Слоган фильма - «Сказка становится реальностью».
Приветствую дорогой читатель. Это мой пересказ сюжета и вдумчивый анализ причинно-следственных связей. Приятного прочтения.
Фильм начинается с того, как из небольшого двухэтажного домика выходит отец, садится в свой Пикап и едет на работу. За ним наблюдает Джесс Ааронс 13 лет. После того, как Пикап отца скрывается за углом сарая, Джесс выбегает из дома под музыку на пробежку, а фоном начинаются красиво нарисованные титры, что настраивает нас на сказку и сказочность. Но не спеши радоваться дорогой зритель, тк красивые титры и весьма скудная компьютерная графика продолжительностью пять минут на весь фильм - это все, что есть в этом фильме сказочного и прекрасного. В остальном это жесткая драма с элементами триллера и психологического насилия. Я бы не стал показывать такое детям, но это лишь мое мнение
Итак - отправляемся в мир Нарн... - то есть в мир Терабитии!
Из Википедии:
В фильме рассказывается история Джесса Ааронса и Лесли Бёрк, десятилетних детей, которые создают сказочный мир Терабитию и проводят там свободное время в заброшенном доме на дереве.
Сценарист Дэвид Патерсон — сын Кэтрин Патерсон, и повесть основана на реальных событиях из его детства.
Казалось бы, что в этом странного, ведь практически все Голливудские фильмы примерно также начинаются. Но не все так просто. Я постараюсь обратить пристальное внимание на все странности, которые есть в этом фильме, на мой взгляд.
После пробежки Джесс заботливо подклеивает малярный скотч на свои изорванные кеды, в которых он каждое утро бегает. Бег - очень важен для Джесси. Весь потный, Джесс сразу же садится за стол, где завтракают его сестры. Это очень важная деталь. В семье - семь человек (семь я получается), из которых только двое - мужчины, из которых только один - кормилец. Отец постоянно пропадает на работе, обеспечивая семью едой и деньгами. У семьи Джесси каждая копейка на счету. И вот за столом собрались одни женщины - старшие и младшие сестры. Неудивительно что Джесси - замкнутый подросток. Мать занята дочерьми, а мальчишкой заниматься некому, тк отец зарабатывает деньги. Позавтракав, Джесси собирается в школу и не может найти свои кеды. Мама сообщает, что выкинула их, а сын не будет ходить в школу, как оборванец. Вместо старых, порванных кед, мама предлагает одеть розовые кеды сестры.
В этот момент врывается отец, который что-то забыл дома. Джесси жалуется на девчачьи кеды, отец предлагает купить новые. Но мама отводит отца в сторону и сообщает, что деньги уже потрачены. Отец сообщает сыну, что кеды будут, но позже. Казалось бы - отличный способ подбодрить сына. Но про обещание отца можно забыть, тк сюжетная линия кед больше не всплывет в этом фильме. Вся семья очень жестко общается с Джесси - старшие сестры постоянно задевают его, мама разговаривает сухо и грубо, отец - держится на расстоянии, хотя постоянно целует младшую и средних дочерей. Джесси закрашивает черным маркером розовые полосы на кедах, что еще сильней бросается в глаза. После чего Джесси идет чинить поливочный кран в теплице, но что-то идет не так и Джесси мокрый с ног до головы. В таком виде Джесси садится в школьный автобус. В школьном автобусе сразу же проявляется антагонист фильма - Дженнис с восьмого класса. Дженнис терроризирует всех в автобусе и в школе. Дженнис забирает у школьницы завтрак и швыряет бутерброд с джемом в спину Джесси.
Далее нам показывают краткое общение Джесси с младшей сестрой, которая едет в этом же автобусе. В бессильной злобе Джесси прогоняет свою сестру. На уроке Джесси рисует уродливую учительницу, которую за глаза прозвали "болтливый рот". Здесь стоит обратить внимание на то, что Джесси рисует в своем альбоме все, что его касается. Далее этот альбом поможет понять, что происходит в фильме. За Джесси сидит еще один антагонист, как в дальнейшем окажется, это коллективный антагонист. Скотт Хоугар и Гарри Хаучер - одноклассники Джесси, которые постоянно задирают его. И совершенно не удивительно, тк Джесси - замкнутый ребенок. Скотт задирает Джесси и учительница высказывает свое недовольство семьей Джесси, сестер которого она тоже обучала. Скотт увидев розовые кеды, продолжает задирать Джесси, но в этот момент входит она...
Новая ученица - Лесли Бёрк, возможно самая красивая девочка в школе, но ее сразу же делают "белой вороной". Хотя Лесли одевается очень стильно и может дать фору местным хулиганкам из банды Дженнис (это которая антагонист). На перемене Лесли собирается зайти в уличный туалет, но Дженнис стоит на входе, как вышибала и требует доллар. Лесли совершенно не боится восьмиклассницу и прокатывается по внешнему виду Дженнис, как асфальтоукладчик - называет ее Троллем. Но все равно остается изгоем и конечно же Лесли ни в какую банду не принимают. А тем временем на футбольном поле возле школы готовится показательный забег между одноклассниками. Каждый класс готовится показать свой результат. Но почему-то забег только для мальчиков, хотя странно, чтоб в Америке мальчики могли соревноваться между собой...
Ан нет, все в порядке, девочки тоже допускаются, если конечно девочки сами захотят. Забег начался, мальчишки бегут ноздря в ноздрю, выкладываются изо всех сил... И конечно же на последних метрах всех побеждает Лесли, хотя Джесси готовился на протяжении всех титров. Не всем везет парнишка. Сразу после победы к Джесси подходит Лесли, чтобы познакомиться и протягивает руку, но Джесси просто уходит. Что тут скажешь - замкнутый малый.
Школьный автобус привозит Джесси и младшую сестру к дому, но в след за Джесси и сестрой из автобуса выходит Лесли. Оказывается Лесли живет напротив Джесси. Младшая сестра спрашивает у Лесли, есть ли у нее Барби? Лесли отвечает что есть несколько, на что сестра отвечает, что у нее тоже есть одна... С половиной!
Здесь нужно остановиться подробней.
Маленькая сестра рассказывает Лесли про то, как поломалась ее Барби - наполовину умерла после СУПЕРЭКСТРИМА. «Что за суперэкстрим такой?» — спрашивает Лесли. Сестра рассказывает про то, как спускает Барби в унитаз, выбрасывает в окно, калечит итд... Что происходит с ребенком, если она играет в такие игры?
На этот вопрос скоро найдем ответ. Немного терпения.
Ребята прощаются и тут к ним на встречу выходит Отец Лесли. С виду умный и добрый. Отец предлагает Лесли съездить за продуктами и Лесли с радостью соглашается. На контрасте зритель переносится в дом Джесси. Кричащий ребенок на руках у мамы, которая спорит со старшими дочерьми, чья очередь сегодня присматривать за малышкой. Громко орет телевизор, Джесси бежит в свою комнату, чтобы уединиться и начать рисовать.
Но открыв свой альбом для рисования, Джесси обнаруживает каракули младшей сестры. Джесси ругает младшую сестру, на что немедленно реагирует вошедший отец. На вопрос: «Что случилось?» - Джесс сообщает о порче альбома. Отец игнорирует порчу альбома и спрашивает: «Как прошел забег?». Младшая сестра рассказывает о том, что всех мальчишек в классе победила новая соседка - Лесли. Отец недовольно выходит из комнаты.
Отец играет важную роль в воспитании сына. Джесси с робостью смотрит на отца, который нежен с младшей дочерью, но очень строг с сыном. Отец уделяет много времени младшей дочери, но совершенно не замечает Джесси. Понимая это, можно начинать собирать факты. Все остальные события будут базироваться на этих фактах. Итак.
- Джесси очень хочет, чтобы его признал отец.
- Джесси рисует все, что его тревожит.
И это только 13-ая минута фильма из 83-х минут.
Но вернемся в будни Джесси. Опять школа, опять урок. На этот раз урок музыки, который ведет очаровательная учительница Мисс Эдмондс, глядя на которую Джесси начинает улыбаться. Это замечает Лесли и предлагает сфотографировать учительницу, чтобы любоваться ею.
После урока музыки, вдохновленный Джесси рисует прям в автобусе, что вызывает неподдельный интерес наблюдающей за ним Лесли. Но Джесси захлопывает свой альбом перед любопытным носом Лесли. А вот здесь появляется важная сюжетообразующая деталь - жвачка Джуси фрут. Многие сочтут это продуктплейсментом, но опытный сценарист вам скажет, что если нет такой детали, то конструкция сюжета будет не правильной. Без такой детали история не будет должным образом работать. Есть не только сюжетообразующие детали, но еще есть и сюжетообразующие происшествия. Это к примеру, как в фильме Крепкие орешки: Полицейский из Нью-Йорка приезжает на Рождество к жене, живущей в Лос-Анджелесе, чтобы попытаться возродить угасшие чувства, однако здание, в котором работает супруга, оказывается захвачено террористами.
А вот это - сюжетообразующее происшествие.
Джесси берет жвачку и с этого момента начинается дружба Джесси и Лесли. Джесси впускает ее в свой мир. С этого момента у ребят появилась настоящая дружба. У Джесси все еще звучит в голове песня, которую они всем классом пели на уроке музыки. Джесси сидит дома, все так же орет телевизор, ссорятся старшие сестры из-за передачи, а Джесси смотрит на родителей, которые обсуждают расходы. Мама предлагает отцу взять еще одну смену на работе, тк денег не хватает. Отец ловит взгляд Джесси и пристально всматривается в ответ... Джесси спохватившись пытается смотреть телевизор, но отец прожигает сына взглядом.
Очень странная и неприятная сцена. Но в этой сцене есть подсказка. Отец и мама говорят про деньги, которых не хватает. Отец смотрит на единственного сына, который никак не помогает. Похож ли этот взгляд на взгляд любящего отца?
Опять школа, опять нападки со стороны одноклассников на Джесси, которые толкают его, выбивая альбом с рисунками, который Джесси решил носить с собой, чтоб младшая сестра там больше не рисовала. Альбом подбирает Лесли и рассматривает рисунки. Лесли хвалит Джесси, сообщая что у него талант. Джесси еще никто не хвалил за весь фильм и смущаясь, Джесси благодарит Лесли.
Здесь нужно остановиться подробней.
До этого у Джесси не было друзей и по сути Лесли - первый друг Джесси. Лесли хвалит рисунки Джесси, как окажется дальше, Джесси рисовать научился сам. Джесси ищет похвалы от отца, но не получает этого. Любой ребенок хочет, чтобы его талант заметили. Талант Джесси замечает Лесли. И теперь, после похвалы Лесли, Джесси вступает на тернистый путь самообмана.
Опять школа, опять урок, но на этот раз литературы. Учительница хвалит сочинение, которое поразило ее до глубины души. Автором оказывается Лесли и учительница предлагает прочитать Лесли свое сочинение. Весь класс в шоке. Лесли начинает читать. Сочинение настолько необычное, что Джесси начинает фантазировать. Перед глазами Джесси появляются пузыри и рыбы, про которые читает Лесли.
И тут учительница задает домашнее задание - посмотреть телепередачу. Но у Лесли нет телевизора, тк ее родители - писатели и телевизор им не нужен. Весь класс конечно разражается диким ором. Что еще раз дает понять зрителю, что Лесли - не такая как все. Теперь все начинают задирать Лесли, что еще сильней сближает ее с Джесси.
Но мы совсем забыли про псевдо-антагониста - Дженнис, которая всех терроризирует. Расстроенная Лесли заходит в школьный автобус и садится на последний ряд, что делать ни в коем случае нельзя, тк это место банды Дженнис. В этот момент в автобус заходит банда с самой Дженнис. Джесси бросается спасать Лесли, а Дженнис пенками прогоняет Лесли через все сидения. Лесли спасаясь садится рядом с Джесси. Выйдя из автобуса около дома, Лесли предлагает Джесси как-либо развлечься. Младшая сестра тоже хочет играть с Джесси и Лесли, но Джесси прогоняет сестру. Обиженная сестра убегает, но ее окликает Лесли, которая предлагает взять ее Барби, тк Лесли больше не играет в куклы.
Здесь нужно остановиться подробней.
Здесь можно заметить, что Лесли предлагает Джесси начать проводить время вдвоем. Также Лесли говорит сестре Джесси, чтоб она взяла себе куклы Лесли, тем самым намекая что Лесли уже взрослая. Для юной аудитории это проходная сцена, а для взрослой - многое объясняет. Здесь же Лесли намекает, что всегда хотела собаку. Это намек созревающей девушки на готовность получать подарки от противоположного пола.
Есть девочка, которая чувствует, что ей уже пора дружить с мальчиком. Есть мальчик, который чувствует, что нужно дружить с девочкой - у ребят все отлично, они двигаются в правильном направлении. Это естественное желание, которое присуще всем. Ребята бегают по полям и случайно забегают в лес. В лесу Джесси спрашивает про море, о котором Лесли так хорошо написала. Но Лесли сообщает, что ни разу не была на море. Джесси понял, что Лесли - наврала. Но Лесли поправляет Джесси: «Я все выдумала, а это не то же самое, что соврать!».
Здесь нужно остановиться подробней.
Лесли начинает показывать-объяснять Джесси, что такое воображение и как оно может работать. Для детской же аудитории Лесли начинает подготовку к перехожу в "волшебный мир Терабитии". Не забыли еще что этот фильм позиционируется как сказка?! ))
Лесли замечает канатную качель над речкой - сюжетообразующая деталь номер два. Которая будет являться и переходом в другой мир. Это как шкаф в Хрониках Нарнии. Она же - МОСТ В ТЕРАБИТИЮ. Она же - начало второго акта. Лесли сразу же запрыгивает на канатную качель и игнорируя здравые опасения Джесси, начинает кататься через речку.
Здесь нужно остановиться подробней.
Мальчик и девочка, вдалеке от родителей, катаются через речку на канатной качели, испытывая удовольствие от полета. Типичное половое созревание. Здесь же начинают проявляться фантазии и первая влюбленность.
После катания на качели, Лесли предлагает найти место только для них. Это естественное желание девушки уединиться, обезопасить отношения, обособиться от внешнего мира, чтоб никто не мешал.
Джесси совершенно не понимает намеков и Лесли объясняет на пальцах: «Нужно придумать волшебное королевство, где мы с тобой будем Король и Королева!». Единственный способ попасть туда - с помощью этой чудесной веревки. Лесли запрыгивает на качель и исчезает в кустах противоположного берега. Джесси бросается на помощь, перелетает на другой берег и начинает искать Лесли. Лесли появляется неподалеку и снова пропадает меж деревьев. Джесси обращает внимание на обычную белку. Дует ветер, качая деревья, скрипят сухие ветки - жутковатая атмосфера. Лесли пугает Джесси, выпрыгнув из-за дерева. Джесси хочет уйти отсюда, на что Лесли отвечает, что жители Терабитии могут услышать и опечалятся от таких слов. И тут Лесли находит ржавый заброшенный пикап, который покрыт мхом.
Здесь нужно остановиться подробней.
Пикап был здесь кем-то брошен, но кем? Эта линия тоже не будет раскрыта, но в конце я напишу свою версию.
Лесли сообщает они подобрались к королевству Темного Властелина. Джесси просит Лесли вернуться, но Лесли увидела еще кое-что интересное. Джесси бежит за Лесли и случайно замечает между деревьями черную фигуру, которая скрывается за деревьями. Это - Темный Властелин. Но фигура быстро скрывается за деревьями. А тем временем Лесли находит заброшенный домик на дереве.
Здесь нужно остановиться подробней.
Джесси не просто так замечает темную фигуру. Фигура будет периодически мелькать, давая детской аудитории ясно понять, что это опасное место. А вот взрослому зрителю эта темная фигура может прояснить некоторые скрытые детали сюжета.
Лесли и Джесси поднимаются в свой дом, где Джесси замечает стрекоз. Но Лесли поправляет Джесси: «Это не стрекозы, а воины из мотыльковых провинций!». Джесси не понимает, о чем говорит Лесли, но Лесли настаивает на том, что это не дом, а руины великой крепости и Джесси вместе с Лесли пришли освободить пленников от Темного Властелина. Лесли строит в голове Джесси их будущий мир. В поддержку слов Лесли, поднимается сильный ветер, что отчасти влияет на веру Джесси в то, что говорит Лесли.
Подобная методика убеждения используется Доном Хуаном, в книге "Учения Дона Хуана", за авторством Карлоса Кастанеды.
На следующий день Джесси принимает правила игры Лесли и они вместе начинают строить свой дом. Тащат из родительских домов все, что может пригодиться в их совместном доме, для обустройства быта. Дом построен, теперь нужна имитация опасности для защиты мужчиной женщины и дома. Инстинктивно дети это чувствуют и действуют согласно данной модели.
Снова школа, снова урок музыки. Снова красивая и молодая мисс Эдмондс заставляет Джесси улыбаться. Не случайно учительница появляется сразу после обустроенного быта в уединенном лесном домике. Взрослому зрителю намекают, что скоро Джесси должен будет сделать выбор. После урока музыки, мисс Эдмондс идет с коробками в руках, Лесли предлагает Джесси помочь мисс Эдмондс, но Джесси отказывается, тк на встречу Джесси идут одноклассники. Джесси не привык никому помогать от чистого сердца, особенно девушкам, но дома он это делает потому что требует отец.
Опять автобус, опять Дженнис, которая имитирует падение в автобусе и обвиняет в своем падении - Джесси. Без вины виноватый Джесси идет домой пешком. Данная сцена нужна всего лишь для того, чтобы создать динамику в драматургии фильма - хорошее, плохое, хорошее, плохое. Сцена никак не влияет на раскрытие и становление Джесси (если мы точно уверены, что главный герой этого фильма - Джесси), но об этом - позже. Но в кино должны быть подобные сцены, чтобы не было очень плотного повествования, когда зритель не успевает выдохнуть, а затаив дыхание ждет продолжения.
Джесси доходит домой пешком, а около дороги его ждет - Лесли, которая делает домашнее задание...
Конец первой части.
Спасибо, что дочитали до конца. Продолжение следует.