Прикоснуться к памяти
В рассказе использованы данные из
Книги-фотоальбома Великая Отечественная
1941-1945
Авторы текста:
В.И.Чуйков,
Дважды Герой СССР, Маршал СССР;
В.С.Рябов
Генерал Лейтенант.
Благодарность за материалы
А.Сидорчику
Здесь я живу
И здесь мой дом родной
Пятиэтажная сталинка в центре Балашихи Московской области, из окон которой открывается прекрасный вид на православный Храм Александра Невского и на широкую отремонтированную аллею с фонтаном, что находится на пересечении улиц Ленина и Флерова.
На торце этого жилого дома более чем скромная доска памяти, где указано: «В этом доме жил командир первой отдельной батареи гвардейских минометов Герой Российской Федерации Иван Андреевич Флеров. Погиб 06 октября 1941 года.»
Так что же такое совершил гвардии капитан Иван Андреевич Флёров, погибший в ночь на 07 октября 1941 года у деревни Богатырь Угранского района Смоленской области, что только в 1995 году его подвиг был оценен соответственно и ему было присвоено звание Героя Российской Федерации?
На дату начала войны Иван Андреевич Флеров был слушателем Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского.
Научно-исследовательский реактивный институт, который располагался в Москве, на тот момент имел 7 (семь) пусковых установок и около 3000 (трех тысяч) ракет, изготовленных для проведения полигонных и войсковых испытаний нового вида оружия – реактивной артиллерии, которые и были переданы Первой батарее для проведения испытаний непосредственно в боевой обстановке на Западном фронте.
28 июня 1941 года командующий войсками Московского военного округа подписал приказ о формировании Первой отдельной экспериментальной батареи Резерва Верховного Командования.
В батарею были включены 7 БМ-13, собранные к этому моменту, одна 152-миллиметровая гаубица, предназначавшаяся для пристрелки целей, а также грузовики для перевозки снарядов.
Командиром батареи был назначен 36-летний капитан Иван Андреевич Флёров, участник советско-финской войны, отличившийся при прорыве «линии Маннергейма».
В командный состав батареи было включено несколько слушателей Артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского, а остальные сержанты и солдаты были подобраны из числа артиллеристов.
Подбор кадров в батарею осуществлялся очень строго и принципиально: в основном брали специалистов, которые состояли в партии и зарекомендовавших себя комсомольцев.
Так родилась первая в Союзе батарея реактивной артиллерии БМ-13, ставшая впоследствии легендарной Катюшей, командование которой было возложено на гвардии капитана Ивана Андреевича Флёрова.
Формирование батареи было закончено в кратчайшие сроки.
Уже 03 июля 1941 года батарея капитана Флёрова, личный состав которой составлял 198 человек, с соблюдением мер секретности выдвинулась из Москвы по Можайскому шоссе. Целью был район белорусской Орши, где батарея должна была поступить в распоряжение Западного фронта.
О появлении на фронте новых образцов вооружения не знали ни немцы, ни советские солдаты. Поэтому первое боевое применение БМ-13 вызвало шок по обе стороны фронта.
13 июля 1941 года фашисты заняли Оршу, крупный и важнейший железнодорожный узел на западном стратегическом направлении.
Фашисты вели себя нагло и самоуверенно: уже к утру следующего дня станция была заполнена вражескими эшелонами с войсками, техникой, горючим.
14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут прогрохотал первый в истории войн залп ракетного оружия.
На железнодорожный узел за 20 секунд было выпущено более сотни боевых ракет 132–мм калибра. Это был огненный смерч, он сжигал и сметал на своем пути всё. А потом взрывы вагонов с боеприпасами и цистерн с горючим завершили разгром.
Вот какие записи появились в журнале боевых действий батареи:
«14.07.1941 г. 15 часов 15 минут. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня».
Буквально через час, после атаки на железнодорожный узел И.А. Флёров запишет в журнале следующее:
«14.07.1941 г. 16 часов 45 минут. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениям в плен...»
Первый опыт показал — БМ-13 могут быть чрезвычайно эффективным оружием, которое не только наносит материальный урон врагу, но и подавляет его психику. Правда, и советским солдатам поначалу пришлось привыкать к характерному завыванию снарядов.