых велосипеда порой имеют разницу 30% в цене, п ч год выпуска отличается на один, так что можно вполне найти алмаз.
Традиционно народная марка надоевшего треугольника под седлом представляет вашему вниманию алю+алю фреймсет на вполне подходящих под уровень компонентах, плюсом даже на промподшипниках и тюблесс ободах, нигде вроде подло не сэкономили. И даже какие-то туклипсы в комплекте ну так чисто на попробовать, пока не захочешь контакты.
Комплектуха по факту близкого уровня с предыдущей повозкой. Но очень рекомендую подкопить еще тысяц 10 на модель renegade s4, которая уже комплектуется карбовилкой и (с 2020го) новеньким гравийным приводом shimano grx 2x10, оно того стоит.
И последний из трех богатырей - монгусь - радует аж 47ыми покрышками, системой на выносных, красивой байкпакинговой сумкой-селедкой в стоке, тюблесс реди, sora 2x9, карбовилка. Не хватает лишь осей и промвтулок,
Декатлон
А че там у Деки?
Декатлон - это всегда немножко оффтоп, порабощающий мир. Тут из коробки получаем точную копию specialized diverge почти все, о чем просили, НО зазоры под покрышки "до 36мм" - провал, хотя надо понимать, что это аллроад, а не гревел.
Есть инфа, что французы уже тестируют свой настоящий адвенчур байк - touring 920, который норовит порвать рынок в этом году. И снова главный вопрос - привезут ли в РФ?
Итог
Мой персональный любимчик в категории бич - шульц, в категории "пооткладывал год с обедов" - прайд.
А здесь пишу о том, что лучше повесить на новый байк: велоштаны, сумки или пенниерсы (в русском языке нет адекватного аналога, поэтому называем так).