Найти тему
Шахтёр

Однажды я отказался от приглашения на чай

Вот и наступила снова весна. Хотя четыре десятка лет назад в это самое время в Кузбассе по календарю значилась весна, а по факту ещё была зима. В прямом смысле сегодняшняя история не связана с угледобывающей профессией, лишь очень-очень отдалённо касается шахтёрской тематики.

Молодым парнем шоферил я тогда на 12-тонном самосвале КрАЗ-256Б по вывозу шахтовой породы на отвал. Бывало, что всю смену челноком мотаешься от шахты на отвал и обратно, загрузился породой под бункером – и снова в путь. А бывало и наоборот – сделаешь две-три ходки за смену, а остальное время стоишь без дела, если калым случайно не подвернулся.

Однажды послали на одну из шахт нашего района три КрАЗа. Рельеф у нас холмистый, расстояние до отвала составляло около восьми км, причём вторая половина пути была всё время вверх. Гружёная породой машина поднималась медленно, на более крутых подъёмах с третьей передачи приходилось переходить на вторую. Зато обратно ехали как а-ля шумахеры – пятая передача, газ в пол и стрелка на спидометре под сотню (если машина новая; старые самосвалы выше восьмидесяти не разгоняли).

Сделали каждый по ходке, нам диспетчер говорит, что в шахте что-то навернулось и породы будет мало, сидите пока в дежурке – ждите. Сидим, ждём. Позвонили, одна машина уехала под бункер за породой, остальные дальше сидят. От нечего делать с позволения диспетчера сгоняли на угольный склад – может, кому уголёк нужно привезти. Ан, нет – как назло сегодня нет никого с калымом. А на улице морозец градусов 20. Может, оттого и нет никого, что холодно. Вернулись в дежурку, к этому времени уже приехал с отвала наш коллега.

Мало-помалу бункер вновь наполнился породой и по очереди поехал я отвозить груз на отвал. В кабине тепло, даже слишком – печка работала превосходно. Ярко светит солнце (хотя и не греет), пешеходы закутались в меховые шубы. Поездка ничем не примечательная, коих было великое множество – не спеша вверх гружёный на отвал, обратно вниз порожняком с «ветерком». До дежурки оставалось ехать ещё с километр и нужно было с центральной трассы круто сворачивать на примыкающую дорогу. Скорость снижаю до минималки – что ни говори, а КрАЗ всё-таки не очень поворотливая машина и эту особенность длиннокапотного автомобиля приходилось учитывать. И как раз напротив перекрёстка располагалась автобусная остановка. Поразило то, что народу было много. Значит, автобуса долго нет, хотя тут проходят многие маршруты. Среди ожидающих замечаю свою бывшую одноклассницу – стоит, мёрзнет. Останавливаюсь, открываю дверь кабины и кричу ей, что я сейчас за ней подъеду и отвезу домой. Она кивает головой, я по газам и быстрее в дежурку. Дежурный мне:

– Породы нет, сиди.

Сидеть мне некогда. Объяснил ситуацию, тот махнул рукой:

– Езжай.

Пока ездил в дежурку и обратно, проехал автобус и забрал всех пассажиров. На остановке осталась стоять только моя одноклассница – не уехала, замёрзла, но ждала! Помог забраться ей в кабину и поехали типа а-ля бесплатное такси к порогу дома. За оживлённым разговором дорога оказалась совсем не длинной. Девчонка согрелась, скинула с рук вязаные варежки. Вспоминали наши школьные годы, одноклассников, учителей; в старших классах много проказничали, регулярно устраивали в школе вечерние балы (как мы их называли), к праздникам оформляли классный кабинет.

Фото: Александр Наумов. Современный пейзаж жилого района, на заднем плане – частный сектор. По логу между двух холмов и проходила та самая улица, где жила одноклассница.
Фото: Александр Наумов. Современный пейзаж жилого района, на заднем плане – частный сектор. По логу между двух холмов и проходила та самая улица, где жила одноклассница.

Жила моя одноклассница-пассажирка в частном секторе на окраине города, причём дом находился в самом-самом конце улице где-то на возвышенности холма. Из-за узкой дороги подниматься придётся медленно. На всякий случай уточняю – есть ли там наверху место для разворота. Получаю утвердительный ответ – да, есть. Ну и отлично! Главное, чтобы сверху навстречу никто не спускался, а иначе не разъедемся.

Без приключений поднялись к дому. Действительно, напротив раскинулась широкая поляна, вполне достаточная для разворота. Хотя поляна и была заснеженная, развернулся без проблем. Останавливаюсь около ворот дома и, прежде чем попрощаться, у нас произошёл короткий диалог, который слово в слово я запомнил на всю жизнь. Собираясь выходить из машины, одноклассница спросила:

– У тебя есть время?

Поднимаю левую руку с наручными часами на запястье:

– Да. Время двенадцать часов.

Она возразила:

– Да не эти. Свободное время у тебя есть? Я с утра пончиков напекла, пойдём в гости, чаю попьём.

И тут меня что-то переклинило, когда в голове одни слова, а с языка слетают совершенно другие:

– Меня ребята на полчаса отпустили. Если пойдёт порода, им придётся за меня ходки лишние делать.

На её губах скользнула грустная улыбка:

– Ладно, – и вышла из машины.

У ворот одноклассница помахала рукой и направилась по тропинке к дому. Я поехал вниз. И чем дальше отъезжал от дома, тем громче и громче ругал себя за отклонённое приглашение. И как назло, в кабине она ничего не забыла, а то была бы веская причина вернуться. А так... чаю не попивши придётся ехать на шахту.

Подъезжаю к дежурке, оба КрАЗа коллег стоят без дела. Паркуюсь рядом, захожу в помещение. Коллеги с недоумением спрашивают:

– Ты чё так рано?

Дежурный, сдвинув на лоб очки, уточняет:

– Я тебя ранее чем через два часа и не ждал – работы-то всё равно нет. Они, – показывает на водителей, – за твоё отсутствие ни одной ходки не сделали. Так что рано ты приехал.

Настроение совсем испортилось. Надо же было такой случай проворонить!

Пожав плечами, молча сажусь за стол. Теперь я себя в глубине души не просто ругал, а крыл трёхэтажным матом за упущенный случай. До конца смены породы больше не было и мы полсмены простояли. По иронии судьбы с одноклассницей мы больше не виделись и та случайная встреча у нас была последней...

-3