Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
1 марта 2020 отметил своё 80-летие один из самых своеобразных гитаристов современной импровизационной музыки — Ральф Таунер (Ralph Towner), сооснователь американской фьюжн-группы Oregon.
Почему группа называется «Орегон»? Дело в том, что именно из этого отдалённого штата на северо-западе США родом два её участника-основателя, из которых до настоящего момента в группе играет только один — Ральф Таунер. Второй, контрабасист Гленн Мур, выступал с «Орегоном» до 2015 года, но пять лет назад его сменил музыкант следующего поколения, итальянец Паолино Далла Порта. Неудивительно: Гленну Муру тоже уже к 80, ему трудно гастролировать. Правда, последние оставшиеся в группе члены оригинального состава тоже не молоды: гобоист, бас-кларнетист и саксофонист Пол Маккэндлесс отметил 73-й день рождения, ну а Таунер и вовсе сегодня перешагнул за 80, но им туры в последние годы давались легче. Всё это неудивительно, ведь Oregon — прямо скажем, группа не совсем новая. Она существует под этим названием уже 49 лет (!), а её первый состав ещё до своего дебюта в 1971 г. около полутора лет работал вместе в составе нью-йоркского коллектива Winter Consort. Руководитель «Консорта», вышедший из джазовых кругов саксофонист Пол Уинтер, разрабатывал с этим составом ранние варианты той стилистики, которая впоследствии получила название «ворлд мьюзик», мировая музыка. Собственно, те четверо, кто, покинув «Консорт», создал группу Oregon, продолжали именно эту линию, но только оставаясь в целом скорее на джазовой стороне. Вот только музыка, которую они писали и исполняли, вбирала в себя далеко не только джазовые элементы.
17 лет назад в репортаже с московских концертов «Орегона» 2003 года автор этих строк (под общеизвестным псевдонимом) писал:
Я затрудняюсь сказать, что же главное в музыке Oregon. Элементы «мировой музыки»? Внеевропейские системы тональной организации, между которыми группа иногда переключается с непринужденностью перехода из минора в мажор? Смены ритмической организации — от джазового свинга к индийским перкуссионным структурам, затем к метрономичности фанка и к сложным размерам европейской композиторской традиции, далее везде? Густые (хотя вполне прозрачно звучащие) гармонические цепочки, которые иногда (например, когда Пол Маккэндлесс берет в руки наименее ассоциирующийся с джазом инструмент своего арсенала — гобой) начинают звучать практически как тексты европейских академических композиторов? Тембровые контрасты, которые с одинаково высоким вкусом достигаются и переключением электронных эффектов, и просто сменой вполне конвенционных акустических инструментов? Да. Всё это — и ещё многое другое, что в комплексе дает музыку Oregon.
В принципе, до сего дня я готов подписаться под каждым из этих слов. Даже при возвращении в Москву в 2017 г. на фестиваль Игоря Бутмана «Джазовые сезоны в Горках Ленинских» это был всё тот же «Орегон» — во всём блеске, обусловленном прежде всего, конечно же, незаурядным композиторским дарованием и импровизаторским мастерством Ральфа Таунера. 77-летний тогда, этот выдающийся музыкант, несмотря на кажущуюся внешнюю немощь, высился в музыкальной картине «Орегона», как скала высится над лесом, и при этом взаимодействие с ним остальных трёх музыкантов (Маккэндлесс, Далла Порта и барабанщик/перкуссионист Марк Уокер) носило прежний, чисто орегоновский характер, который трудно определить иначе, как музыкальную телепатию.
ВИДЕО: Oregon на фестивале «Джазовые сезоны» в Горках Ленинских, 2017
Что же до стилистики этого волшебного выступления, то могу только вновь процитировать себя же 17-летней давности, потому что особенности группы, составляющие сущность её уникальности, единичности в мире музыки, остались всё теми же:
…это космически далеко от джазового мэйнстрима: блюзовые идиомы, афроамериканская ритмика и акустический консерватизм в этой музыке встречаются не чаще, чем вода в пустыне. Но это — искусство музыкальной импровизации в одном из лучших своих проявлений, так что автору любые рассуждения на тему «джаз это или не джаз» представляются не то чтобы лишними, а просто не стоящими интеллектуальных усилий.
Впервые Oregon побывали в Москве ещё в июне 1999 г., мало того, их альбом 2000 г. «Oregon in Moscow» был именно в Москве и записан. Альбом был номинирован на премию Grammy по четырём номинациям и в одной из них — «Лучшая звукорежиссура» — получил заветный бронзовый граммофончик. Записывал его в уничтоженной ныне Пятой студии Государственного дома звукозаписи продюсер Стив Родби (известный также как басист Pat Metheny Group), а симфоническим оркестром при записи дирижировал народный артист РФ Георгий Гаранян (1934-2010) — что, кстати, сделало Георгия Арамовича первым в российском джазе лауреатом «Грэмми», пусть и не персональным (подробнее см. в интервью Гараняна «Джаз.Ру» от сентября 1999).
Автор этих строк слышал Таунера не только в составе группы: например, в 2016 г. мне довелось видеть его в Норвегии на Trondheim Jazz Festival в дуэте со знаменитым итальянским трубачом Паоло Фрезу. Вот в заключение этого краткого очерка небольшой отрывок из репортажа с фестиваля, где я пытался разобраться в природе мастерства Таунера:
Важнейший момент для описания мастерства этого выдающегося артиста: изобретательность Таунера в соло поражает не столько импровизаторской «натренированностью», сколько композиторской глубиной — ощущение такое, что он буквально на ходу создаёт для импровизируемой им мелодической линии полную аранжировку, включающую басовую партию, аккордовую последовательность и ритмические акценты (хотя, конечно, всё это хорошо подготовлено, но при этом мы явно слышим именно импровизацию, а не заученный нотный текст!)
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!