«Время великого поста – время обновления, очищения и, самое главное, время подготовки к принятию Божественной исцеляющей Благодати.
Но главное Господь говорит нам, что Он есть единственные врата в царство чистоты и света. Только обратившись к Нему, только в молитве найдя силу Его Благодати, мы можем с вами ожить, преобразиться, стать иными.
Время Великого поста специально дается Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече пасхальных дней.
Великим постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить пробелы в нашей духовной жизни, которая так пострадала от жизненных неурядиц, рассеянности, лености и прочего».
Отрывок из лекции протоиерея А. Меня
«Каждый день Великого поста, кроме субботы и воскресенья, читается молитва: Господи Владыко живота моего. Молитва эта написана по преданию в IV веке в Сирии, сирийским подвижником Map Афремом, или, как мы привыкли его называть, Ефремом Сирином, Ефремом сирианином. Это был знаменитый сирийский монах, поэт, богослов, писатель, один из славных сынов сирийской церкви, вошедший в мировую литературу как знаменитый писатель. И ему принадлежит краткая замечательная молитва. О ней писал Пушкин, как вы помните:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Слова молитвы, довольно точно переданные стихами Александра Сергеевича, в переводе с сирийского звучат так на церковнославянском: Господи и Владыко живота моего, то есть властелин моей жизни, Тот, Кто дал мне жизнь, Тот, Кто является центром и средоточием моей жизни. Не дай мне дух праздности, то есть лености, которая, по старинной пословице, мать всех пороков. Невинная вроде вещь леность, но она порождает очень много темного и черного.
Христианство - радостное учение, радостное, и тот, кто унывает, тот от него отходит. Преподобный Серафим Саровский, великий русский святой начала XIX века, говорил: «Нет нам дороги унывать, ибо Христос всех спас».
И вспоминается стихотворение Тютчева о хаосе, который шевелится под наброшенным над ним слегка поверхностным покровом, золотым, дневным, ночное, страшное. Ведь если бы не было тверди небесной, голубой, которая прикрывает нашу землю и которую мы все время дырявим, если бы ее не было, мы жили бы под черным небом, на котором сверкали бы грозно звезды, и на нас обрушивались бы бесчисленные потоки убивающей энергии.
Мы бы не жили, мы бы чувствовали себя как брошенные в черную пустоту. Эта твердь нас ограждает. И не только в физическом, но и в духовном смысле. Но есть гигантский космос, гигантское таинственное бытие. И вот над маленьким островом земли, освещенной небольшим заревом, в гигантском пространстве черного неба парит Крест с распятым на нем Христом. Лица Его не видно. Крест как бы осеняет эту землю, ограждает ее, он как бы служит связью между непостижимым, грозным, между молчащими безднами космоса и непостижимостью абсолюта, и нашей маленькой землей, и нашей быстротечной жизнью. Он страдает, потому что Он приблизился сюда, но Он же ограждает нас, подобно голубой тверди небесной, ограждает нас от убивающей тьмы.
В этом тайна Креста, и она снова становится перед нами во весь рост, когда мы приближаемся к Страстной неделе, когда звучат Его слова, сказанные в последний раз на земле, когда мы снова видим Его рядом с нами, принявшего на Себя всю горечь мира, все страдание, все несовершенство мира для того, чтобы мы поднялись в небо, чтобы мы не остались в тисках этой тошноты, а получили бы духовный заряд, который сделал бы нашу жизнь полнокровной, полноценной, светлой, побеждающей и бессмертной»
Лекция была прочитана 1 апреля 1989 г. в Клубе Красная Пресня